Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, изменяющий социальную ситуацию его развития. К обучению в школе нужно готовить. Важно, чтобы дети умели грамотно выражать свои мысли, а также развернутую речь, достаточный объём знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) доказали, что существует зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Установлено, что если у детей сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе, то эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае,
Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием стало развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д.,
Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе: письменный язык формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детям с нарушениями письма и чтения) [9] Специальные мыслительные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установление звуковой структуры слова называется фонематическим восприятием
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии речи окружающих и, одновременно, при собственном произношении слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, с помощью которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем [3].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНС) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается методом целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны языка и фонематического недоразвития.
В литературе отсутствуют данных которые свидетельствующих о том, какой процент выпускников языковых групп из ФФНС испытывают трудности в овладении письмом и чтением, но из опыта работы логопедов можно узнать, что большей части детей при выпуске рекомендуется школа, где выстроена работа логопед. В детские поликлиники поступает много обращений от школьников с дистрофией, которые ранее посещали группы с ФФНС. Поэтому остается важным вопрос о повышения эффективности работы логопеда с, воспитателем и родителями.
На актуальность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Ю.Ф.Гаркуша, Т.А.Ткаченко [14].
Для успешного обучения грамоте предпосылки формируются начиная с дошкольного возраста. Выявлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Воспитание речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте детей дошкольного возраста подготовительной группы с фонетико–фонематических недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте дошкольного возраста подготовительной группы с фонетико–фонематическим недоразвитием речи.
Цель: определить уровень готовности детей дошкольного возраста подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к усвоению грамоты
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование детей дошкольного возраста подготовительной группы с ФФНР к обучению грамоте.
3. Составить психолого-педагогическую программу коррекции детей дошкольного возраста с ФФНР к обучению грамоте.
Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные методы, приемы по развитию фонематической стороны речи у детей могут применяться в коррекционном процессе, логопедами, воспитателями, в специальных дошкольных учреждениях.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения и преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «фонематические процессы»
В основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для развития речи, так как они являются той основой, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Изучением фонематических процессов занимались такие ученые, как Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, И.М. Онищенко, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др. фонематический слух и фонематическое восприятие, при этом первое включает простые и сложные формы фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений [3].
Длительное время ученые думали, что звуковая сторона речи состоит из ряда различных элементов и сочетаний. Фонетика основывалась на физиологической природе речи и артикуляции. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Развитие моторики считалось единственным источником развития звуковой стороны речи. В то же время не уделялось достаточного внимания важности восприятия речи. Но в 30-х годах прошлого века Л. С. Выготский ввел такое понятие «фонема»: он доказал, что фонема является единицей речевого развития детей. С точки зрения этой новой фонетики развитие детской речи проходит через развитие системы фонем, а не через накопление отдельных звуков [12].
Овладение родным языком у детей происходит в определенной последовательности в той степени как происходит созревания нервно-мышечного аппарата. Сразу после рождения у ребенка, в первые месяцы, одновременно развиваются слуховой, зрительный и двигательно-кинестетический анализаторы.В. В настоящее время доказано, что сенсорное развитие и в том же числе развитие восприятия речи, происходит при непосредственном участии двигательных импульсов. Развитие движений у детей является фактор стимуляции и подкрепления его лепета.
Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако ему предшествует длительный подготовительный период, для того, чтобы он смог произнести членораздельные звуки речи.
Первые звуками ребенка это крики, являющиеся безусловно - рефлекторной реакцией на действие сильных внешних и внутренних раздражителей.
А. Гвоздев описывал крик новорожденных как выдохи с более или менее открытым ртом, в результате чего получается более или менее открытый гласный звук. Характерно, что крик нельзя разложить на отдельные его элементы, в нем нельзя выделить определенные звуки. [2]
Уже с первых месяцев после рождения возникает взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. У детей период от 2 до 6 месяцев это период гуления, который совпадает с активацией их общей моторики. У ребенка развиваются осязательные движения, он способен отвести большой палец, направить руки на предмет и произвести его произвольный захват под контролем зрения. В это время у ребенка формируется «комплекс оживления». Включенные в него двигательные и голосовые реакции становятся активной формой общения ребенка со взрослым.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 602 c.
2.Алмазова, Анна Алексеевна Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
3. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
4. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2009. - 256
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
6. Воробьёва, Валентина Константиновна Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
7.. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 c.
8.Даньшина, Н. Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознанвания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н.Г. Даньшина. - М.: АРКТИ, 2015. - 499 c.
9.Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
10.Кыласова, Л. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование / Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - М.: Учитель, 2014. - 836 c.
11.Мурашова И. Ю.,Н. И. Ефимова > Н. В. Петровская > Н. П. Чижевская Программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта.-Ангарск, 2011г.
12.Павлова И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. И. Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). -- Пермь: Меркурий, 2012. -- С. 120-123.
13.Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста; КАРО -, 2010. - 160 c.
14.Филичева М.Ф, Чиркина Г.В, Туманова О.В: Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Под ред.:Бондарчук О. А.- Просвещение, 2014 г.
15.Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос - Москва, 2010. - 288 c.