Фрагмент для ознакомления
2
Важность изучения предмета этого исследования обусловлена тем фактом, что дети младшего школьного возраста с дизорфографией составляют значительную часть учащихся с низкой успеваемостью, что отрицательно влияет на формирование эмоциональной, когнитивной, поведенческой составляющей школьной адаптации и личностного роста учащихся средних школ.
Дизорфография представляет собой стойкую и специфическую несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, что обусловлено недоразвитием у ребенка ряда неречевых и речевых психических функций.
Дизорфография проявляется как изолированно, так и как часть общего неразвитости речи [10]. В начальной школе дети с дизорфографией испытывают значительные трудности с распознаванием грамматических понятий, запоминанием орфографических ошибок и обучением. В самостоятельной письменной речи (изложение в картине, сочинение, письменный рассказ) они допускают большое количество ошибок [22].
Актуальность данного исследования определяется поиском методов логопедического обследования младших школьников с дизорфографией, необходимого для дальнейших мер по коррекции нарушений.
Таким образом, логопедическое обследование дизорфографией в начальной школе является важным вопросом как теоретически, так и практически.
Актуальность определила тему работы: «Особенности логопедического обследования младших школьников с дизорфографией».
Цель исследования – теоретически рассмотреть и экспериментально апробировать методы логопедического обследования развития дизорфографии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – младшие школьники с дизорфографией.
Предмет исследования – процесс диагностики дизорфографии у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие дизорфография на основе изучения психолого-педагогической литературы;
2. Описать особенности проявления дизорфографии в младшем школьном возрасте;
3. Определить методы логопедической диагностики дизорфографии в младшем школьном возрасте;
4. Апробировать методы логопедического обследования и описать результаты исследования.
Методы исследования:
- общенаучные – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, периодической, монографической литературы по теме исследования;
- частнонаучные – формирование выборки исследования, диагностические методы, качественный и количественный анализ, методы графического представления данных.
Методологическую основу исследования составили труды в области изучения причин, механизмов и признаков проявления дизорфографии у младших школьников. Данными исследования занимались И.В. Прищепова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова и др.
Методикой исследования, используемая в работе, является методика исследования симптоматики и механизмов дизорфографии Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.
База исследования.
В исследовании приняло участие .. младших школьников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в полученные результаты могут стать основой для дальнейшего углубленного исследования по коррекции дизорфографии у младших школьников или могут быть полезны при обучении студентов логопедических и дефектологических специальностей.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была систематизирована имеющая литература по развитию дизорфографии в младшем школьном возрасте, выявлены и апробированы методы логопедического обследования данной патологии у детей начальной школы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении представлен методологической аппарат данного исследования, определена методика, методы и база исследования, поставлена цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проявления дизорфографии в младшем школьном возрасте. Опираясь на исследования различных авторов, были дано определение рассмотренному понятию, представлены причины и признаки проявления данной патологии. Описаны психофункциональные особенности младшего школьного возраста и причинно-следственные связи влияния дизорфографии на учебную деятельность младших школьников.
Во второй главе была проведена опытная работа. Для ее осуществления была подобрана методика изучения дизорфографии в младшем школьном возрасте, сформулированы критерии ее оценки и представлены результаты.
В заключении описаны основные итоги, достигнутые в ходе проделанной работы.
Глава 1 Теоретические предпосылки изучения дизорфографии у детей младшего школьного возраста
1.1 Дизорфография как объект исследования в психолого-педагогической литературе
В современных условиях преподавания педагоги и логопеды отмечают увеличение числа школьников, для которых характерно наличие различных орфографических ошибок, которые, как правило, приобретают стойкий характер.
Дизорфография как специфическое расстройство является причиной неудач учащихся средних школ в предметном цикле на их родном языке как в государственных школах, так и в частных исправительных учреждениях.
Р.И. Лалаева определяет дизорфографию как особую категорию стойких специфических орфографических нарушений, которые проявляются в неспособности овладеть орфографическими навыками и использовать морфологические и традиционные принципы правописания. Таким детям трудно обнаружить орфографические ошибки и решить проблемы с орфографией. Для этого требуется достаточная степень владения морфологическим анализом слов, достаточный словарный запас и умение формально выбирать необходимые проверочные слова в соответствии с грамматическими характеристиками [12].
С точки зрения структуры, дизорфография относится к определенной категории постоянных нарушений правописания, которые проявляются в неспособности овладеть навыками правописания, несмотря на знание соответствующих правил [9].
Л.Г. Парамонова объясняет дизорфографию как особую неспособность учащихся начальной школы выучить правила правописания. Автор отмечает, что в своей работе допустимые ошибки, связанные с плохим усвоением морфологического принципа письма детьми, часто относятся к грамматическим. Как причины, так и количество грамматических ошибок у детей могут быть самыми разными. У некоторых школьников количество таких ошибок имеет определенный предел и постепенно уменьшается по мере того, как ребенок изучает правила грамматики. У других учащихся количество таких ошибок значительно больше, оно не только уменьшается по мере усвоения правил грамматики, но и увеличивается из-за постепенного усложнения процесса изучения письменных текстов, их объема [19].
С точки зрения О. В. Елецкой, дизорфография имеет систематический характер и сложную, запутанную структуру. Дети младшего школьного возраста с дизорфографией испытывают недостаток в нескольких компонентах орфографических ошибок одновременно. Преобладает несовершенство компонентов речевой функциональной системы и безразличие к произвольным языковым возможностям. Это сопровождается недостаточностью развития когнитивных функций у детей, а также безразличием к основным регулирующим компонентам учебной деятельности (программирование и контроль) [7].
В качестве механизмов дизорфографии И.В. Прищеповой рассматривается единый комплекс факторов, определенных несформированностью последовательности психических функций и речевым недоразвитием. У детей с предоставленной аномалией, по суждению исследователя, замечают нарушения операционных компонентов словесно-логического мышления (анализа, уподобления, отвлечения, обобщения), сукцессивного и симультанного анализа и синтеза, речеслуховой памяти, неустойчивость внимания, недостаточность его концентрации и трудности перевода с одного вида учебной деятельности на другой [20].
По мнению О.В. Елецкой и Н.Ю. Горбачевской, коррекция дизорфографии в младших школах должна быть комплексной и системной. Учитывая структуру дефекта и индивидуальные типологические особенности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азова, О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / О.И. Азова // под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2012. – 51 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 612 c.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Смысл», 2012. – 1136 с.
4. Высотина, Л.А. Использование ИКТ при подготовке творческих работ учащимися во внеурочное время / Л.А. Высотина // ИТО-Ростов-2010 / Секция VI. С. 5- 7.
5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
6. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. – М., 2010. – 160 с.
7. Елецкая, О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников / О.В. Елецкая // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №5. - [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2505 (дата обращения 15.10.2022).
8. Каштанова, С.Н. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Каштанова, Н.В. Константинова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. - [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20528 (дата обращения 14.10.2022).
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2010. – 286 с.
10. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2012. – 296 с.
11. Лалаева, Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Образование, 2011. – 172 с.
12. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. – СПб.: СПбГУПМ, 2012. – 36 с.
13. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.И. Левина. – М., 2012. –311 с.
14. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 64 с.
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М., 2012. – 96 с.
16. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М., 2011. – 144 с.
17. Никитина, М.В. Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы / М.В. Никитина // Фестиваль педагогических идей, 2011. - [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/213806/ (дата обращения 14.10.2022).
18. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М., 2012. – 352 с.
19. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДетствоПресс, 2012. – 224 с.
20. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2012. – 240 с.
21. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 63 с.
22. Прищепова, И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.В. Прищепова // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Изд. МПСИ, 2013. – 336 с.
23. Сиротюк, А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2011. – 120 с.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2012. – 560 с.