Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Как известно, главным средством установления контактов с окружающими, основным способом выражения собственных мыслей, переживаний является речь. Особенно важно ее становление и развитие в период младшего дошкольного возраста, когда в развитии речи у детей происходят качественные изменения, связанные с расширением контактов с окружающим миром: людей, вещей, природы.
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, при этом активнее осуществляется его психическое развитие, не случайно очень важно заботиться о своевременном формировании речи у детей.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Выразительность речи
Одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве является развитие речи. Развитие речи рассматривается в современном дошкольном воспитании как одна из главных проблем. Речь детей в старшем дошкольном возрасте становится менее эмоциональной и выразительной, чем в раннем дошкольном возрасте, но более осмысленной, ровной и четкой.
Л.С. Выготский причину этого видел в том, что в период старшего дошкольного возраста происходит «интеллектуализация аффекта», т.е. прежние средства выразительности уже не могут отразить глубину содержания речи и переживаемых детьми чувств, а новые выразительные средства еще не освоены дошкольниками.
На ранних стадиях онтогенеза ребенка речь – это основное средство общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением. Так считают Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, С.Л. Рубинштейн и др. Специальные психолого-педагогические исследования, которые проводились О.В. Акуловой, Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным, Н.С. Карпинской, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейном, О.С. Ушаковой свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста выразительных средств языка и речи.
На ранних этапах формирования психики и сознания ребенка речь становится основным способом общения, мыслительной деятельности, последовательного планирования действий и произвольного управления поведением.
В работах О.В. Акуловой, О.И. Марченко, З.В. Савковой и других авторов обосновывается мнение, что выразительность – это комплексная специфика речи, содержащая звуковые, лексические и грамматические составляющие. Выразительная речь становится, безусловно, существенным фактором сознательной жизни человека. Эмоциональная окраска слова является важным инструментом общения.
Б.Н. Головин отмечал важность структур выразительности, которые обогащают речь. Он считал, что именно благодаря таким структурам слушатели становятся более внимательными и открытыми для чтения.
Н.С. Рождественский в свою очередь считал, что благодаря выразительной речи у слушателя и читающего вырабатывается умение владеть интонацией. Благодаря выразительности речи они учатся грамотно подбирать слова и составлять предложения. У человека вырабатывается возможность сжато выражать свои мысли и чувства и придавать им четкость, внятность и убедительность.
Особенность влияния выразительности речи детей дошкольного возраста раскрывается в работах М.М. Алексеевой, где говорится о том, что выразительность речи является основой для точной и осмысленной передачи своих суждений и мыслей. Выразительность речи помогает ребенку передавать свое отношение к окружающему миру для его слушателя. Речь, которая звучит монотонно, невнятно, не разделяется паузами и не несет смысловых оттенков, слушать очень трудно.
1.2. Средства развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно сначала самому взрослому выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись в дальнейшем на выразительности чтения.
Очень часто перед праздником просто необходимо выучить с ребёнком стихотворение, но он не соглашается учить его под разными предлогами. Дети могут называть разные причины своего нежелания: «мне скучно», «я устал», «я хочу играть». При этом причина нежелания ребёнка кроется в том, что ежедневно дети получают огромный объём новой информации, которую нужно запомнить и их мозг пытается защититься от перегрузки .
В первую очередь, надо с ребёнком договориться. «А знаешь, - говорим мы, давай поиграем в замечательную игру, называется она – «Маленький художник». В наше издательство принесли стихотворение и попросили нарисовать к нему рисунок. Попробуем это стихотворение проиллюстрировать? Послушай, я тебе его сейчас прочитаю, называется стихотворение «Божья коровка»». После этого практически каждому ребёнку захочется стать художником. И мы начинаем читать нужное нам стихотворение, а после прочтения, вместе с ребёнком зарисовываем его в таблицу:
Точка, точка, (нарисовали две точки)
Два крючочка – (нарисовали два крючка)
Это лапки у жука. (нарисовали жука с лапками)
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка. (нарисовали два лепесточка)
Справа – точка, слева – точка, (нарисовали жука с точками)
В чёрных крапинках бока. (нарисовали жука с точками)
Я подую на жука – (нарисовали жука и ветерок)
Улетай за облака! (нарисовали жука в облаках)
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт (нарисовали красный вертолёт).
Итак, таблицу к стихотворению мы нарисовали, что же делаем дальше? После того, как таблица нарисована, нужно побеседовать с ребёнком о содержании стихотворения, выяснить его основную мысль, объяснить новые и непонятные слова. Затем взрослый повторно читает стихотворение по строкам, а ребёнок рассказывает следом за взрослым эти строки с опорой на мнемотаблицу. В конце ребёнок должен рассказать стихотворение полностью, опираясь на мнемотаблицу.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
Опираясь на ведущий вид детской памяти – зрительной, мы стараемся использовать при заучивании стихов мнемотаблицы и отдельные картинки по содержанию стихотворения, так как зрительный образ является сотрудником в деле обучения детей заучиванию стихов .
При работе над стихами символами мы можем заменить почти каждое произносимое слово. Опорные картинки должны быть яркими и узнаваемыми детьми.
Начинается работа по знакомству детей с приёмом мнемотехники с мнемоквадратов.
Например, даётся слово «солнце», его символическое обозначение. Дети понимают постепенно, что значит «зашифровать слово», то есть нарисовать схему предмета в квадрате.
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. На мнемодорожках изображаются словосочетания или небольшие предложения. И позже мы переходим к мнемотаблицам.
1.3. Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с поэзией
С раннего дошкольного детства родители (законные представители) и воспитатели детских дошкольных образовательных организаций знакомят детей с художественной литературой и прививают любовь к поэтическому творчеству. Педагоги на занятиях с детьми-дошкольниками изучают литературные жанры, прививая любовь к художественному слову. Поэзии уделяется особое внимание, потому что она наилучшим образом подходит для развития поэтического слуха и обогащения образной речи, формирует этические и нравственные понятия, помогает прочувствовать мелодику и ритм родного языка. «Учитывая особенности восприятия поэтического слова детьми старшего дошкольного возраста, ориентируясь на игру как на основной вид деятельности воспитанников ДОО, нужно искать сочетание традиционных и инновационных методов, форм, средств, позволяющих педагогу добиться положительной динамики усвоения знаний у дошкольников при ознакомлении с творчеством разных поэтов» .
Например, «произведения А.С. Пушкина широко применяются в практике дошкольных образовательных организаций, потому что содержат богатейший материал для развития звуковой культуры речи, чувства ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную ее выразительность, выступают совершенными образцами речи, которые ребенок слышит, повторяет и усваивает, формируют любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств (любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка). Создавая условия для полноценного восприятия произведений А.С. Пушкина, можно решить практически все задачи методики развития речи» .
Однако «при знакомстве детей дошкольного возраста с творчеством М.Ю. Лермонтова следует учитывать то, что его стихотворчество полноценно изучается только на школьном этапе и лишь некоторые поэтические произведения являются хорошо доступными к восприятию дошкольников» .
Глава 2. Практические аспекты формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми 6-7 лет посредством слушания поэзии
2.1. Методики исследования выразительности речи дошкольников
Для выявления уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при проведении исследовательской работы могут быть использованы следующие методы:
• наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта
• эксперимент – это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз и дает идентичный результат.
• диагностические задания – подбор вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции отклонений.
Для диагностики сформированности выразительности речи дошкольников предлагаем использовать методику О.И. Лазаренко по оценке именно этой стороны речевой активности . Необходимо также отметить, что диагностика выразительности речи детей автора О.И. Лазаренко является многоаспектной. Она позволяет оценить самые разные факторы, определяющие выразительность: умение изменять темп речи, умение изменять ритм речи, умение изменять высоту голоса, умение изменять силу голоса, умение выделять логическое ударение в слове и пользоваться им, сформированность интонационной выразительности речи.
Можно выделить три фактора, определяющие выразительность речи: темп речи, высоту голоса и интонационную выразительность.
Темп речи
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Задание 1: Посчитать от 1 до 10, произнеся слова в медленном, затем в нормальном, закончи счет в быстром темпе. И наоборот. (1. балл – не справился с заданием; 2. балла – справился с заданием с помощью педагога; 3. балла – самостоятельно справился с заданием.)
2.2. Направления работы над выразительным чтением стихотворений посредством слушания поэтических произведений
Поэзия открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, мир человеческих взаимоотношений и чувств, развивает воображение и мышление ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно ее познавательное, эстетическое и воспитательное значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать особенности родного языка. Поэзия сопутствует человеку с первых лет его жизни. Однако восприятие поэтического произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. Именно поэтому на протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами, в том числе с поэзией.
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, по возможности не отрываясь от изучения программного материала по чтению, обучению грамоте, развитию речи (при работе над различными видами предложений, текстов и пр.). Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
- Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями.
- Стихотворение А. Барто Мячик (читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. (это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие). Так, в сказке К. Чуковского Мойдодыр один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист.
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- Воспроизведение игровых стихов методом игры (Телефон К. Чуковского, Сказка о глупом мышонке и т.д.).
- Определение характера произведения по схематическому выражению лица всего произведения или отдельных частей).
Воспитателю следует включать в занятия речевые разминки (пятиминутки), которые могут проходить в интересной, игровой форме, например, как соревнования. Речевой материал для разминки может быть взят из художественного произведения читаемого на занятии, из произведения, изучаемого ранее, или придуман самим воспитателем
Воспитатель на речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание, дети повторяют скороговорки и чистоговорки и т.д.
Дошкольный возраст можно назвать «золотым временем» для знакомства с русской классической поэзией. Дети младшего дошкольного возраста способны повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов. Уже на пятом году жизни дети могут выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения (программа «Детство»).
Заключение
В результате проведённого исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Целью исследования являлось изучение возможностей формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми 6-7 лет посредством слушания поэзии.
Особо значимое место в дошкольных образовательных организациях занимает литературное образование детей посредством ознакомления с поэтическими произведениями. Стихотворения для детей – это могучее средство всестороннего развития и воспитания: они способствуют проявлению у детей любви к Родине, природе, воспитывают любовь к родному языку, будят воображение, вызывают игру, развивают речь. В.Г. Белинский говорил о том, что «стихи, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева И. Н. Народная сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста = FOLKTALES AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN / Irina N. Andreeva, Ksenia Yu. Badina, Оlga A. Petuhova // Proceedings of SOCIOINT 2017- 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017- Dubai, UAE: 226-230.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. 2-е изд. - М.: 1984. С.84
3. Горбуша Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 76 с.
4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя: пособие для учащихся педагогических училищ и учителей начальных классов школы. - М.: Просвещение, 1965. С.159
5. Губарь В.В. Воспитание поэтической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями А.С. Пушкина // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции.– Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 23-28.
6. Дмитриева Е. Как читать стихи // Дошкольное воспитание. – 1970. – №8. – С. 46-48
7. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
8. Зайцева, И. А. Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным заучиванием / И. А. Зайцева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 124-126.
9. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – М.: Академия развития, 1997. – 158 с.
10. Колодяжная Т.П. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян. – М.: УЦ Перспектива, 2009. – 144 с.
11. Коротаева Г. А. Воспитание правильной речи у детей. – М.: Просвещение, 2005. – 205 с.
12. Круглова, А.В. Особенности развития звуковой культуры и интонационной выразительности речи 4-5 лет (по материалам эксперимента) / А.В. Круглова // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы III Международной научно-практической конференции. – М.: ИРОТ, 2010
13. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2009
14. Левченко Е.В. Роль художественной литературы в развитии речи детей / Е.В. Левченко, Н.А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №7 (17). – С. 9–12.
15. Левшина Н.И. Интеграция науки и практики // Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73
16. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина; сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999 – С. 358–369
17. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ. – Т. 35-п. – Л.: ЛГПИ, 1941. – С. 21-73
18. Пасошникова Ю.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с поэзией // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского2019. – С. 58-63.
19. Рождественский Ю.В. Становление речи и усвоение языка ребенком. − М.: Изд-во МГУ, 2008. – 114 с.
20. Тарасенко Т.В., Кузьмичева А.Н. Поэзия М.Ю. Лермонтова в литературном образовании дошкольников. М.Ю. Лермонтов в истории, культуре и образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова / Под редакцией Г.М. Корякиной, В.В. Абрамовой, Т.И. Бербаш, И.М. Елисеевой. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 243-246
21. Фаляхова, Р. Б. Ознакомление с поэзией в детском саду / Р. Б. Фаляхова // Студенческий вестник. – 2022. – № 15-2(207). – С. 5-6.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 80 с.
23. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М: Учпедгиз, 1975.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
25. Эмирова, Э. И. Диагностика сформированности интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста / Э. И. Эмирова, З. Р. Асанова // Январские педагогические чтения. – 2019. – № 5(17). – С. 145-151.
26. Яшина В. И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. − 448 с.