Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирование безопасного поведения дошкольников 6
1.1 Психолого – педагогическая проблема формирования основ безопасного поведения 6
1.2 Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3.Формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения 17
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста 21
2.1 Диагностика сформированности у детей компонентов безопасного поведения 21
2.2 Корректировочная программа по формированию у детей основ безопасного поведения 23
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы.
Человек развивается непосредственно в своей среде, а она наполнена большим количеством опасностей. Безопасность человеческого существования является одним из важнейших вопросов. В России ежегодно от социальных, техногенных, природных и других катастроф погибает более 330 тысяч человек, 120 тысяч человек становятся инвалидами, а также большое количество людей теряют здоровье и подвергаются насилию. В результате полученных данных - важной задачей государства является защита человека от негативного природного воздействия и антропогенного воздействия, для получение комфортных условий проживания.
Во всех сферах жизни человека актуальными являются вопросы безопасности. В то же время возрастает острота трудностей в обеспечении безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения - детей дошкольного возраста.
Для взрослых является главной задачей подготовка детей к жизни, необходимо не только знакомить каждого ребенка с теорией о безопасном поведении, но и учить в практике как их применять.
Формирование у дошкольника представления об опасных ситуациях неизбежно связано с рядом запретов. Как отмечает Л.Ф. Баянов, «любая культурная среда представлена системой нормативных ситуаций, являющихся условием дифференциации правил. Поэтому для формирования у детей правил и норм безопасного поведения необходимо знакомить их с опасными ситуациями, учить их распознавать, предвидеть неблагоприятные последствия» [8].
Задача формирования основ безопасного поведения у дошкольников представлена в образовательном направлении ФГОС ВО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни, обществе, природа» [4].
Изучение психолого-педагогической и специальной литературы показало, что специальной литературы по методике обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности и безопасного поведения в дошкольных образовательных учреждениях очень мало.
Созданы различные материалы, в которых авторы знакомят детей с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья.
Потенциальные опасности связаны, с правильным отношением к природе и являются важной частью экологического воспитания дошкольников.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что формирование основ безопасности через ознакомление с природными явлениями и предметами является важной частью экологического воспитания дошкольников.
Исходя из этого, в образовательную программу дошкольного образования должны быть включены задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них.
Особую актуальность имеет обучение основам безопасного поведения детей дошкольного возраста в обществе, от умения выявлять опасные ситуации, уметь их прогнозировать, зависит качество их социализации.
В связи с вышеизложенным отметим, что на сегодняшний день проблема развития и формирования основ безопасного поведения дошкольников в социальном мире актуальна и недостаточно разработана. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения дошкольников и отсутствием в современном обществе системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей раннего возраста позволило выявить проблему и определить тему данного исследования «Воспитание безопасного поведения дошкольников».
Цель исследования: Формирование представления о воспитании безопасного поведения дошкольников
Объект исследования: процесс формирования безопасное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования основ безопасного поведения дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что приобщение детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения будет более эффективно, если создать содержательно – насыщенную, предметно – развивающую среду, соответствующую возрасту детей дошкольного возраста;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдеева, Н. Н. Безопасность. Учебное пособие / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 144 c.
2.Батова, И. С. Правила дорожного движения для детей 5-7 лет: 16 иллюстрированных игровых карт-заданий / И.С. Батова. - Москва: Наука, 2019. - 378 c.
3.Безопасность на дороге. Карточки для развития ребенка. - М.: Улыбка, 2018. - 121 c.
4.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.
5.Белая, К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО. Средняя группа. Для работы с детьми 4-5 лет / К.Ю. Белая. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 169 c.
6.Веракса Н.Е., Камарова Т.С., Васильева М.А.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы -- м.: мозаика-синтез, 2014.
7.Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 773 c.
8.Гризик, Т. И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. - М.: Просвещение, 2018. - 139 c.
9.Дмитриенко, З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры / З.С. Дмитриенко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 908 c.
10.Дошкольная педагогика - 2013г. - №10. С6-11.
11.Лыкова, И. А. Социальная безопасность. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2019. - 496 c.
12.ОБЖ. Опасные предметы и явления (набор из 12 карточек). - М.:
Карапуз, 2018. - 207 c.
13.Правила безопасности дома. Плакат. - М.: Сфера, 2018. - 465 c
14.Саво, И.Л. Один на улице, или безопасная прогулка / И.Л. Саво. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 131 c.
15. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе / Л.Л. Тимофеева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 192 c
16. Цветкова, Т. В. Правила безопасности на улице. / Т.В. Цветкова. - М.: Сфера, 2018. - 269 c.
17.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия. Планирование. Рекомендации / О.В. Чермашенцева. - М.: Учитель, 2018. - 208 c.