Фрагмент для ознакомления
2
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования 5
1.1. Психофизиологические особенности девушек –учащихся общеобразовательной школы 5
1.2. Мюзикл аэробика – как инновационное танцевальное направление в аэробике 8
Глава 2. Методические особенности занятий мюзикл аэробикой 11
2.1. Цели и задачи мюзикл аэробики как формы физического воспитания девушек старшего школьного возраста 11
2.1 Методы и средства преподавания мюзикл аэробики 13
Заключение 19
Список использованных источников 21
Введение
Проблема исследования заключается в недостатке вариативности и размеренности, монотонности занятий с девушками школьного возраста. Полным отсутствием мотивации у девушек-школьниц к занятиям физической культурой, из-за низкой интенсивности, моторной плотности, активность занимающихся становится низкой. Происходит дезорганизация школьников к выполнению в дальнейшем нужных заданий.
Итогом подводим, что проблема эффектности занятий с девушками - школьницами является весьма актуальной.
Процесс овладения двигательными действиями (трудовыми, спортивными, экспрессивными и т.д.) протекает гораздо успешнее, когда девушки-школьницы, занимающийся аэробикой, обладают сильными, выносливыми и быстрыми мышцами, гибким телом и высокоразвитыми навыками управления собой и своим телом, своими движениями. Развитие основных физических качеств при занятии аэробикой имеет немаловажное значение, но целенаправленное воздействие на организм требует рационально построенных тренировочных комплексов.
Мюзикл аэробика – является универсальным направлением. Такая аэробика особенно подойдем для девушек школьного возраста.
Результат в аэробике во многом определяется уровнем развития физических качеств. Это требует постоянного совершенствования средств и методов тренировки.
Предметом исследования является физическое воспитание девушек школьного возраста.
Объектом исследования является использование элементов мюзикл аэробике на занятиях с девушками школьного возраста.
Цель исследования. Повышение эффективности занятий с девушками старшего школьного возраста с использованием мюзикл-аэробики.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Раскрыть методические особенности занятий мюзикл аэробикой.
3. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза. Мюзикл-аэробика - разновидность аэробики, которая позволяет значимо повышать уровень развития основных физических качеств девушек старшего школьного возраста.
Методы исследования: – методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глава, заключения, список использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Психофизиологические особенности девушек –учащихся общеобразовательной школы
Для каждого этапа онтогенеза характерны свои специфические анатомо-физиологические особенности. Развитие организма протекает неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка тканей организма, их формирование [22,26].
Итак, в старшем школьном возрасте организм начинает перестраиваться в связи с половым созреванием. Изменения начинаются со стороны нервной системы, в которой происходит увеличение между различными корковыми центрами, за счет роста отростков нейронов [28].
В 13-15 лет главным образом происходит процесс завершения глубоких функциональных перестроек организма и состояние организма все больше приближается к состоянию, которое характерно для взрослого человека.
Необходимо отметить, что процесс окостенения к возрасту 15 лет еще будет не завершенным. Процесс полного сращения костей тела заканчивается только к 20-21 году. Процесс окостенения ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья заканчивается к 20-25 годам, окостенения фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны соответственно к 15-21 и 17-21 годам [21].
Возраст 16-17 лет привносит значительные изменения в жизни личности в телесном, умственном и эмоциональном плане. Самый важный, и чаще всего задаваемый себе вопрос в этот период – «Кем я являюсь?» В это время подросток ищет себя, поэтому образ собственного Я еще не является прочным. В результате успешного поиска подросток, перешедший в юношеский возраст, находит тождественность с собственным «Я», свою идентичность [20].
Образ собственного «Я» состоит из концепции себя, наиболее интенсивно формирующейся в подростковом возрасте, до этого является относительно не развитым и нестабильным.
Самооценка выступает эмоционально-оценочным компонентом собственного «Я», если уровень самооценки низкий, то поведение становится крайне осторожным и тревожным, если высокий – наблюдается повышенная готовность к риску.
Уровень самооценки личности повышается, когда ей удается реализовать мотивации, сформированные в ходе идентификаций, и он может вызвать напряжение, если, например, во избежание отрицательного отношения со стороны окружающих, человеку приходится понизить уровень своих идеалов.
Таким образом, самооценка выполняет сложную регулирующую роль в развитии «Я» и личности девушки, ее колебания могут вызвать значимые реакции [22].
Интенсивность социализации в юношеском возрасте повышает уровень интенциональности потребности в персонализации.
Механизм интенсивности социализации таков:
- любое переживание, которое воспринимается индивидом как имеющее ценность в плане обозначения его индивидуальности, актуализирует потребность в персонализации и определяет поиск значимого другого, в котором индивид мог бы приобрести идеальную представленность;
- в любой ситуации общения индивид пытается определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в каждом конкретном случае доступны персонализации. Невозможность их осуществления ведет к поиску новых возможностей в самом себе или предметной деятельности;
- из двух или более партнеров по общению субъект при прочих равных условиях отдает предпочтение тому, кто обеспечивает максимально адекватную персонализацию» [5].
Активность в рассматриваемый период школьниц в значительной степени ориентирована на то, чтобы занять определенное место в социальной группе.
Активность одаренных девушек гармонизирует их личностное развитие именно благодаря тому, что она нуждается в развитии навыков социального взаимодействия, формировании чувства собственной значимости «на полезной стороне жизни», основанного не в надменности, что идет от комплекса неполноценности, а на чувстве принадлежности к людям, критерием взаимооценки которых, прежде всего, являются результаты деятельности.
В рассматриваемом возрасте происходит согласование статусных притязаний, переориентация личности с диктата индивидуальных потребностей на сознательное согласование и гармонизацию индивидуального и социального. Этот процесс является содержанием нравственного развития. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы.
Процесс социализации девушек не исчерпывается ситуативным взаимодействием личности с референтными лицами и социальными группами. Важнейшими институтами социализации остаются семья и школа.
Рост тела в длину начинает заканчиваться к 15 годам. В связи с этим, упражнения на резкие толчки во время приземления с высоты, толчки в плечо при единоборствах за мяч, резкие повороты и остановки, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу способствуют вызвать смещения костей плечевого пояса и таза, неправильное их срастание. Большие нагрузки на нижние конечности, в случае, когда процесс окостенения не закончился, могут привести к возникновению плоскостопия [2].
Возраст 13-16 лет имеет свои особенности развития организма, а также различным уровнем двигательной подготовленности юношей и девушек, т.е. присутствуют особенности полового развития.
В возрасте 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков появляются благоприятные условия для развития силы [6].
Этот период продолжается примерно до 30 лет и более. Ограничения касаются больших отягощений, которые могут привести к нарушениям в развитии позвоночника, появлению паховых грыж. Противопоказаны также упражнения с сильным натуживанием [25,27].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексанян С. Н. Средства и методы хореографии в танцевальной аэробике [учеб. -метод. пособие] / С. Н. Алексанян, Е. Н. Коюмджян, О. А. Шарина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 110 с.
2. Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана Камран Кызы Характеристика мышечной составляющей тела девушек разной конституции / Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана Камран Кызы //Журнал анатомии и гистопатологии. -2017.-№3.-С.29-32.
3. Аэробика. Теория и методика проведения занятий /Под общей ред. Е.М. Мякинченко и М.П. Шестакова, М. CпортАкадемПресс, 2002,-304 с.
4. Барановская, Т. Г. Функции музыки в системе межкультурной коммуникации / Т. Г. Барановская // Культура, наука, образование в современном мире: материалы науч. конф. г. Гродно, 11–12 мая 2011 г. – Гродно, 2022.
5. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 1 (79). – С. 73–76.
6. Грабовская Т.А. Физическая культура в жизни женщин [Текст] : учебное пособие / Т. А. Грабовская. - Витебск: ВГУ им. П. Машерова, 2021. - 59 с.
7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Мн.: Белинкоммаш, 1993. – 99 с.
8. Каджаспиров Ю.Г. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией / Ю.Г Каджаспиров // Физическая культура в школе. 2005. - №1. С. 15. №2.
9. С.3. Михайлова, Э.И. Аэробика в школе. : учебно-методическое пособие [для учителя физической культуры] / Э. И. Михайлова, Н. Г. Михайлов. - Москва: Советский спорт, 2014. 121.
10. Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика. : метод. пособие/ Н.В.Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева. – СПб. : Познание, 2001.- 104с.; Беспутчик, В.Г. Эмоции на уроке / В. Г. Беспутчик // Физическая культура в школе. - 2005. - № 7 - С.36-37.
11. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 2010 - №1. - с. 13-23.
12. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. : учеб.-метод. пособие / Е. С. Крючек. - М. : Терра-Спорт:Олимпия Пресс, 2001. - 62 с.;
13. Кухтова Н.В. Психология физической культуры и спорта, Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета физической культуры и спорта /Н.В. Кухтова.- Витебск, УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2022.-256 с.
14. Лисицкая Т. Словарь основных терминов и понятий, применяемых в фитнесе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tatianalisitskaya.ru/словарь-основных-терминов-и-понятий-п/
15. Мукашев Р. И. К вопросу о развитии скоростно-силовых способностей у школьников //Научный альманах. – 2017. – №. 5-2. – С. 72-74.
16. Сайкина Е.Г. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова// Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: Сб. матер. Всеросс. науч.- практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. Ч. 2 . С. 46 - 52.
17. Сиротин О.А., Сиваков В.И. Оптимизация психических состояний школьников на уроках физической культуры// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2000, №1,с.15-17.
18. Скворцова А. Ю. Классическая аэробика: Учебное пособие – Новокузнецк, 2022. – 83 с.
19. Смирнова, Ю. В. Музыкальное сопровождение занятий физической культурой как социально-педагогическая проблема / Ю. В. Смирнова, Р. М. Кадыров // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 50.
20. Смоленцева В. Н. Возрастная физиология / В. Н. Смоленцева, В. В. Вернер. - Омск: Издательство Сиб ГАФК, 2000. -С.-26-28.
21. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник для вузов физической культуры [для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Спорт, 2015. - 618, [1] с.
22. Страдина М.С. Возрастная морфология / М.С. Страдина. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2014. - 268с.
23. Строгова Н. В. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека / Н. В. Строгова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516025/. – Дата доступа: 14.05.2019.
24. Сухарева Т.Д. Танцевальная аэробика/ Т.Д. Суханова. Витебск: – К. : Факт, 2000. – 176 с.
25. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - Москва : Советский спорт, 2007. - 463 с.
26. Урок физической культуры / Ж. Е. Фирилева, А. И. Рябчиков, О. В. Загрежская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 285 с.
27. Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика [Электронный ресурс] : (Науч.-теорет. конф. 14-15 дек. 1993 года, г. Санкт-Петербург). Кн. 1 / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта; Под ред. В.А. Щеголева и др. - СПб. : [б. и.], 1993.
28. Шанина Т.Г. Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы старших школьников / Т.Г. Шанина, О.М. Филькина, Е.А. Во-робьева // Здоровье ребенка. 2011. № 3. С. 34–37
29. Юсупова Л.А., В.М. Миронова. Аэробика. Уч.мет.пособие. Мн., 2020. -156 c.
30. Якуб И.Ю., Крыжановская О.А. Роль музыкального сопровождения во время физической активности // Молодой ученый. – 2016. – №13. – 895 с.