Фрагмент для ознакомления
2
Как правило, существует два основных подхода к пониманию конфликта. Первый определяет конфликт как столкновение сторон, сил, мнений и пр. Если рассматривать данный подход, то конфликты возможны и в неживой природе. Второй подход заключается в понимании рассматриваемого процесса как столкновения разных интересов, мнений и пр. Здесь участники конфликта – группа людей .
Что является необходимым условием возникновения конфликта? Прежде всего, это наличие у субъектов конфликта противоположно направленных целей и суждений, мотивов. Предконфликтной является ситуация, когда конфликтующие субъекты противодействуют, но не переживают негативных эмоций. Но эмоции также могут переживаться, но не проявляться. Сферами противодействия конфликтующих субъектов могут быть общение, поведение и деятельность.
Осуществленный нами анализ работ в области интересующей нас проблемы позволяют говорить о том, что к проблеме конфликта человек начинает обращаться очень давно: практически с того момента, как возникает человеческое общество, а сами люди начинают осознавать свою социально–психологическую сущность.
Целью данной работы является рассмотрение темы конфликтов в организации и методов их профилактики.
Задачи:
- описать сущность конфликтов;
- изучить источники возникновения профессиональных конфликтов;
- рассмотреть модели поведения в конфликте, стили разрешения конфликтов;
- проанализировать причины возникновения конфликтов в организациях; процесс управления конфликтами;
- рассмотреть конкретные конфликты в организациях (на примере педагогической организации);
- описать вопрос профилактики конфликтов между педагогами;
- изучить управление стрессом и выгоранием как способ решения конфликтов между педагогами.
Объект исследования – конфликт в организации и его особенности. Предмет исследования – пути решения конфликтов в организации на примере педагогических конфликтов.
Глава 1 Определение и особенности организационных конфликтов
1.1 Сущность конфликта
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом? К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т.д.
Анализируя труды Конфуция, уже в древности философы в качестве одного из основных средств предупреждения конфликтных ситуаций рассматривали организацию системы воспитательных мер, ориентированных на повышение нравственности — «улучшение нравов и устранение пороков» людей. Появление в конце эпохи Средневековья идей гуманизма и индивидуализации объективно обусловливает новую веху в разработке проблемы конфликта. Выдающиеся мыслители этого времени, — Ф. Бекон, Т. Мор, Э. Роттердамский резко критикуют конфликтные формы существования общества, осуждают все возможные социальные столкновения и конфликты и выступают за мир и согласие между людьми. Именно в это время появляются и первые труды мыслителей, посвященные изучению причин возникновения конфликтов и путей их предупреждения. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк в качестве основной причины конфликтов между людьми называют невозможность реального удовлетворения всех их потребностей. По мнению мыслителей, согласия достичь возможно лишь в результате принуждения к нему людей. Другими словами, между людьми должен быть заключен некий общественный договор о бесконфликтном взаимодействии, соблюдение которого должно стимулироваться страхом наказаний. Ф. Бекон же, как результат достаточно детализированного анализа причин возникновения конфликтов, выделяет материальные, политические и психологические условия их возникновения .
Весьма интересны взгляды на конфликт и его причины английского экономиста эпохи Просвещения А. Смита, который в разработанной им Теории нравственных чувств формулирует идею «любви к себе», согласно которой определенная степень эгоизма человека, его корыстные интересы при условии их гармонии с общими устремлениями к благополучию и счастью позволит избежать конфликтных ситуаций в обществе.
По мнению А. Смита, именно стремление человека к его собственному благополучию побуждает его к благоразумию и справедливости. Более того, именно благоразумие и справедливость, по мнению мыслителя, являются основными предпосылками, как предупреждения, так и разрешения конфликтов. Таким образом, уже на первых этапах разработки проблемы конфликта мыслители предпринимают попытку объяснить сущность данного феномена с позиций его специфики как явления социального; исследуют причины конфликтов и пути их предупреждения и разрешения. Являясь явлением социальным, особый интерес исследованию проблемы конфликта проявляют социологи и психологии. Так, представитель немецкой школы социологии Г. Зиммель, исследуя разнообразные формы социального взаимодействия, в качестве одной из таких форм выделяет конфликт. Согласно позиции данного исследователя, именно конфликт объективно является важнейшей формой общественного развития.
Психологи же, исследуя проблему конфликта, в первую очередь, обращаются к изучению его как психологического феномена. При этом исследователи обращают внимание на тот факт, что конфликт — это не что иное, как достаточно ярко эмоционально окрашенный способ разрешения возникающих противоречий, предполагающий активность субъектов взаимодействия. Прокомментируем сделанный нами вывод некоторыми определениями понятия «конфликт»: – как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; – как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий; – как актуализировавшееся противоречие, противостоящие ценности, установки, мотивы определяет конфликт Б. И. Хасан и т.д.
Конфликт - важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, и, как следствие — «форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» ;
– конфликт как процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества.
Первым ученым, кто обратил внимание на данную сторону конфликта, был Р. Дарендорф. В дальнейшем данную особенность конфликта подробно исследует М. В. Башкин, делая вывод о возможном позитивном эффекте конфликтной ситуации для развития субъекта в случае, если противоречия к конфликту как таковому не приводят и его участники находят в себе силы прибегнуть к эффективному, бесконфликтному взаимодействию и с
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова Г. С. Психология в медицине: учеб. пособие / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. М.: ЛПА «Кафедра-М», 2020.
2) Акчурина Е., Стресс - результат конфликта // Директор школы. — 2020. — № 9. — С. 49-53.
3) Алиев У. А., Управление человеческими ресурсами предприятий в условиях роста напряженности в социально-трудовых отношениях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 1. — С. 130-134.
4) Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 31-35
5) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2020. 591 с.
6) Артемов Г. П., Алейников А. В., Пинкевич А. Г. Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга // Интеграция образования.2020.Т. 22.№2 (91). https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.274-289
7) Башкин М. В. Конфликтная компетентность: метод. указания / Яросл. гос. ун–т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2020. 72 с.
8) Блинова Е. Н., Психолого-педагогический семинар "Конфликт. Разрешение конфликтов в работе педагога" // Классный руководитель. — 2015. — № 2. — С. 40-50
9) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2020.576 с.
10) Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990.
11) Гулаева М. И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2020. №10-3. C. 95-97
12) Давлетшина А. М., Педагогический конфликт: философско-правовой анализ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2016. — № 2 (152). — С. 20-31
13) Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2020. 334 с.
14) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019.
15) Иванова Е. Н., Удаленная работа как фактор конфликтности в коллективе // Конфликтология. — 2022. — Т. 17, № 1. — С. 43-56
16) Иголкина И., Как разрешать конфликты в трудовом коллективе // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2020. — № 2. — С. 76-88.
17) Кириллов Е. И., Методы совершенствования системы управления персоналом в условиях организационного конфликта // Конфликтология. — 2022. — Т. 17, № 1. — С. 125-134
18) Клименских М. В., Педагогические конфликты в школе : учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 "Психология", магистратура 37.04.01 "Педагогическая конфликтология". — Москва : Издательство Уральского университета, 2020. — 72 с.
19) Комиссаренко С. С., Коммуникативно-речевая агрессия: источник и триггер педагогического конфликта // Конфликтология. — 2021. — Т. 16, № 1. — С. 103-113
20) Лукиных П., Конфликт в коллективе: какую сторону занять руководителю // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2017. — № 8. — С. 34-40
21) Лукьянова Л. Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения // Научные исследования в образовании. 2020. №10. C. 49-58.
22) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
23) Милушкина И. В. Технология управления конфликтами в педагогическом коллективе// Талантливый педагог. 2021. № 4.
24) Николаева А. А., Савченко И. А., Степанова О. С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. 2020. №2 (20). С. 125-130.
25) Петровская Л. А. О понятийной схеме социально–психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М., 2021. С. 128–131.
26) Попов П. А., Какими должны быть личностные качества педагога? // Классный руководитель. — 2021. — № 6. — С. 60-65
27) Поташник М. М. Управление качеством образования. М.,2021. 448 с.
28) Ронгинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях // Мир психологии. 2019. № 8. С. 57-60
29) Уварова, Л. Р. Институт классного руководства: вчера, сегодня, завтра / Л. Р. Уварова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. Т. 15, № 3. С. 223-230
30) Федорова Н. В. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2018.
31) Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. - М.: Просвещение, 1989. 426 с.
32) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2020. 192 с
33) Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: «Питер», 2020