Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современные требования ФГОС нацелены на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию всех субъектов образования. Это предусматривает активную и творческую учебно-познавательную деятельность школьников, начиная с начальной школы. Организация продуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся – это одно из требований к современному педагогу, не зависимо от того, какая образовательная область изучается. В связи с этим, современный педагог должен владеть всем арсеналом современного диагностического и оценочного инструментария при реализации инновационного образовательного процесса. Это подразумевает владение продуктивными образовательными технологиями, техниками, приёмами и методами.
Наличие активности и самостоятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности - есть важнейший показатель плодотворности
технологичной работы педагога. Ученик сегодня не должен быть пассивным объектом воздействия. Он должен самостоятельно находить нужную информацию, обмениваться мнением с одноклассниками и педагогами, участвовать в дискуссиях, находить подходящие аргументы и др. Словом, он должен выполнять все те учебные действия, которые регламентированы требованиями современных ФГОС. Всё это также относится к образовательным областям по истории и обществознанию. Современные образовательные технологии позволяют сформировать социально - активную
инициативную творческую личность, развивая при этом её природные задатки и индивидуальность.
Использование педагогом образовательных технологий позволяет адаптировать учебный материал к возрастным особенностям школьников основной школы. Именно технологии развивают интеллект, эрудицию и расширяют кругозор детей. Предметы история и обществознание играют важнейшую роль в формировании мировоззренческой и ценностно-смысловой сферы школьников. У детей формируются личностные основы российской гражданской идентичности, социальной ответственности и правового самосознания. Изучение опыта учителей истории и обществознания, тем не менее, показывает, что в школьной практике педагогов преобладает несамостоятельная познавательная деятельность учеников. Чаще происходит так, что педагог полностью управляет познавательной деятельностью детей, что указывает на практические использование традиционной системы обучения, в частности, словесное объяснение учебных тем на уроках. В этом заключается проблема, противоречием которой является необходимость использования современных образовательных технологиях на уроках истории и обществознания и недостаточность их применения учителями в школьной практике.
В современной педагогической теории и практике сегодня накоплен богатый опыт организации и активизации познавательной и творческой деятельности школьников. Об этом свидетельствуют исследования учёных Е.С. Абрамовой, В.С.Лазарева, П.И. Пидкасистого и др. При этом недостаточно исследовано использование актуальных образовательных технологий непосредственно на уроках истории и обществознания. Целью работы является рассмотрение возможностей использования образовательных технологий для успешной реализации познавательной и творческой активности школьников на уроках истории и обществознания.
Объект исследования: познавательная и творческая активность школьников на уроках истории и обществознания.
Предмет исследования: образовательные технологии на уроках истории и обществознания при формировании познавательной и творческой активности школьников.
Гипотеза исследования: использование образовательных технологий на уроках истории и обществознания стимулирует познавательную и творческую активность школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть реализацию образовательных технологий на уроках истории и обществознания.
2. описать процесс формирования познавательной и творческой активности школьников на уроках истории и обществознания.
3. Разработать планы-конспекты уроков по истории и обществознанию с использованием современных образовательных технологий.
4. Предложить методические рекомендации по реализации актуальных образовательных технологий на истории и обществознании.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, обобщение, опрос, наблюдение.
Практическая значимость работы. Материалы могут быть использованы в практике учителей истории и обществознания при организации познавательной и творческой деятельности школьников основной школы.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования образовательных технологий на уроках истории и обществознания
1.1. Реализация образовательных технологий на уроках
истории и обществознания
Спецификой организации познавательной и творческой деятельности школьников в современной образовательной среде является формирование и развитее самостоятельной личности субъектов. Прежде всего, необходима нацеленность на самообразование детей. К настоящему времени в педагогической теории и практике накоплен достаточно большой опыт активизации познавательной и творческой деятельности детей, о чем
свидетельствует наличие многочисленных исследований [20]. Разработкой
теоретических и методологических основ инновационной деятельности в школе посвящены работы А.С. Обухова, А.И. Савенкова, В.А. Сластенина и др. Психологические основы организации продуктивной деятельности
школьников рассмотрены в трудах Дж. Келли, А.В. Леонтовича,
В.И. Андреева и др.
А.С. Обухов считает, что именно сам учитель создает условия для активной познавательной деятельности детей и сам предлагает формы работы на уроке, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация для разрешения любой, возникающей перед ним проблеме. Многие творчески работающие учителя постоянно ищут новые подходы к организации познавательной и творческой деятельности учеников. Один из наиболее продуктивных подходов при формировании познавательной и творческой активности школьников является реализация образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе. Организация познавательной и творческой деятельности учеников с использованием образовательных технологий характеризуется наличием субъект – субъектной позиции в системе учитель – ученик.
Использование продуктивных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет осуществлять развитие личности школьников, а не просто формировать у них знания, умения и навыки. В основе педагогической деятельности учителей лежит системно - деятельностный подход. Он регламентируется требованиями ФГОС на каждом уровне школы, начиная со школы начальной. В рамках данного подхода педагоги применяют современные педагогические технологии, ориентированные на активные формы и методы обучения. К ним можно отнести:
-личностно-ориентированное обучение;
-разноуровневое обучение и дифференцированный подход;
-проблемное обучение;
-проектные и исследовательские технологии;
-совокупность игровых технологий.
Сегодня можно услышать о так называемых традиционных технологиях. Речь идёт прежде всего, о реализации комбинированных уроков с использованием учителем актуальных приёмов и методов освоения учебного материала. Такие образовательные технологии как информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие, рассматриваются в контексте, как традиционных образовательных технологий, так и инновационных [8]. Познавательная деятельность школьников характеризуется совместной работой учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа и оценивания результатов учебной деятельности. Использование в образовательном процессе актуальных образовательных технологий на уроках позволяет обеспечить соответствие учебного материала критериям проблемности, критичности, альтернативности и др.
Учитель, выступая координатором учебно-воспитательного процесса, стимулирует познавательную и творческую деятельность школьников. В практике школы рассматривают несамостоятельную познавательную деятельность и самостоятельную [14, с. 39]. Каждой из форм организации познавательной деятельности школьников присущи свои определённые функции, специфика которых определяется целью, мотивами, содержанием, действиями, результатом. На практике педагоги до сих пор злоупотребляют передачей большого объёма информации за короткое время. в таком случае можно говорить о несамостоятельной познавательной деятельности субъекта. Школьники не осознают цели своей деятельности, а принимают
её от учителя. Мотивом здесь будет выступать прямое требование педагога, для того, чтобы освоить заданные учебной программой дидактические единицы учебного материала.
В подобных случаях познавательная деятельность школьника носит неизменный, или инвариантный характер, что при хорошей организации урока гарантированно обеспечивает формирование соответствующих знаний, умений и навыков. При реализации традиционной образовательной модели этого вполне хватало. Все дидактические задания в подобном случае направлены на усвоение готовой информации и на повторение действий по образцу. Особенности подобного рода деятельности выражаются в том, что школьник гарантированно получает новые факты. Если ученик мотивирован на учёбу и владеет приёмами самостоятельной работы, для него этого будет достаточно, чтобы хорошо разбираться в содержательной части предмета.
Проблема здесь заключается в том, что даже в самом сильном классе мотивированных школьников бывает не более 10-ти процентов от всего класса. Помимо этого, современная школа работает в условиях обязательной реализации соответствующего ФГОС, где, как уже было отмечено, ведущим является системно - деятельностный подход и индивидуализация процесса обучения. Очевидно в таком случае, что учитель должен стремиться к реализации самостоятельной познавательной деятельности ученика. Цель урока в любом случае задаёт педагог, но при организации самостоятельной познавательной деятельности цель и задачи урока заданы не в явной форме, а как стимул внутреннего личностного мотива субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания
в образовательных организациях различных типов: Коллективная
монография. Ч. 2 [текст] / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 119 с.
2. Буздалова, Н. В. Организация познавательной деятельности
учащихся: опыт, проблемы, перспективы [текст] / Н.В. Буздалова // Мир науки». - 2016. – Т. 4. - No 4. – С. 28-34.
3. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-
познавательной компетентности учащихся [текст] / С.Г. Воровщиков //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – No1. – С.
31-40.
4. Годовикова, Д.Б Развивающее обучение [текст] / Д.Б. Годовикова. –
Москва: Просвещение, 2010. – 75 с.
5. Железнякова, О.М. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке [текст] / О.М. Железнякова, Н.В.
Буздалова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - No1. - С. 124-127.
6. Жунисбекова, Ж.А. О Необходимости сочетания традиционных и
нетрадиционных методов обучения в основной школе [текст] / Ж.А. Жунисбекова, Ж.Д. Изтаев, Н.Е. Исманова и др. // Международный журнал
экспериментального образования. – 2015. – No 1. – С. 19-23.
7. Ильина, Т. А. Проблемное обучение [текст] / Т. А. Ильина // Вестник
высшей школы. – 2013. - No 2. – С. 5.
8. Иоффе, А. Н. Структура современного урока истории и
обществознания как основа организации деятельности учащихся [текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - No 1. – С.13-17.
9. Казанцева, В. В. Развитие познавательного интереса к предмету
обществознание [текст] / В. В. Казанцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. — С. 149-151.
10. Каххорова, Ш.Ш. Нетрадиционный подход к образованию [текст] /
Ш.Ш. Каххорова // Academy. – 2018. - No 5 (32). – С. 91-92.
11. Коршунова, Е.А. Приёмы активизации познавательной
деятельности на уроках истории и обществознания [электронный ресурс] /
Е.А. Коршунова // сайт: Современный урок. – URL:
https://www.1urok.ru/categories/8/articles/18584 (дата обращения 10.10.2022).
12. Лазарев, В.С. Формирование познавательных действий в учебной
деятельности [текст] / В.С. Лазарев // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2014. - No6. - С. 3-12.
13. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [текст] / С. А. Лысиченкова //
Молодой ученый. - 2012. - No 4 (39). - С. 428-431.
14. Малкова, Е.М. Феномен познавательной активности старшеклассников в современной теории и практике [текст] / Е.М. Малкова //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2.
No3. – С. 38-40.
15. Осипова, С.И. Познавательная активность как объект педагогического анализа [текст] / С.И. Осипова, Н.С. Агишева // Гуманизация образования. – 2016. - No 2. – С. 89-96.
16. Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы [текст] / Материалы седьмой
международной научно-практической конференции г. Барнаул, 14 декабря
2018 года; Под научной редакцией И.И. Макаровой. - Барнаул: ФГБОУ ВО
«АлтГПУ», 2019. – 228 с.
17. Рюшина, С.И. Использование активных и интерактивных методов
на уроках обществознания как средство формирования личности ученика [текст] / С.И. Рюшина // Инновационная наука. – 2019. - No 3. – С. 158-160.
18. Современные методы и приемы обучения на уроках истории и
обществоведения [электронный ресурс] // сайт Государственного учреждения
образования «Средняя школа No19 г. Барановичи». – URL:
http://sch19.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=102801 (дата обращения
10.10.2022).
19. Сорока, О.Г. Рекомендации по обобщению опыта по проблемам
организации познавательной деятельности учащихся [электронный ресурс] /
О.Г. Сорока. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1187831934/ (дата
обращения 10.10.2022).
20. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания:
учебное пособие [текст] / авт.-сост.: В.Г. Закирова, В.К. Власова, Л.Р. Каюмова, Э.Г. Сабирова. – Казань: Казан.ун-т, 2018. – 109 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования [электронный ресурс] / сайт Национальной
ассоциации развития образования и науки. – URL: https://fgos.ru/ (дата
обращения 10.10.2022).
22. Чернышев, И. А. Проблема развития познавательной активности
подростков в учебном процессе [текст] / И.А. Чернышев, М.В. Цуканов // Ученые записки Курского государственного университета. - 2011. - No3 (19). - С.147-150.
23. Шевченко, О. И. Технологии нестандартного обучения [текст] / О. И. Шевченко, М. А. Волков, В. А. Леонов // Педагогика высшей школы. — 2018. — No 3 (13). — С. 17-25.