Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития художественно - творческих способностей у детей 5-6 лет 6
1.1. Особенности развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет 6
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у детей 5-6 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 23
2.1 Диагностика творческих способностей детей на констатирующем этапе 23
2.2. Комплекс занятий по развитию творческих способностей детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности 25
Заключение 28
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Уникальный период в жизни каждого человека это дошкольное детство, период, когда формируется и осуществляется развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, тогда же закладываются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Большой потенциал для раскрытия детского творчества кроется в изобразительной деятельности дошкольников.
По мнению ряда современных психологов и педагогов, дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Известно, что художественно-творческие способности, навыки и умения детей необходимо развивать как можно раньше, так как изобразительная деятельность способствует развитию не только творческих способностей, но и наблюдательности, воображению, художественного мышления и памяти детей.
Новые подходы к развитию творческих способностей дошкольников формируют изменения традиционных форм работы, которые направленны на личность ребенка, обеспечивают ему свободу самореализации, но не исключают обучения. Общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют о правомерности обращения к феномену развития практических навыков и творческих способностей в теории и практике организации художественно-практической деятельности дошкольника.
Проблемой развития детского художественного - творчества в образовании занимались такие педагоги как: А.В. Бакушинский, А.А. Венгер, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Н.А. Ветлугина, А.В. Рождественская; а вопросыпо формированию художественно -творческих способностей детей отражены в работах: Е.А. Флерина; А.К. Бондаренковопросам личностно-ориентированной парадигмы занимались Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская; развитие творческой составляющей личности ребенка дошкольника отражены в различных работах: З.А. Боготеева, Д.И. Воробьева и др. Развитие творчества детей является одной из основных задач дошкольного образования. как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества кроется в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, так как овладение ребенком изобразительной деятельностью означает освоение ее основными структурными компонентами: мотивами, действиями, целеполаганием и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития детского творчества становится все более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но до сих пор остается недостаточно изученной. В практике дошкольных учреждений программное содержание и методы работы с детьми на уроке и внеурочной работе в основном ориентированы только на формирование изобразительных навыков, и мало внимания уделяется обучению технике рисования акварелью, что сказывается на развитии творческих способностей детей.
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью стало развитие системы занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивала художественно – творческие способности дошкольника.
Проблема данного исследования состоит в выявлении средств развития творческих способностей детей.
Объект исследования: художественно - творческие способности детей 5-6 лет в изобразительной деятельности акварелью.
Предмет исследования: техники рисования акварелью, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет.
Цель исследования: Сформировать представления по развитию художественно - творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения рисования акварелью.
Задачи исследования:
1.Выявить особенности психолого-педагогического развития художественно -творческих способностей детей 5-6 лет.
2.Провести диагностику исследования по определению исходного уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет
3. Составить и реализовать комплекс занятий с применением техники рисования акварелью.
Гипотеза исследования: развития художественно - творческих способностей у детей 5-6 лет будет положительно, если на основе диагностики творческих способностей детей составить и реализовать, комплекс коррекционных занятий с применением техники рисования акварелью;
Методы исследования: теоретический - анализ психолого - педагогической и методологической литературы, обобщение; эмпирические – диагностика художественно- творческих способностей детей 5-6 лет; наблюдение, изучение и анализ продуктов детского творчества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011
2.Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
3.Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.а А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
4.Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2011. - 192 c.
5.Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 104 c.
6.Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 120 c.
7.Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015
8. Психолого-педагогическое сопровождение изобразительной деятельности дошкольников. - Москва: Высшая школа, 2019. - 809 c.
9.Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.
10.Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2015. №1. С. 90-93.
11.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2017. 202 с.
12.Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2015. - 200 c.
13.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М., 2010. 172 с.
14.Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2017. - 160 c.
15.Фатеев Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования.