Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей. Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности. Такая необходимая сегодня наука, как экология, призвана помочь человечеству решить проблемы выживания и своего дальнейшего существования на планете [18, с. 43]. Экологическое воспитание человека — это, возможно, последний шанс остаться на этой планете живым…
Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения в нынешних реалиях так же высока, как значимость духовно-нравственного, а также патриотического воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое, правовое и экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека, приобретая новые грани [4,с. 10].
Вопрос необходимости экологического воспитания в XXI веке очевиден. Кроме этого, важно исследовать истоки зарождения экологического воспитания, а также проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития. Для этого необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в целом и подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать облик людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется. Под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок, заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы природы, преобразует её в лучшую сторону.
Целью данной работы является рассмотрение темы экологического воспитания детей дошкольного возраста с общеобразовательной программой (ООП).
Задачи:
- описать цели и задачи экологического воспитания дошкольников;
- рассмотреть методы экологического воспитания;
- проанализировать формы и методы организации детей дошкольного возраста в процессе экологического образования;
- охарактеризовать особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ООП.
Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования - особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ООП.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» [2] созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического воспитания населения. Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, в соответствии с законом РФ «Об образовании», определено как одно из направлений государственной политики в образовании.
Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией) [1], соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.
Прежде, чем рассматривать понятие экологического воспитания, необходимо раскрыть понятие воспитание. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В литературе не разработан единый подход к определению экологического воспитания. Первая группа исследователей раскрывает это как процесс формирования экологической культуры.
Т.Б. Казарцева и Е.В. Дудова определили экологическое воспитание как непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование их экологической культуры [9, с.56].
T.A. Серебрякова трактует концепцию экологического воспитания как систему воздействия на членов общества для формирования экологической культуры, человечности и научно обоснованного отношения к природе на основе национальных и общечеловеческих ценностей [20, с.114].
Более того, уже в определениях мы видим компонентный состав экологического воспитания, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что в описанном подходе экологическое воспитание черпает свое содержание из экологической культуры как нравственной и духовной сферы человеческой жизни, характеризующей уникальность его взаимодействия с природой.
Вторая группа исследователей определяет экологическое воспитание как процесс формирования системы экологических знаний, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств.
Е.А. Борисова пишет, что экологическое воспитание - это развитие у детей представлений об окружающем мире, состоящих из живой и неживой природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости компонентов мира, формирования гуманного отношения к природе [5, с.111].
С. Н. Николаева под экологическим воспитанием понимает приобщение детей к природе, в основе которой лежит экологический подход, в котором педагогический процесс основан на основных идеях и понятиях экологии [11, с.114].
Таким образом, представленный подход концентрируется на компоненте знаний экологического воспитания, который служит основой для формирования взглядов, убеждений, нравственных качеств, ответственного и гуманного отношения к природе. В этом случае авторы не углубляются в деятельностную или поведенческую составляющую экологического образования.
Третья группа исследователей в области экологического воспитания понимает процесс формирования заботливого отношения к природе.
И.И. Скибицкая и Н.Н. Сорокин считают, что экологическое воспитание - это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте [21, с.167].
Таким образом, представленный подход ориентирован на деятельностную составляющую экологического воспитания, в основе которой лежат взгляды, убеждения, нравственные качества, ответственное и гуманное отношение к природе. При этом авторы не говорят о тех знаниях, которые эти убеждения и ценности сформировали.
Автор Т.Ю. Бурлакова пишет, что экологическое воспитание - это целенаправленная система работы с детьми, ведущую роль в реализации которой играют технологии природоохранной и образовательной деятельности, выполняемые учителями последовательно и систематически [6, с.133]. Эта концепция не раскрывает предметную сторону экологического образования, а скорее описывает его организационную составляющую.
Для того чтобы раскрыть понятие, остановимся на структурных составляющих экологического воспитания. Структурными компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией всей социальной деятельности.
Под экологическим сознанием в науке принято понимать совокупность взглядов, теорий и законов, которые в динамике отражают развитие отношений между природой и человеком. Экологическое сознание предполагает мировоззрение, основанное на усвоении закона: живые существа неразрывно связаны с окружающей средой. Закон в равной степени распространяется на растения, животных и людей. Никто не может избежать этого закона, поэтому его необходимо знать, понимать и руководствоваться в жизни и в отношениях с природой.
Различаются различные классификации экологического сознания.
Исходя из качества носителя экологического сознания, различают повседневный носитель, который регулирует поведение, отношение, оценку человека в повседневной жизни (не выбрасывать мусор в неположенных местах и т. д.), и профессиональный носитель - экологическое сознание людей, которые благодаря своей деятельности могут оказывать влияние на экологическое состояние окружающей среды. По количеству субъектов с экологическим сознанием различают индивидуальное и массовое сознание. Индивидуальное сознание присуще отдельному индивиду. Массовое экологическое сознание основано на традициях, содержит советы, инструкции, которые передаются из поколения в поколение.
Таким образом, экологическое сознание - это форма человеческого сознания (социального или индивидуального), включающая в себя сочетание мотивации, взглядов, теорий и идей, которые отражают экологическую сторону жизни и отношения между человеком и окружающей средой, которые формируются в двух основных способах: стихийно и целенаправленно.
Экологическое отношение характеризуется психологическим отношением к природной и социальной среде. Отношения отражают психологическое настроение человека, особенно восприятие экологических проблем. Экологические отношения пронизаны чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражают гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Разумное и ответственное отношение к природе необходимо, прежде всего, для самого человека, чтобы он мог стать и быть человеком, защищая и развивая полноту и достоинство человека.
Таким образом, экологические отношения представляют собой формирование субъективных отношений между человеком и природой, которые складываются и развиваются в процессе их взаимодействия. Экологические отношения представлены системой моральных принципов, установок, моральных позиций экологического содержания, которые регулируют повседневную жизнь и деятельность людей, непримиримостью ко всем проявлениям неосторожного и противоправного поведения в природе. Они определяют способность человека ориентировать свое поведение на определенные социальные нормы и модели поведения в природе, учитывают уровень формирования образовательных, исследовательских, оценочных и экологических навыков, а также опыт применения знаний в жизненных ситуациях.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3) Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2021
4) Бобылёва, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 7. – С. 10 – 15.
5) Борисова Е.А. Экологическое воспитание дошкольников // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2017. № 5 (6). С. 111-112.
6) Бурлакова Т.Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 168 с.
7) Волошина Л. Н., Алгоритм проектирования квест-технологии в условиях непрерывного экологического образования дошкольников и младших школьников // Начальная школа. — 2019. — № 12. — С. 50-54.
8) Гобозева О. В., Методы формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста // Образование в современной школе. — 2020. — № 5/6. — С. 32.
9) Казарцева Т.Б., Дудова Е.В. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников // Современные исследования. 2018: материалы Междунар. (заочн.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. С. 55-61
10) Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
11) Николаева, С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – Москва : Новая школа, 2018
12) Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. 7-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 272 с.
13) Николаева С., Эколого-педагогическая компетентность специалистов дошкольного воспитания : редакционный проект // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 9. — С. 41-49.
14) Пантелеева Н. Г., Профессиональная подготовка воспитателей-экологов на современном этапе // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 186-195.
15) Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2000.
16) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.
17) Рыжова Л. В., Экологические досуги по теме «Комнатные цветы»: (для детей 5-7 лет) // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 8. — С. 32-38
18) Рыжова Л. В., Экологические занятия // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 5. — С. 43-48.
19) Третьяков А. Л., Детерминирующие факторы организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 6. — С. 20-23.
20) Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва: Академия, 2008.
21) Скибицкая И.И., Сорокина Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конференции. 2016. С. 167-169.
22) Суслова С. М., Экологический квест как форма образовательной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 6. — С. 24-29.
23) Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. –Москва : Политиздат, 1985. – 270 с.
24) Тетушкина Л., Подснежники : театрализованное экологическое представление для детей 5-7 лет // Музыкальный руководитель. — 2020. — № 1. — С. 31-33.
25) Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2006. Т. 3. 476 с.