Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Методическая работа является частью системы непрерывного образования в образовательных организациях РФ. Эта работа чрезвычайно актуальна в школах и в учреждениях профессионального образования. В инновационной образовательной среде методическая работа педагогов как коллективная, так и индивидуальная содействует развитию навыков педагогического анализа, а так же, навыков теоретического и экспериментального исследования. Можно уверенно говорить, что методическая работа органично соединяется с повседневной практикой педагога. Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования и на формирование личности обучающегося, признана ценность и необходимость качественной методической работы в образовательной организации. Проблема реализации качественного образования по-прежнему актуальна и своевременна, поскольку не всегда понятно, что в образовании является традиционным, а что инновационным.
Глава 1: Теоретические аспекты коллективной
методической работы в образовательной организации
1.1. Инновационные подходы при реализации методической
работы в образовательной организации
Ведущие направления в развитии современного образования могут быть реализованы лишь при условии постоянного совершенствования образовательной деятельности педагогов образовательных организаций. Профессиональная компетентность педагогов непрерывно растёт и это требует самых различных форм повышения квалификации педагогических работников на всех образовательных уровнях.
Исследователь К.В. Шилов считает, что многие вопросы, связанные с инновационной методической основой учебно-воспитательного процесса требуют нового осмысления [21, с.55]. Вообще, в педагогической теории не изучена в должной мере технология реализации методической работы в образовательной организации, несмотря на то, что данным вопросом занималось достаточно большое количество учёных и исследователей. Аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, Т.Н. Шамовой и др. Теоретические основы педагогических инноваций отражены в работах И.О. Котляровой, B.C. Кудрявцева и др. Использование разнообразных форм методической работы освящено в работах М.А. Бочкаревой, Л.П. Кулаковой, Н.П. Мишурова и др. [16].
Достаточно быстро изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя. В роли субъектов методической работы выступают руководители образовательных организаций, их заместители по учебно-воспитательной работе, методисты. Обеспечение единства и взаимосвязи всех компонентов системы методической работы ведут к повышению целостности и, соответственно, к росту результативности методической работы. Ослабление внимания к любому из компонентов системы неизбежно ведет к снижению качества, потере эффективности, перегрузке, отрицательному отношению части педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства [8]. Качественно организованная методическая работа на местах позволяет педагогам непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию. Именно модернизация системы методической работы призвана обеспечить непрерывность образования педагогов. Под методической работой понимают неотъемлемую составную часть профессионально - педагогической деятельности, в рамках которой создаются разного рода методические, дидактические и контрольно-оценочные продукты [6].
1.2. Особенности коллективной методической работы в педагогическом коллективе
Управление инновационной методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса. В современной образовательной среде учебно-воспитательный процесс реализуется в полном соответствии с требованиями ФГОС. Соответственно, любая методическая работа реализуется с учётом этих требований. Различают две взаимодополняющие формы методической работы – коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели [11]. Коллективная методическая работа выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета как высшего органа учебного заведения.
К коллективным видам методической деятельности также относят:
-участие в работе методических комиссий;
-участие в инструкционно - методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах и др.;
- коллективная работа педагогического коллектива над единой методической темой.
Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни организации. Если говорить о методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, в соответствии с требованиями ФГОС. Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства учителей и преподавателей и улучшение эффективности педагогической деятельности в целом. Таким же целям посвящены все вопросы, рассматриваемые на методических объединениях педагогов. Содержание методической работы в рамках деятельности методического объединения включает в себя решение следующих вопросов [10]:
-изучение и разработка учебно-методической документации;
-повышение качества учебно-воспитательной работы;
-повышение педагогической квалификации педагогов данного направления деятельности.
Коллективная методическая работа предусматривает:
-изучение обновлённой учебно-программной и учебно-планирующей документации;
-ежегодные коррективы действующих рабочих программ;
-рассмотрение авторских рабочих и обучающих программ;
-утверждение перечней практических и самостоятельных работ в рамках учебных дисциплин и модулей;
-обсуждение и утверждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации;
-разработка и утверждение критериев и показателей аттестационных работ и др.
Глава 2. Из опыта работы образовательных организаций в области коллективной методической работы
2.1. Педагогический совет как метод коллективной работы
План проведения итогового педагогического совета и подготовка к нему. Педагогический совет является одним из методов коллективной работы педагогов. Рассмотрим это на примере итогового педсовета в школе. Общие положения итогового педсовета в школе определены его целью и задачами.
Цель педсовета: выявить стратегические проблемы школы и определить основные пути их решения.
Задачи:
1.Сформулировать основные проблемы школы как исходные позиции для ее дальнейшего развития.
2.Создать в педагогическом коллективе атмосферу продуктивной творческой деятельности.
3.Оценить достижения педагогического коллектива и отдельных учителей.
4.Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.
Ответственный за общее руководство и подготовку педсовета – заместитель директора по научно-методической работе.
Организация аналитической работы на итоговом педсовете в школе
В ходе педагогического совета необходимо выявить и обозначить существующие текущие проблемы жизнедеятельности школы и всех её субъектов взаимодействия. При этом важно развести мелкие и несущественные вопросы от значимых проблем для дальнейшего успешного развития школы. для этого необходимо провести анализ всей проведенной работы.
Ответственный за общее руководство за ходом аналитической работы – заместитель директора по НМР. Проблемный анализ деятельности всех подразделений школы осуществляется по схеме «от конца к началу»:
- выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы подразделений школы;
-выявление проблем учебно-воспитательного процесса;
-поиск недостатков в условиях (кадровые, научно-методические, информационно-технические, материально-технические, финансовые, нормативно-правовые).
На основе такой схемы разрабатываются, подбираются или модифицируются диагностические методики. расширенная диагностика позволяет сделать адекватный анализ школьной ситуации. Пакеты диагностических методик рассматриваются и утверждаются на совещании при директоре. С учетом общей логики и предлагаемых методик должны разрабатываться конкретные схемы аналитических отчетов подразделений школы. Сроки представления оригинал-макетов схем будут установлены дополнительно. Оригинал-макеты схем отчетов утверждаются на совещании при директоре.
При положительном результате необходимо провести:
-тиражирование схем;
-установку и инструктаж о порядке подготовки аналитических отчетов;
- проведение диагностического исследования по утвержденному графику;
- анализ полученных материалов;
- написание текстов аналитических отчетов;
-обобщение аналитических отчетов подразделений школы;
- подготовка общего аналитического отчета;
-анализ школьной ситуации по материалам отчета;
-выявление и формулировка основных проблем школы;
-определение замысла проведения последующих педагогических советов.
Это будет проведено на заседании научно-методического совета. Возможно применение мозгового штурма или другой активной формы коллективной мыследеятельности.
Кто разрабатывает детальный план подготовки и проведения педсоветов. Ответственный за подготовку и проведение педсоветов заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В его задачи входит:
-разработка детального плана и определение формы проведения педагогического совета;
-доклад на совещании при директоре;
-распределение заданий по подготовке педсовета (выступления, оформление, информационно-техническая поддержка, материально-техническое обеспечение, решение, раздаточный материал и др.);
-контроль над выполнением индивидуальных и групповых заданий по подготовке к педсовету: заслушивание отчетов, собеседования, консультации, проверка готовности, оказание конкретной помощи, координация взаимодействия исполнителей;
-подготовка проекта решения педагогического совета, его тиражирование в достаточном для эффективного обсуждения количестве экземпляров;
- совещание при директоре о готовности к проведению педагогического совета.
2.2. Методические рекомендации по реализации коллективной методической работы в образовательных организациях
Целью коллективных форм методической работы является повышение мастерства всех педагогов в образовательной организации, в процессе целенаправленно спланированных и реализованных мер. Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы являются педагогические советы и открытые уроки педагогов. Их главной задачей является внедрение в практику передового педагогического опыта и достижений педагогической науки. Каждый открытый урок предусматривает его анализ и обсуждение. Специалисту, ответственному за методическую работу необходимо обеспечить целенаправленность обсуждения и научность анализа.
Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников образовательной организации. Его проводят с целью рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы. Деятельность педагогического совета определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Во всех общеобразовательных организациях, где работает более трех учителей, создаются педагогические советы. Именно с помощью педагогического совета осуществляется управление развитием образовательной организации. Его главная цель – объединение усилий всего педагогического коллектива для повышения уровня деятельности воспитательно - образовательного процесса. Для этого необходимо использовать в образовательной практике все новые достижения педагогической науки и передового опыта. Необходимы принципиальность и доброжелательность критических замечаний, а также, сочетание анализа с практическими рекомендациями.
Заключение
К наиболее распространенным формам коллективной методической работы относят работу инициативных творческих групп, методических объединений, советов и кафедр. Сюда можно отнести различного рода семинары, практикумы, деловые игры и др. Любые мероприятия. Связанные с методической работой образовательной организации выполняют в полном соответствии плана методической работы образовательной организации. Условиями эффективности методической работы являются:
- четкость и определенность целей;
-соответствие содержания, форм и методов методической работы целям ее организации;
-целостность подходов к решению проблемы повышения педагогического мастерства педагога.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Барабанова, Н.В. Методическое сопровождение инновационной деятельности школы с углубленным изучением отдельных предметов [Текст] / Н. В. Барабанова, С. А. Ноздрина // Методист: науч.-метод. журн. — М.: АПК и ППРО. — 2006. – N 4. — C. 36-40.
2. Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации [Текст] / В.А. Беляева. - М.:АРКТИ, 2005.-160 с.
3. Бирюков, А.Л. Управление знаниями и инновационный маркетинг образовательных услуг [Текст] / А. Л. Бирюков, Т. Л. Савостова // Инновации в образовании : журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. — М., 2006. – №2. — C. 14-25.
4. Гирба, Е.Ю. Таблица для мониторинга инновации, внедряемой учителем [Текст] / Е. Ю. Гирба // Практика административной работы в школе: журнал. — М.: Сентябрь. — 2007. – N 1. — C. 34-37.
5. Горностаев, А.О. Развитие образования: методология, теория и практика управления. Методическая деятельность. Сборник статей [Текст] / А.О. Горностаев. - Красноярск, 2006. –96 с.
6. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре [Текст] /А. Н. Дахин // Школьные технологии: науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). — М., 2006. – N 5. — C. 35-44.
7. Дмитриев, В.А. Технология инновационного проектирования [Текст] / В. А. Дмитриев, Л. С. Рюмина, С. А. Привалихин // Школьные. технологии: науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). — М., 2006. – N 1. — C. 84-87.
8. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-288с.
9. Куликова, С.В. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов в образовании [Текст] / С.В. Куликова // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. / МАНПО. — М., 2005. – N 1. — C. 47-51.
10. Коллективные формы методической работы в школе. [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://studbooks.net/35067/pedagogika/kollektivnye_formy_metodicheskoy_raboty_v_shkole?ysclid=l8wj50pym6142989497 (дата обращения: 06.10.2022).
11. Коллективные формы методической работы [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://megalektsii.ru/s39009t9.html?ysclid=l8wi7k23rc618059410 (дата обращения: 06.10.2022).
12. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ [Текст] / В.П. Ларина // Методист: науч.-метод. журн. — М. : АПК и ПРО, 2005. – N 5. — C. 19-22.
13. Лисицын, С.А. Инновационные подходы к подготовке и переподготовке учителей и руководителей образовательных учреждений [Текст] / С. А. Лисицын, Л. В. Куценко-Барская // Методист : науч.-метод. журн. — М.: АПК и ПРО, 2006. – N 3. — C. 8-12.
13. Методическая работа в образовательном учреждении [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://maryno.mskobr.ru/files/ivlev_s_a_metodicheskaya_rabota.pdf?ysclid=l8wj3tq7pu905606591 (дата обращения: 06.10.2022).
14. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы [Текст] / И. В. Никишина – Волгоград: Учитель, 2007. — 93 с.
15. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм [Текст] / И. В. Никишина – Волгоград: Учитель, 2007. — 91 с.
16. Рекомендации по организации методической работы
в образовательной организации [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://ipk.68edu.ru/images/stories/2020/MR_Sovrem_metod_metod_work.pdf?ysclid=l8wivje1of488435237 (дата обращения: 06.10.2022).
17. Самохин, В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования: цели и сущность [Текст] / В. Ф. Самохин, В. П. Чернолес // Инновации в образовании: журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. — М., 2006. – N 6. — C. 4-9.
18. Управление школой: инновационная деятельность [Текст] / Волгоград: Учитель, 2006. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ / сост.: И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. — 188 с.
19. Хуторской, А.В. Методологические основания педагогической инноватики [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии: науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). — М., 2005. – N 4. — C. 16-19.
20. Шафоростова, Е.Н. Инновационная деятельность школы как фактор роста профессионализма педагогов [Текст] / Е.Н. Шафоростова // Образование и общество: науч., информ.-аналит. журн. — Орел, 2005. – N 1. — C. 28-33.
21. Шилов, К.В. Классификация инноваций: определение понятия «инновация», история термина, общая классификация инноваций [Текст] / К. В. Шилов // Инновации в образовании: журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. — М., 2007. – N 3. — C. 52-58.