Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дети – будущее любой страны. В детстве формируются все основные составляющие личности и качественные характеристики, которые, в свою очередь, зависят от среды, окружающей взрослеющего ребенка. Поэтому развитие творческих способностей детей является одной из актуальнейших проблем общества. Становление художественного вкуса, формирование положительных социальных установок и интересов подрастающего поколения; приобщение как можно большего числа детей к национальной и народной музыкальной культуре – необходимые составляющие этого процесса.
В этот период жизни ребенка большое значение имеет его окружение и сфера интересов. И невозможно переоценить роль культурно-досуговых учреждений, деятельность которых направлена на приобщение подрастающего поколения к многообразной культуре, на всестороннее развитие их личности.
Проблема возможностей особенно остро стоит в сельской местности. Это связано с тем, что в сельской местности нет того спектра возможностей, которые может предоставить город, из-за этих условий у многих детей ограничены возможности выбора досуга. Кроме того, развитию институциональных форм досуга детей способствует отсутствие необходимого количества учреждений культуры, недостаточное внимание к организации досуга детей и подростков в сельском социуме.
Вклад в изучение этой проблемы внесли исследовательские труды Иконниковой С.Н., Ильинского И.М., Киселевой Т.Г., Туева В.В. и др. Но многие аспекты данной темы требуют более детального изучения.
Улучшение работы сельских Домов культуры в сфере работы с подрастающим поколением на сегодняшний день является актуальной проблемой, которая обусловила актуальность темы нашего исследования: «Развитие детского музыкального творчества в сельском Доме культуры».
Объект исследования: социально-культурная деятельность сельских Домов культуры в области детского музыкального творчества.
Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности сельских Домов культуры в области детского музыкального творчества.
Цель исследования: выявить возможные пути развития детского музыкального творчества в сельском Доме культуры.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- рассмотреть детское музыкальное творчество как объект изучения;
- раскрыть роль сельского Дома культуры в системе учреждений культуры;
- выявить проблемы социально-культурной сферы современного села;
- обобщить опыт развития детского музыкального творчества в сельских Домах культуры сел Булава, Кочневское, Саккулово.
Методы: теоретические: анализ научной литературы, документов; эмпирические: наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта развития детского музыкального творчества в условиях сельской местности. Результаты курсовой работы могут быть использованы в работе сельских Домов культуры с целью расширения творческих возможностей ребёнка в музыкальной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СЕЛЬСКОМ ДОМЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Детское музыкальное творчество как объект изучения
На данный момент не существует однозначного понятия «творчество». Рассмотрим разные точки зрения отечественных психологов-педагогов. Л.С. Выготский утверждал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [6, с. 58].
А. В. Петровский считал, что «творчество есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [5, с. 209]. Российский психолог А.В. Брушлинский иначе определил идею «творчества», делая упор на открытие неизведанного, принятие нового, изгнание стереотипов и шаблонов. А доктор психологических наук О.К. Тихомиров особое значение придавал постановке целей в творческой работе.
Я.А. Пономарев отмечал, что творчеству сопутствуют оригинальность, предприимчивость, саморегуляция и работоспособность. Причем творческий человек получает самоудовлетворение не в результате работы, а в процессе творческого созидания. По Пономарёву определяющим фактором творчества является формирование и создание новых структур, новых знаний, новых способов деятельности.
Творчество - одно из самых доступных способов развития способностей детей. Процесс детского творчества – это уникальный мир, в котором ребенок испытывает свои возможности и имеет возможность показать свою точку зрения на него. Многие методы работы психологов с детьми основаны на анализе детского творчества. Рисунки, аппликации, поделки и т.д. позволяют значительно расширить наши знания о детях, их страхах и стремлениях.
Для развития творческих способностей необходимо иметь информацию не только об их структуре, но и понимать внутренний мир ребенка. Если внимательно проанализировать действия человека, его деятельность в какой-либо сфере, то мы выделим два основных типа действий. В одном случае деятельность человека можно определить как повторяющуюся или репродуктивную. Этот вид деятельности связан с нашей памятью: человек творчески воссоздает или повторяет ранее созданные и выработанные линии поведения и способы действия.
Помимо репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая активность, продуктом которой - создание нового и неизведанного. Следовательно, творческие способности индивидуальны у каждого конкретного человека и проявляются в умении действовать в нестандартной ситуации.
«Развитие творческих способностей – это стремление ребенка проявить свою инициативу: создать что-то новое, свое, лучшее, расширить свой кругозор, наполнить свои знания новым содержанием» [4, с. 109]. Поскольку элемент творчества можно найти в любой деятельности человека, объективно говорить не только о творчестве художественном, но и о творчестве техническом, творчестве математическом и т.д.
С психологической точки зрения детство является самым результативным периодом для развития творческих способностей, поскольку в этом возрасте дети необычайно любознательны, у них появляется огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, делясь знаниями с детьми, предлагая им различные занятия, расширяют детский опыт. А накопление навыков и знаний является фундаментом творческой деятельности детей. Следует помнить, что мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно не сдерживается догмами и стандартами, более свободно и независимо. И это качество просто необходимо любыми способами поддерживать и развивать.
Таким образом, детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения [10, с. 4]. На основании научных работ Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Д. Б. Эльконина, А.И. Леонтьева, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, Н.В. Шайдуровой мы можем сделать следующие выводы:
1. За определение творческой деятельности мы возьмем утверждение Л.С. Выготского: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [6. С.58].
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов - таких как Н.А. Ветлугина, В.Б. Косминская, И.А. Лыкова, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.В. Шайдурова и др. - возможно определить критерии развития творческих способностей детей на творческих занятиях: самостоятельность и оригинальность замысла, развитие художественного мышления детей, расширение возможностей авторского, творческого решения образа (Т. Г. Казакова) [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арябкина, И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты / И.В. Арябкина. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 180 с.
2. Балобанова, Е. А. Формирование нравственно-эстетических представлений у младших школьников на уроках изобразительного искусства/ Е. А. Балобанова // Актуальные проблемы развития образования в период детства. – 2017.
3. Виноградова, Т.Г. Управление маркетингом / Т.Г. Виноградова, Я.И. Семилетова; Министерство сельского хозяйства РФ, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. – Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2018.
4. Емелина, Т. В. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике [Текст] / Т. В. Емелина // Вестник Кемеровского университета. –2016.
5. Зырянова, С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет [Текст] / С. М. Зырянова // Концепт. – 2015.
6. Казаковская, Э. Р. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Э. Р. Казаковская // 75 Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2Макарова, А. А. Влияние художественно-эстетического воспитания на гармоничное развитие младшего школьника [Текст] / А. А. Макарова // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2016.
7. Климантова, Г.И.Методология и методы социологического исследования / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 256 с
8. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 352 с.
9. Масловская, С.В. Деятельность педагога по развитию эстетической культуры учащихся: культурно-антропологический подход: / С.В. Масловская; науч. ред. Н.К. Зотова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2014. – 140 с.
10. Никитин, А.А. Художественная одаренность и ее развитие в детском возрасте: учебное пособие / А.А. Никитин. – Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2015. – 315 с.
11. Никитин, А.А. Природа художественной одаренности: монография. – Хабаровск: ХГИИК. – 218 с.
12. Нуралиев, С.У. Маркетинг / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 362 с.
13. Медведев, Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся/Л.Г. Медведев // Философия образования. – 2016.
14. Сапашев, К.Д. Педагогические условия воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства / К.Д. Сапашов // Среднее профессиональное образование. – 2016.
15. Стародубцева, Т.В. Формирование эстетических представлений младших школьников / Т.В. Стародубцева/Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования: под ред. З.А. Магомеддибировой, 2016.
16. Федьков, Г.С. Эстетическое освоение природы в художественно-творческой деятельности школьников/ Г.С. Федьков / Искусство и культура. – 2016.-№2(22)
17. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт-сост Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова; ред. Т.В. Волосовец и др. – Москва: Русское слово – учебник, 2015. – 217с.
18. Цахаев, Р.Ц. Маркетинг/ Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева. – Москва: «Дашков и К», 2017. – 550с.