Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн.др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации
Актуальность проблемы развития положительной мотивации учения у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.
Проанализировав актуальность и противоречия, мы определили проблему исследования: каким должно быть содержание работы, направленное на формировании положительной мотивации к учебной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать проблему формирования учебной мотивации младшего школьника с помощью современных технических средств обучения.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к учебной деятельности в начальных классах.
Предмет – современных технических средств обучения в формировании учебной мотивации младшего школьника с помощью современных технических средств обучения
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «учебная мотивация» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
3) Изучить роль современных технических средств в обучении
4) Рассмотреть формирование учебной мотивации с помощью современных технических средств обучения
Для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие
методы исследования:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Анализ понятия «учебная мотивация» в психолого-педагогической литературе
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись.
Психология мотивации формировалась на протяжении нескольких десятилетий и представляет собой совокупность разнообразных взглядов, которые исходят из таких областей как экспериментальная психология научения, социальная психология, психология личности, глубинная психология и клиническая психология [10, с. 237].
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.
Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования
Проблема изучения мотивационной сферы затрагивалась во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как А. Адлер А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг и др.
Мотивация (от лат. movere) ‒ побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности [23, с. 145].
По мнению Л.И. Божович сущностью мотивации является совокупность мотивов, которая определяет данную деятельность [10, с. 238].
Понятие «мотивация» у человека включает в себя все виды побуждений. Виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т.д. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для определённого мотива состояний и поддерживающий эту направленность. Рассмотрим, что же включает в себя понятие «мотив» [10, с. 239].
Мотив (лат. moveo‒двигаю) ‒ это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа [18, с. 224].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) учебная мотивация определяется самой образовательной системой, об- разовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5) спецификой учебного предмета [19, с. 212].
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [10, с. 240].
Следовательно, сейчас мы можем перейти к рассмотрению понятия мотивационная сфера личности.
Мотивационная сфера личности - это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности [34, с. 186].
Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие - с большими трудностями, медленнее [14, с. 315].
Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:
- развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;
- достаточная сила мотивов;
- устойчивость мотивов;
- определенная структура мотивации;
- определенная иерархия мотивов [3, с. 216].
Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Все они важны и взаимозависимы. Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности. От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики. Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других - гнев и возмущение [24, с. 98].
Таким образом, под мотивацией мы будем понимать всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок, а под учебной мотивацией мы внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определённой потребности.
1.2. Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Учебная мотивация ‒ частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в младшем школьном возрасте, выделению состава мотивации учения, изучению отдельных мотивов учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности [36, с. 23].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. шк. и по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина [и др.] ; под ред. Г. И. Щукиной . - М. : Просвещение, 1984 . - 176 с.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. – М. : Класс,2004. – 208 с.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 1976. - 157 с.
4. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема [Текст] / Л. И. Божович РСФСР. 1951, вып. 36. - С. 3-28
5. Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов учения детей 6-7лет [Текст] / М. Р. Гинзбург // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. / Е. З. Басина [и др.] ; под ред. Д. Б. Элькoнина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 36-44.
6. Гликман, И. З. Основы мотивации учения [Текст] / И. З. Гликман
// Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – С. 64-81.
7. Голикова, Н. Формирование мотивационной готовности к школе [Текст] / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. - 2004 - № 4. – С. 42-48.
8. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
9. Карпов. Г.В. Технические средства обучения: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Г.В. Карпов, В.А. Романин. М.: Просвещение, 1979
10. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и метидика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. М.: Академия, 2001.
11. Кочетов, СП. Технические средства обучения в профессио нальной школе: метод, пособие / С И . Кочетов, В.А. Романин. М.: Высш. шк., 1988.
12. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.
13. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии Левитес Д. Г.- М., 1998 г.
14. Лусканoва, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении [Текст] : метод. рекомендации / Н. Г. Лусканoва. – М. : Фолиум, 1993. – 64 с.
15. Мaркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А. К. Мaркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М. : Педагогика, 1983.
– 64 с.
16. Мaркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : пособие для учителя / А. К. Мaркова. - М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
17. Мартынова, И. И. Учеба может быть радостной [Текст] / И. И. Мартынова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С. 40-43.
18. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. - В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы Столяренко Л. Д.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. - с.131-151.
19. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – № 7/8. – С. 44-45.
20. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Рос. энцикл., 2002. – 528 с.
21. Песняева, Н.А., Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Н. А. Песняева // Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
22. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопр. - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2004. - 365 с.
23. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. П. Подласый. – М. : Высш. образование, 2008. – 540 с.
24. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2011. – 191 с.
25. Полтавцева, Н. М. Загадки на уроках русского языка [Текст] / Н. М. Полтавцева // Начальная школа. – 2005. - №7. – С. 87.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом МинОбрНауки России от 06 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 нояб. 2010 г. № 1241. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. 2009. URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%- D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 10.12.2015).
27. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего [Текст] / К. Фопель. – М. : Генезис, 2013. – 173 с.
28. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] : кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
29. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [Текст] : справ. для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. – 480 с
30. Элькoнин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Элькoнин // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-метод. пособие / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – М., 2005. – С. 215-228.
31. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560с.
32. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1969. – 317с