Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Педагогический работник дошкольного образования в своей профессиональной деятельности сталкивается с множеством задач, решение которых требует глубокого знания теоретических и методических основ воспитания ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – специфический возраст в развитии ребенка, его задачи и темпы развития психики сильно отличаются от школьного периода. Поэтому несколько иными являются и процессы образования и воспитания. Поэтому дошкольное воспитание имеет свою отдельную теорию и методологию.
Актуальность исследуемой темы заключается в необходимости выделить специфические черты и задачи, которые свойственны дошкольному воспитанию.
Проблема заключается в том, что на современном этапе развитие общества идет очень быстро, и с этим меняется его запрос к личности, к ее навыкам социализации. В ходе исследования мы рассматриваем, каков уровень соответствия запроса общества в сфере воспитания и теории воспитания как науки.
Цель исследования – очертить круг проблем, которые входят в сферу работы по воспитанию дошкольника.
Задачи работы:
1. Дать определение теории и методологии воспитания.
2. Выделить специфику дошкольного воспитания.
3. Осветить методы воспитательной работы с опорой на теорию воспитания.
Объект исследования – теория и методика дошкольного воспитания.
Предмет исследования – специфические черты и требования теории и методики дошкольного воспитания.
Методы исследования - анализ литературных и нормативных
источников по теме работы, работа с педагогической периодикой, изучение передового опыта.
Исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Специфические принципы дошкольной педагогики
Теория воспитания - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы. В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
Методика воспитания – теоретически обоснованная, внутренне непротиворечивая система последовательных действий педагога, направленная на решение конкретных педагогических задач и определяющая порядок и алгоритм применения методов, наиболее адекватных данным задачам.
Исходя из этих понятий, мы можем заключить, что теория и методика воспитания дошкольника охватывает сферу специально организованной воспитательной деятельности педагога по отношению к ребенку, которая имеет цели, концепции развития, методы работы по достижению заявленных целей.
С другой стороны, теория и методика воспитания дошкольника – это две стороны деятельности педагога: освоение теоретических знаний о дошкольном возрасте и возможностях воспитательного воздействия, и освоение методологии и методов воспитательного воздействия.
Теория и методика дошкольного воспитания имеет свою специфику, продиктованную особенностями возрастного развития воспитанников. Ю.К. Бабанский доказал, что обучение и воспитание неразрывны по своей сути, но при это мы отмечаем, что для ребенка дошкольного возраста воспитательные воздействия более интенсивны. Сравнивая со школьным возрастом, мы можем сказать, что в школе акцент смещается на усвоение знаний, и чем старше ребенок, тем более работа ведется по передаче знаний, хотя воспитательные воздействия и остаются актуальными.
Говоря о воспитании дошкольника, мы не ограничиваемся сугубо нравственными качествами и теми этикетными нормами, которые подразумеваются под словом «воспитанность». В педагогическом смысле воспитание может быть направлено на формирование таких важных черт личности, как настойчивость, сила воли, усидчивость.
Особенности воспитательного процесса наиболее отчетливо проявляются в следующих свойствах (С.В. Сидоров):
• Многофакторность – результаты процесса воспитания гораздо сложнее предсказать, чем для процесса обучения, поскольку кроме педагога, на ребенка воздействует большое число внешних факторов, и все они участвуют в формировании кругозора.
• Вариативность результата – если результаты обучения и усвоения учебного материала мы можем подвести под единые критерии и проверить их усвоенность, то результаты воспитания не поддаются такой строгой классификации и точной оценке.
• Длительность – процесс воспитания не рассчитан на моментальное усвоение материала, зачастую нужные навыки и черты характера формируются на протяжение всего дошкольного детства.
• Непрерывность – дошкольник воспринимает окружающий мир и обучается не только во время занятий, но в каждую минуту взаимодействия с окружающими. Поэтому поведение окружения должно соответствовать тем
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
3. Золотухина Ю. Ю. Средовой подход к воспитанию дошкольников // Общество: социология, психология, педагогика, № 4, 2016, с. 131-134.
4. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71с.
5. Лазаренко Е. Н., Патрина Т.И. Игра в жизни современного дошкольника // Концепт, № 5, 2019, с. 5-5.
6. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
7. Найденова Е.А., Багирова И.А., Зембеля И.А., Васильева С.О. Роль семьи в воспитании дошкольника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 49-2, 2016, с. 97-102.
8. Петрова Т. И. Этнокультурное воспитание дошкольников // Символ науки, № 1-2, 2018, с. 160-162.
9. Сидоров С.В. Педагогика (Теория и методика воспитания): Учебно-методич. пособие для студентов пед. вуза (заочное обучение). – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. – 69 с.
10. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста как учебная дисциплина. Курс лекций. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2974/3/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB.pdf — Дата обращения 04.10.2022.