Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В школьной программе изучению имени существительного отводится достаточно большое место, поскольку к имени существительному относится большой разряд слов, имеющих большие семантические возможности и разнообразные синтаксические функции.
Главными грамматическими категориями имени существительного являются категории рода, числа и падежа. Эффективность коммуникативно-познавательного подхода при изучении темы «имя существительное» зависит от того, какие технологии и методические приёмы выбирает учитель для формирования понятия «имя существительное».
Глава 1. Теоретические основы изучения категории рода имени существительного в основной школе на коммуникативно-познавательной основе
1.1. Категория рода имени существительного: сущностные и содержательные характеристики
Категория грамматического рода не перестаёт привлекать внимание исследователей различных областей гуманитарных наук. Исследования и
дискуссии относительно аспектов данной категории рождают различные версии и теории, каждая из которых находит своих сторонников. Исследования А.А. Потебни показывают, что род существительных, называющих вещи и понятия, потенциально связан с полом, когда речь идет об олицетворении, к примеру, в художественных произведениях. В подобных случаях обязательно, чтобы слова мужского рода представляли персонажей мужского пола, а слова женского рода - персонажей женского пола [21]. Способы разрешения существующих противоречий в современных учебных программах по русскому языку представлен по-разному. У учащихся, начиная с начальной школы часто возникают трудности в усвоении грамматической категории рода имён существительных. Подавляющее большинство школьников уверены, что существительные изменяются по родам, а не закреплены за одним из родов. Или, к примеру, слова доктор, врач, кондуктор, директор и им подобные, относятся к общему роду, поскольку ими можно назвать и мужчину, и женщину. По мнению некоторых учеников, слова плакса, грязнуля, умница и др., принадлежат к женскому роду, поскольку можно подставить местоимение она и выделить окончание – а. Это те факторы, которые говорят о неблагополучии при формировании у школьников понятия родовой принадлежности имён существительных. Причины ошибок в определении категории рода, которые допускают не только школьники, но и студенты, следует искать и устранять на ранних этапах обучения. Школьники обычно без труда усваивают такие категории имен существительных:
-имя собственное и имя нарицательное;
-существительные одушевленные и неодушевленные.
При определении категории рода и её показателей школьники всегда испытывают трудности. В лингвистической и методической литературе особо стоит вопрос о самом понятии «общий род». Система ознакомления с особенностями существительных общего рода школьников начальной школы и основного звена требует особой методической разработки. С такими словами, как умница, задира, забияка и др., дети сталкиваются в учебной деятельности и в жизненных ситуациях. Определение рода таких слов не
всегда дается школьникам легко, если учитывать, что общий род в русском языке не имеет яркой грамматической выраженности. Актуальной проблемой школы является поиск путей создания эффективных условий для обеспечения сознательного усвоения знаний школьниками по русскому языку. В последние десятилетия учителя школ столкнулись с проблемой, когда достаточно часто русскому языку обучаются дети, для которых русский язык не является родным и это представляет для педагогов дополнительные сложности. Методисты считают, что отчасти решением данной проблемы может быть создание на уроках русского языка проблемных и диалоговых ситуаций, способствующих развитию продуктивной интеллектуальной деятельности школьников. Для этих целей необходим соответствующий дидактический материал, который бы обладал всеми необходимыми признаками формируемых понятий и позволяющий провести анализ и сравнение выделенных существенных и несущественных свойств явлений и предметов. Эффективным усвоение грамматической категории станет в том случае, если ученик обучен:
- приему грамматического анализа языкового материала;
-приему сравнения и классификации изучаемых объектов;
-приему преобразования изучаемой единицы;
-постановке формально-грамматических вопросов.
1.2. Требования ФГОС к содержанию обучения по теме «Категория рода имён существительных» на коммуникативно-познавательной основе
Современный образовательный процесс реализуется в соответствии с требованиями ФГОС. В связи с чем, предлагаются различные подходы к изучению морфологии в целом и в частности. Рассматривая методику изучения частей речи в школе, следует отметить, что лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики [19]. Внимание учителя, несомненно, должно быть направлено на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, а также их роли при общении людей. Понятия о частях речи и о системе, которую они образуют, формируются в процессе их изучения. На основе анализа ФГОС и соответствующих УМК по русскому языку, в обобщенной формулировке можно отметить, что принят порядок изучения частей речи, согласно которому от общего ознакомления со всеми частями речи школьники переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Современные методисты, осознавая развивающее значение частей речи, предлагают самые различные подходы к их изучению, но при этом общая цель обучения должна оставаться остается единой, то есть, оптимальное общее развитие каждого школьника. К примеру, в рамках УМК Школа России предлагается определённый порядок изучения имени существительного. Пропедевтическая работа начинается с начальной школы. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. В самом начале основной школы, в частности, в 5-м и 6-м классах, задачи в этой области стоят перед школьниками следующие:
- углубить и систематизировать имеющиеся у них знания;
- пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке.
Автор одной из обучающих программ В.В. Бабайцева рекомендует как можно быстрее обращаться к практической работе. Подобранные для школьников задания к упражнениям помогут им быстро вспомнить значение имени существительного и его роль в предложении. Школьники закрепят грамматические умения изменять имена существительные по падежам и числам, правильно определять род, склонение, падеж и число имени существительного [5, с.50]. Нельзя также забывать и о повторении правописания окончаний существительных. В данном случае - новизну в уроки повторения привнесёт отработка способа распознавания падежа, в частности:
1. Найти слово, от которого зависит существительное.
2. Постановка от этого слова вопроса к существительному.
3. Определение падежа существительного по вопросу.
Систематизировать знания школьников в данном случае поможет работа над термином морфологические признаки имен существительных. Наглядные оформления записи учат находить школьников окончание у любых имен существительных и по нему определять род, число, падеж, т. е. все морфологические признаки данной части речи. Подобная запись готовит учеников к пониманию того, что каждое слово в языке имеет своё лексическое и грамматическое значение. В основной школе для учителя очень важно научить детей обобщать и систематизировать учебный материал. Обобщая материал, школьники учатся строить аргументированное рассуждение, к примеру, почему данное слово является именем существительным? Учебник, в рамках УМК дает в данном случае систематизированное изложение материала всего школьного курса русского языка.
1.3. Особенности изучения категории рода имени существительного в основной школе на коммуникативно-познавательной основе
Основной задачей при обучении русскому языку является развитие речи субъекта. Большую роль в этом играет коммуникативно-познавательная основа изучения содержательной части предмета. Система работы над созданием навыков активного владения языком реализуется в целях общения и учебно-познавательной деятельности школьников. Обучение русскому языку предполагает направленную языковую помощь в освоении и изучении категории рода имени существительного. В процессе учёбы школьники сталкиваются с проблемами освоения большого объёма текстового материала. Сложности при решении многочисленных проблем обусловлены малым словарным запасом учащихся [6]. Как учебные проблемы можно отметить неспособность строить логически и грамматически связанное устное или письменное высказывание. Помощью в преодолении подобных проблем может служить комплекс учебно-методических материалов, разработанный с учетом коммуникативно-познавательного подхода. В коммуникативной парадигме язык и его анализ связывают с овладением речевой деятельностью. Познавательную основу связывают с когницией, то есть с познанием и сопутствующими ему процессами. Суть коммуникативного подхода заключается в моделировании процесса обучения как реального языкового общения. Речь идёт о моделировании принципиально важных и сущностных параметров общения и безошибочного определения рода имени существительного [15]. Большую роль в этом играет:
-личностный характер коммуникативной деятельности субъекта;
- ситуации как формы функционирования общения;
-система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность субъектов [21].
Суть коммуникативно-познавательной основы заключается в направленности процесса обучения на решение многих проблем, в частности, познание и понимание человеком действительности, структурирование и использование полученных знаний. Мышление имеет две основные функции: познавательную и коммуникативную. В процессе познавательной деятельности школьники решают умственные задачи и открывают новые знания. В коммуникативной деятельности они решают речевые задачи, для чего необходимо осуществить речевое действие. При обучении связной речи целесообразно включить в учебно-методические материалы краткое объяснение теоретических положений с подробным анализом микротекстов, которые можно использовать непосредственно на уроках русского языка. Учебно-методические материалы, в частности, технологические карты уроков выстраиваются в последовательность заданий, при которой соблюдается пропорция системного, функционального (речевая компетенция) и коммуникативного подходов. Для достижения целей и задач с учётом требований коммуникативно-познавательной основы, рекомендуется специальная группа упражнений. Система специально подобранных заданий должна быть направлена на совершенствование рецептивных и репродуктивно-продуктивных умений и навыков. Вначале учитель предлагает языковые упражнения на наблюдение и восприятие группы слов и предложений. Затем он подбирает задания на синтаксическую и лексическую трансформацию [7]. Далее могут быть представлены речевые и коммуникативные задания, целью которых является воспроизведение текста и продуцирование собственного устного или письменного высказывания.
Глава 2. Работа с грамматической категорией рода имён существительных на уроках русского языка в 5 классе на коммуникативно-познавательной основе
2.1. Анализ УМК 5 классов на предмет изучения категории имени существительного
Раздел образовательной программы по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» составлен на основе ФГОС ООО. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задачами в 5 классе становится углубление и систематизация имеющихся знаний и пробуждение интереса дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке. Необходимо сравнить различные подходы к изучению имени существительного в методиках В.В. Бабайцевой и Т.А. Ладыженской. Методика Т.А. Ладыженской входит в состав учебно-методического комплекта по русскому языку для 5 класса. Имя существительное изучается в разделе «Морфология». Учащиеся 5 класса допускают ошибки в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно. Школьники затрудняются в склонении существительных, которые имеют форму только единственного или множественного числа. Данная тема является достаточно сложной, поскольку иногда можно слышать некорректное употребление форм существительных в речи взрослых людей [6]. Не заостряя внимания на пробелах в знаниях, В.В. Бабайцева В.В. рекомендует как можно скорее приступать к выполнению практических работ. По её мнению, задания к упражнениям помогут школьникам быстрее вспомнить значение имени существительного и его роль в предложении, правильно определять род, склонение, падеж и число имени существительного. Наглядное оформление записи позволит находить окончание у любых имен существительных и по нему определять род, число, падеж. УМК В.В. Бабайцевой представлен учебником «Русский язык. Теория», сборником задач и упражнений «Русский язык. Практика» и методическими рекомендациями. Положительная особенность учебника заключается в систематизированном изложении материала всего школьного курса русского языка.
Целью программы и УМК обучения русскому языку по Т.А. Ладыженской является познавательно-практическая направленность. Речь прежде всего идёт о знании и понимании школьниками родного языка и формировании у них языковых и речевых навыков. Т.А. Ладыженская выделяет специфическую цель своей программы – формирование лингвистической и коммуникационной компетенции школьников. Для этой цели она выделяет три группы задач, познавательные, практические и общепредметные. Программа выстроена с учетом принципов системности, доступности, научности и преемственности между разделами курса. Некоторые учителя практики придерживаются мнения, что в УМК Т.А. Ладыженской не всегда достаточно представлено упражнений на отработку умений и навыков в отдельных учебных разделах. Некоторые из предлагаемых упражнений рассчитаны на достаточно сильных учеников [17].
2.2. Трудности в изучении категории рода имён существительных у учащихся 5 классов на коммуникативно-познавательной основе
При определении категории рода у имени существительного часто возникают трудности определённого характера:
1. Существительные с суффиксами субъективной оценки, в частности, -ышк, -ишк, -ушк, -ищ, сохраняют род того слова, от которого они произошли (дом – домище, мужской род); (сарай – сараишко, мужской род) и др.
2. Родовая принадлежность несклоняемых существительных определяется значением слова. Неодушевленные существительные относятся к среднему роду (алоэ, какао, пианино, эскимо, желе, жюри и др.).
3. Несклоняемые названия лиц относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от пола обозначаемого лица. Слова леди, мисс, фрау относятся к женскому роду. К мужскому роду относятся слова денди, крупье, атташе и др. есть слова, которые относятся к общему роду. В частности, инкогнито, протеже и др.
4. Несклоняемые названия животных, колибри, какаду и др., в соответствии с литературной нормой относятся к мужскому роду. Исключение составляют слова, иваси, цеце, которые относятся к женскому роду. Названия животных в предложении могут употребляться как слова женского рода, если в тексте есть указание на самку животного, к примеру, кенгуру кормила детеныша.
У буквенных аббревиатур род связан с их морфологической формой. Аббревиатуры не склоняются и их родовая принадлежность как правило, определяется по роду главного слова – ВДНХ, поскольку главное слово здесь – выставка. Отдельные слова мужского рода в русском языке обозначают лиц как мужского, так и женского пола. Экономист, доцент, герой и др., поскольку эти существительные обозначают лиц по профессии, роду занятий, должности и звания. При использовании соответственных методов обучения. практически всем школьникам доступен для понимания проблемный метод обучения [18]. Нельзя говорить о том, что подобная методика с использованием проблемных методов обучения является инновационной, поскольку проблемный метод обучения был достаточно популярен в традиционной советской школе. Тем не менее, сегодня этот метод педагоги часто рассматривают именно как инновационный, поскольку сегодня в образовательном процессе преобладает индивидуальный подход, который официально регламентируется ФГОС. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровень проблемности и степень их познавательной активности сильно различаются [1]. Сложность управления проблемным методом обучения заключается в том, что постановка проблемной ситуации является индивидуальным процессом и педагогу необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход по отношению к каждому школьнику. При традиционном методе обучения педагог излагает теоретический материал в готовом виде. При использовании проблемного метода обучения учащихся необходимо подвести к существующему противоречию, а затем предложить им самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Типы проблемных ситуаций при изучении нового материала могут быть самые разнообразные. Владение педагогом технологиями подобного рода поможет ему организовать продуктивную деятельность школьников на уроках и учебных занятиях [19]. До сих пор популярна классификация проблемных ситуаций М.И.
2.3. Формирование грамматических умений у учащихся 5 классов при изучении категории рода имён существительных на коммуникативно-познавательной основе
Работа школьников на уроках в основной школе по данным темам в основном знакома учащимся, в связи с чем, эта работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Возможно использование заданий следующего характера:
-выделить основное правило в параграфе;
- указать новые термины и составить соответствующую таблицу и др. Как правило, всем этим темам отводится значительная часть времени. Опираясь на схемы, таблицы и правила в учебнике, педагогом организуется самостоятельная работа детей на уроке. К примеру, в работе над падежными формами множественного числа существительных внимание уделяется нормам формообразования, произношения и правописания и др. Умение определять род неизменяемых существительных, сохранять их неизменяемость, употребляя в позициях косвенных падежей, правильно согласовывать с ними другие слова, как правило, составляет главную проблему при рассмотрении данной группы имен существительных. Организуя работу над словами, с точки зрения способов их образования, можно создать проблемную ситуацию при помощи отдельных вопросов и заданий:
-для чего разные слова объединены в одной записи;
-какую мысль это в себе несёт;
-какой вывод о словообразовании имен существительных можно сделать;
-проиллюстрируйте этими словами свое изложение материала учебника и др. очень важна самостоятельная работа школьников с учебником. Необходимо обращать их внимание на логику изложения теоретических сведений и проверять их осознание и усвоение. При самостоятельном выполнении упражнений учебника выявляются те проблемные орфографические точки, которые, так или иначе связаны с изучением прошлого материала. Педагогу необходимо убедиться, что материал каждым школьником усвоен, осознан и может быть применён на практике. Очень важно здесь развивать механическую память и использовать для этого самые разнообразные средства контроля и соответствующие педагогические приемы работы, облегчающие детям запоминание [3]. Это прежде всего:
- четкая логика объяснения нового материала;
- сопоставление явлений, категорий, правил;
-соревнование, кто быстрей и лучше запомнит;
- графическое обозначение признаков орфограмм;
- мнемонические приемы при освоении формулировки правил;
-широкая наглядность: таблицы, схемы, правила и др.
Структура изучения имени существительного в 5-м классе может быть следующей. После небольшого повторения педагогом даётся понятие имени существительного, как части речи и рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Заключение
Как показал анализ лингвометодической литературы, центральное
место в грамматической системе имени существительного принадлежит категории рода. Это является главным средством выражения предметности и
определяет формы слов, подчиненных существительным. Категория рода занимает важное место в морфологической структуре существительного и часто определяет формы слова, подчиненные существительным. В настоящей работе:
-раскрыты сущностные и содержательные характеристики категории рода имени существительного;
-рассмотрены особенности изучения категории рода имени существительного в основной школе на коммуникативно-познавательной основе и требования ФГОС к содержанию обучения по теме «Категория рода имён существительных» на коммуникативно-познавательной основе;
-проведён анализ УМК 5 классов на предмет изучения категории имени существительного;
-рассмотрены трудности в изучении категории рода имён существительных у учащихся 5 классов на коммуникативно-познавательной основе.
-проанализирован алгоритм формирования грамматических умений у учащихся 5 классов при изучении категории рода имён существительных на коммуникативно-познавательной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка [Текст]
/ Е.С. Антонова – М.: Академия, 2010. – 448 с.
2. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Текст] /Н.С. Валгина - М.: Наука, 2011. – 217с.
3. Гаффоров, А. А. Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов / А. А. Гаффоров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1094-1097. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28631/ (дата обращения: 06.10.2022).
4. Демичева, В.В. К вопросу о количественных изменениях в группах существительных различной родовой принадлежности в языке XX века [Текст] / В.В. Демичева //Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Липецк, 2007. – С. 15 -18.
5. Демичева, В.В. Формирование у школьников грамматического понятия «категория рода имени существительного» при реализации ФГОС
[Текст] / В.В. Демичева //Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации //Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию вуза и 40-летию факультета – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016, С. 48 – 51.
6. Диброва, Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях [Текст] / Е.И. Диброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с.
7. Калмыкова, И. А. Особенности изучения категорий рода и числа имени существительного в начальной школе [Текст] / И.А. Калмыкова //Молодой ученый. - Вып. 7. – 2016. – С. 54-55.
8. Креславская, Т.А. Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе [Текст] / Т.А. Креславская //Начальная школа. No 11. – 2009. С. 81-84.
9. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) [Текст] / Е.С. Кубрякова //Актуальные проблемы современной лингвистики – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 46 –18.
10. Методика преподавания русского языка: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. Академия, 2011. – 464 с.
11. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А.М. Пешковский, - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 544 с.
12. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
13. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
14. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
15. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
16. Сенина, Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
17. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
18. Титов, В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html?ysclid=l8wz9aouhc712233827 (дата обращения: 06.10.2022).
20. Чежина, Е.С. Изменение имен существительных по числам. Определение рода имен существительных [Текст] / Е.С. Чежина //Начальная школа. No 5.– 2014. С. 71-74.
21. Ширяева, С. Н. Категория рода имени существительного / С. Н. Ширяева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 594-597. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39838/ (дата обращения: 06.10.2022).
22. Щерба, Е.А. Категория рода имени существительного в русских загадках [Текст] /Е.А. Щерба //Первое сентября. – 2016. – С.3-6.