Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение лексического запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным, - это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся начальных классов всегда уделялось особое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции формированию лексического запаса младших школьников, выявлены проблемы речевого развития, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, проведен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи. Поступая в школу, дети владеют разговорно-бытовой речью, но их словарь зачастую беден, недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом формирования словаря школьников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.
Большое значение в системе формирования лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа с лингвистическими словарями. По мнению известного ученого-методиста А.В. Текучева, словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
И так, одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения формировать лексический запас. Из вышесказанного следует, что работа по формированию лексического запаса младших школьников является актуальной проблемой.
Объект исследования - учебный процесс, связанный с формированием лексического запаса младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - содержание и методическая организация дидактического материала по обогащению лексического запаса учащихся младших классов
Цель исследования - создать методическую систему по формированию лексического запаса в начальных классах на уроках русского языка.
Задачи:
1.Изучить теоретико-методические основы формирования лексического запаса младших школьников на уроках русского языка
2.Провести диагностику уровня форсированности лексического запаса детей младшего школьного возраста.
3. Разработать комплекс игр-упражнений, направленных на совершенствование словаря детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что работа по обогащению лексического запаса учащихся начальных классов на уроках русского языка будет более эффективной при следующих условиях:
- создание методической системы, учитывающей психологические закономерности обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка;
- использование специальной системы упражнений и методических приемов, позволяющих эффективно решать задачи обогащения словарного запаса, воспитывающих внимание к слову, многообразию его значений и функций;
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирическое исследование по методикам: «Расскажи по картинке», «Назови слова», «Определение понятий»
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Лингвистические основы формирования словаря детей младшего школьного возраста
Словарный запас каждого человека строго индивидуален, формируется и изменяется в течение всей жизни. «Лексикон человека – динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей», - подчеркивает С.В.Плотникова [4]. Наиболее интенсивные перемены в словарном запасе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве. Процесс приближения детского лексикона к словарному запасу взрослого происходит постепенно. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, познавательной активности самого ребенка.
Источники пополнения детского словарного запаса могут быть педагогически контролируемыми и неконтролируемыми.
Как отмечено С.В.Плотниковой, «к педагогически неконтролируемым источникам относятся:
- речь окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. От этих людей дети могут заимствовать не только то, что соответствует литературной норме, но и то, что выходит за ее пределы (разговорную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, различные ошибки словоупотребления);
- различная художественная и научная литература, с которой ребенок сталкивается в семье или, позднее, при самостоятельном чтении;
- средства массовой информации и, в первую очередь, телевидение, оказывают большую роль – в современном мире даже в речи маленького ребенка можно встретить слова, явно заимствованные из телевизионных рекламных роликов;
- фильмы, театры, выставочные постановки, которые ребенок посещает вместе с родителями или самостоятельно, тексты популярных песен и т. д.» [5].
С.В. Плотникова подчеркивает: «Главнейшим фактором, влияющим на словарный запас(лексикон) ребенка во всех возрастных категориях, является процесс обучения. В ходе обучения детей знакомят с новыми для них явлениями действительности, формируют их представления из разных областей знаний. Все эти новые для ребенка знания входят в его сознание вместе со словами, их обозначающими. Речь учителя, тексты учебников и художественных произведений, словари являются педагогически управляемыми источниками пополнения словарного запаса детей» [4].
В процессе обучения необходимо создать специальные условия для расширения лексикона - словарного запаса детей - целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полное усвоение детьми лексики русского языка. Лексико-семантическая работа представлена как планомерная и целенаправленная деятельность педагогов, обеспечивающая овладение детьми лексикой русского языка. В содержание лексико-семантической работы, независимо от этапа обучения, входит решение следующих задач:
1. Количественное обогащение словарного запаса детей, то есть усвоение новых, неизвестных слов, ранее не встречавшихся, а также новых значений уже известных слов. М. Р. Львов установил, что словарный запас младшего школьника ежедневно должен пополняться примерно 5-7 новыми единицами, из которых не меньше половины усваивается на уроках русского языка [3].
2. Качественное совершенствование словаря: уточнение известных слов, установление смысловых связей между словами (синонимическими, антонимическими и др.) и разными значениями многозначного слова, усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологизмах, наблюдение использование слова как средства создания художественного образа.
3. Активизация словаря – это перевод слов из пассивного словаря в активный. Пассивная часть индивидуального словарного запаса, т. е. слова, понятные, но не употребляемые в речи, всегда больше, чем его активная часть. У ребенка разница между объемом пассивного и активного словарного запаса более значительна, чем у взрослого, что связано с несформированностью механизмов подбора слов при словообразовании и приводит к лексической бедности, монотонности, неточности. в детской речи. Задача учителя состоит в том, чтобы всемерно способствовать совершенствованию этих механизмов, чтобы ребенок мог свободно выражать мысли, адекватно поставленной задаче и условиям общения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: ПРОТОС, 2013. - 488с.
2.Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.
3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение,
4.Зимняя, И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи [Текст] / И.А.Зимняя, Т.С.Путиловская // Начальная школа +. – 2015. - №7. – С. 66-67Росмэн, 2018. - 224 c.
5. Лексические минимумы русского языка / Под ред. П.Н. Денисова. - М., 2012. - 36 с.
6.Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
7.Меркулова, А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка / А.Ю. Меркулова. // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 30 -33.
8.Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение 2011.-240 с.
9.Николаев, А. Как научить ребенка строить предложения / А. Николаев. - М.: Рипол Классик, 2015. - 96 c.
10Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева // Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007 - 240 с.
11.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2 издание / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2011.
12.Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 2011. -191 с.
13.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М., 2012.
14.Шевцова А.В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников // Молодой ученый. 2015. №12. С. 82-89.
15.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 315 с.
16. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] /В.И.Яшина, М.М.Алексеева; под общей ред. В.И.Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.