Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного работы обусловлена тем, что за последнее десятилетие подростковый суицид стал очень острой проблемой во многих странах. Количество подростковых самоубийств продолжает расти. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее число самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 18 лет за последние 10 лет удвоилось, а также занимает рекордное 2-е место среди причин смертности в большинстве экономически развитых стран.
К сожалению, по абсолютному количеству самоубийств среди подростков 15-19 лет Российская Федерация занимает первое место в мире. Статистика показывает, что ежегодно около 3000 детей и подростков добровольно совершают самоубийство. Неудачные попытки самоубийства называются парасуицидами.
Однако, на сегодняшний день очень сложно получить точные цифры, которые отражали бы истинное количество подростковых самоубийств, и большинство исследователей считают эти цифры сильно заниженными.
Проблема подросткового суицида действительно является одной из важнейших в современном обществе. В подростковом возрасте возникает множество проблем и жизненных ситуаций, которые, на первый взгляд, не кажутся взрослым серьезными, однако для самих подростков являются «глобальной» проблемой, с которой они не всегда в состоянии справиться, найти правильное решение.
Теоретическую основу изучения в курсе составили работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Аптер А., Бим-Бад Б.М., Дюркгейм Э., Ефремов В.С., Кравченко В.М., Пастюк О.В., Ромек В.Г., Самыгин С.И., Черносвитов Е.В., Юнацкевич Я.И., Юрьева Л.Н., Шнейдман Э., Эдвин С. и др.
Цель: Изучить психологические особенности детей и подростков с суицидальным риском.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие суицидального поведения, его этапы;
2.Изучить факторы риска суицидального риска;
3.Проанализировать возрастные особенности суицидального поведения: дети, подростки.
Объект: Дети с суицидальным риском.
Предмет: Особенности детей с суицидальным риском.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Обобщение.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие суицидального поведения, этапы
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение – умышленное лишение жизни. В русском языке слово «самоубийство» означает как единичное явление, так и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение самоубийства дал Э. Дюркгейм. Согласно его толкованию, самоубийством называется каждая смерть, которая прямо или косвенно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим потерпевшим, если он знал об ожидающих его результатах.
Самоубийство – это суицидальное действие, совершенное лицом, находящимся в состоянии тяжелого психического расстройства или под влиянием психического заболевания. Это сознательный акт исключения из жизни под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, в которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для этого человека смысл. Суицидальное поведение включает завершенный суицид, суицидальные попытки и намерения (идеи). [4]
В суицидальном процессе существуют следующий этапы: досуицидальный, предсуицидальный, реализация мыслей и постсуицидальный (если самоубийство не завершено), происходят последовательно и непрерывно.
1. Предсуицидальный период является своеобразным предвестником суицидального поведения. Определяется изменением психических функций, постепенным нарастанием чувства апатии, утраты интересов и положительных стремлений, эмоций. Фон настроения преддепрессивный, человек не видит окружающее в таких радужных красках, как прежде, замыкается в себе. То, что когда-то радовало и доставляло удовольствие, уже не интересно, становится обузой. Появляются проблемы в школе. Каждый день кажется пустым и темным, одно и то же и ничего, кроме разочарования. Кажется, впереди нет будущего, все желания угасают. Этот период может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев.
2. Пресуицидальный период - промежуток времени между суицидальным поведением и реализацией суицида. Изменение состояния происходит с появлением пассивных суицидальных мыслей, мыслей о смерти, тревоги, перепадов настроения, чувства вины и одиночества. Человек совершенно перестает видеть другие пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации, кроме суицида.
3. Период реализации суицидальных намерений или само самоубийство характеризуется особенностями подготовки к смерти: выбор места, времени, способа, написание письма или прощального слова. Для больных шизофренией, например, характерно, что самоубийство совершается в извращенной и вычурной форме.
4. Постсуицидальный период (возможен при неудачном суициде или успешной реанимации) - время после самоубийства. Этот период условно делится по времени на близжайщий (первая неделя после суицида), ранний (до 1 месяца) и поздний (до полугода). Проблема, из-за которой было совершено самоубийство, может потерять свою актуальность, при этом человек разрядил эмоциональный импульс. Однако возможна и фиксация внимания на ситуации, при этом риск повторной попытки остается крайне высоким.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Суицидология. 2015. № 4. С. 21—32.
2. Каршибаева, Г. А. Теоретическая основа проблемы психологических особенностей подростков с суицидальным поведением / Г. А. Каршибаева, В. М. Маджидова, И. Т. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 230-233
3. Копытин А.И. Основные направления профилактики суицидального поведения подростков. Методические рекомендации – СПб.: СПбАППО, 2021. – 36 с.
4. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с.
5. Психологические аспекты суицидального поведения детей и подростков. Методические рекомендации для педагогов- психологов/сост. А.М. Акимова, В.Ф. Крапивина, О.В. Степанова/ред. Д.В. Насонова. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2021. – 207 с.
6. Суицидальное поведение несовершеннолетних. «Группы смерти» в социальных сетях: Методические рекомендации /Ворсина О.П., Бычкова А.М. – Иркутск, 2018. – 52 с.
7. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8—24.
8. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию // Медицинская и судебная психология. 4-е изд. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2016. С. 266—283.