Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоритические основы развития творческих способностей младших школьников 5
1.1 Взгляды педагогов на процесс развития творческих способностей младших школьников 5
1.2 Методы развития творческих способностей младших школьников 8
Глава 2 Обоснование влияния уроков литературного чтения на развитие творческих способностей младших школьников 13
2.1 Понятие и особенности уроков литературного чтения, как средство развития творческих способностей младших школьников 13
2.2 Анализ передового педагогического опыта по развитию творческих способностей младших школьников 17
Заключение 22
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в быстро изменяющем темпе жизни, общество переосмысливает социальные заказ образованию. Если в прежние времена ведущей целью являлось всестороннее развитие личности, то в настоящее время акцент ставится именно на воспитание личности творческой, активной, которая осознает значимые проблемы человечества, готова в той или иной мере участвовать в их решении.
Мир, который окружает школьника с каждым годом неизменно становится все сложнее, и поэтому требует не просто шаблонных действий, а именно новых творческих и разнообразных решений.
Поэтому именно в настоящее время перед образовательным процессом ставится в первую очередь задача формирование и воспитание в каждом ученике творческой личности. Этот процесс необходимо реализовывать, уже начиная с начальной школы.
Творческая активность развивается, чаще всего, в процессе деятельности, обладающей творческим характер, позволяющей обучающимся удивляться, а также находить выход из разного рода нестандартных ситуаций. В связи с этим сегодня в педагогической науке и практике активным образом распространяются нетрадиционные виды уроки и коллективные творческие задания, благодаря чему учащиеся получают активное творческое развитие.
Над изучением особенностей развития творческой активности в младшем школьном возрасте трудились из психологов Л.С. Высоцкий, С.Л. Рубинштейн, из педагогов В.Н Дружинина, В.Д. Щадрикова и многие другие. В числе разнообразных средств работы в воспитании творческой активности младших школьников, особое место занимают именно уроки литературного чтения в начальной школе.
Актуальность данного исследования определяется насущной потребностью общества в творческих людях с одной стороны, и недостаточном использование разного рода средств, применяемых на уроках литературного чтения в начальной школе для развития в учащихся творческой личности. Нередко исследователи говорят исключительно о развитии творческих способностей у учеников старшей школы, вовсе не рассматривая при этом начальную школу. Исходя из этого, мы делаем вывод, что различные приемы развития творческой личности младшего школьника не всегда находят свою реализацию на уроках литературного чтения.
На основе этого нами была сформулирована проблема: каковы средства, влияющие на развитие творческих способностей младших школьников?
Цель исследования: теоритическое рассмотрение и обоснование влияния уроков литературного чтения на развитие творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: уроки литературного чтения, как средство развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды педагогов на развитие творческих способностей младших школьников.
2. Выявить методы развития творческих способностей младших школьников.
3. Исследовать понятия и особенности уроков литературного чтения, как средство развития творческих способностей младших школьников.
4. Проанализировать передовой педагогический опыт по развитию творческих способностей младших школьников.
Глава 1 Теоритические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Взгляды педагогов на процесс развития творческих способностей младших школьников
Творческая деятельность, творческий процесс, творческая личность, творческие способности – все это неизменно выступает в качестве предмета конкретных психолого-педагогических исследований.
Творчество – это особый процесс человеческой деятельности, который направлен на создание качественно новых как материальные, так и духовные ценностей [11, C. 76].
Творчество – это также процесс, в результате которого возникает определенный новый, ранее не существовавший продукт. Конечно же, что в процессе творчества в учебной ситуации создается такой продукт только субъективно (для воспитанника) новый; однако характер самого процесса от этого вовсе не перестает быть творческим. Отдельные исследователи предлагают разделять субъективные и объективные стороны творчества. Так, например, Г. Гиргинов пишет, что с субъективной позиции творчество определяется самим процессом творения, даже в том случае, если конечный результат для общества не обладает новизной. В психолого-педагогическом плане не только изменение внешнего мира, но также и преобразование внутреннего мира отдельно взятой личности, развитие ее способностей к внутреннему диалогу неизменно становится частью субъективного творчества [5, C. 29].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллина, А.А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением [Текст] / А.А. Абдуллина // Начальная школа. – 1980. – № 4. – С. 24-29.
2. Ахметзянова, Ф.Ш. Развитие речи и творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения с элементами исследования / Ф.Ш. Ахметшина [Электронный ресурс]. – URL: https://урок.рф/library/razvitie_rechi_i_tvorcheskih_sposobnostej_obuchayushihs_173716.html (дата обращеня: 09.10.2022).
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: [Текст]: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 210 с.
4. Веретенникова, JI.K. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников [Текст] / Л.К. Веретенникова. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2016. – 198 с.
5. Гиргинов, Г. Наука и творчество [Текст] / Г. Гиргинов. – М.: Прогресс, 1999. – 246 с.
6. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке [Текст] / Н.В. Гончаренко. – М.: Искусство, 1991. – 42 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2012. – 412 с.
8. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения [Текст]: метод. пособие / Л.Ф. Климнова. – М.: Просвещение, 2018. – 148 с.
9. Кубасова, О.В. Учим читать: метод. пособие для учителя / О.В. Кубасова. – Смоленск, 2019. – 188 с.
10. Мали, Л.Д. Творческие работы по литературному чтению в начальных классах / Л.Д. Мали // Начальная школа плюс: до и после. – 2013. – №8. – С.53-56.
11. Марданова, Г.М. Развитие интеллектуально-творческого развития учащихся – веление времени [Текст] / Г.М. Марданова // Золотая аллея. – М.: АСТ, 2015. – C. 526 - 528.
12. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. – М.: Просвещение, 2004. – 278 с.
13. Педагогические теории, системы технологии [Текст]: учебник / под ред. С.А. Смирнова – М. : Академия, 2018. – 512 с.
14. Полищук, Г.А. Некоторые аспекты развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы [Текст] / Г.А. Полищук // Армия и общество. – 2013. – № 3. – С. 56-58.
15. Понакшина В.И. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-po-teme-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniy-2333116.html (дата обращеня: 09.10.2022).
16. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / председат. науч.-ред. совета А. М. Прохоров. – М.: БРЭ, 1999. – Т. 2. С. – 476 с.
17. Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Рыжкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 381с.
18. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М. Смолкина. – М., 2011. – 230 с.
19. Теплов, Б.M. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. – 322 с.
20. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе [Текст] / О.Н. Хижнякова. – М.: Просвещение, 2019. – 244 с.
21. Шадриков, В.Д. Теоретические взгляды на природу способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 окт. 2005 г. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. – С. 12-19.
22. Юдина, Н.В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Н.В. Юдина // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. — С. 117-119.
23. Яковлева А.А. [Электронный ресурс]. – URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11391 (дата обращеня: 09.10.2022).
24. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопр. психологии. –1996. – № 3. – С. 29 - 34.