Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Сегодня можно уверенно говорить о том, что современное общество характеризуется ростом национального самосознания. Граждане стремятся понять и познать свою историю и культуру своего народа. В данной ситуации особенно остро стоит вопрос научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, поскольку проблема сохранения и возрождения культурного наследия начинается с национальной культуры. Если говорить о системе образования, речь прежде всего идёт о гуманизации всех процессов, что предполагает усиление человечности и уважение к человеческому достоинству. При этом на практике образовательная среда не всегда может дать необходимую основу для духовного здоровья человека. Подобного рода задачи должны решать специалисты в области педагогики.
В сложных процессах нравственного воспитания детей большая роль принадлежит беседам, которые проводятся учителями и классными руководителями. Оздоровляющее влияние бесед сильно влияет на нравственное формирование подростков. Незнание моральных требований или их неверное понимание нередко приводят детей к шалостям и необдуманным поступкам. Когда школьнику начинают объяснять истинную сущность его неправильного поведения, в свое оправдание он говорит: «я не знал этого». Психолого-педагогические исследования показывают, что даже старшие школьники иной раз комментируют нравственные нормы и правила не всегда объективно. Безрассудные шалости и озорство в представлении некоторых ассоциируются с геройскими поступками. Что касается норм вежливости и хорошего тона, отдельные подростки откровенно относятся к ним как к излишним условностям.
О необходимости проведения специальной воспитательной работы в форме беседы писали педагоги и психологи Н. К. Гончаров, Н. И. Болдырев, О. С. Богданова и др.
Цель работы: приобщить подростков к традиционной культуре русского народа посредством познавательной беседы.
Объект исследования: традиционная культура русского народа.
Предмет исследования: процесс приобщения подростков к традиционной культуре русского народа.
Задачи:
1. Изучить особенности приобщения подростков к традиционной культуре русского народа как приобщение к ценности.
2. Рассмотреть действенность беседы при организации досуга подростков.
3. Описать проведение работы по приобщению подростков к традиционной культуре русского народа.
4. Предложить методические рекомендации по приобщению подростков к традиционной культуре русского народа.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение культуры "Межпоселенческий Дом культуры" Павловский сельский Дом культуры Красноярского края, Сухобузимского рацона, с. Павловщина
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение. список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы исследования процесса приобщения подростков к традиционной культуре русского народа
1.1. Приобщение к традиционной культуре русского народа как процесс социализации подрастающего поколения
Будущее современной цивилизации все более связывается с внутренним преобразованием человека и его духовностью. Именно гуманистические ориентиры должны стать исходными и основными при разрешении глобальных проблем. Формирование духовности у детей, добролюбие, основы гражданственности, инициативности и творческой устремленности – есть важное стратегическое направление в современной образовательной среде. Дети достаточно быстро растут и их запросы быстро изменяются. Традиционная культура русского народа становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. Речь идёт о присвоении общечеловеческих ценностей и формировании собственной личностной культуры. Социальная основа проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур можно увидеть в трудах философов, историков, культурологов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева и др.
Для успешного воспитания подрастающего поколения можно особо выделить устное народное творчество. Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский фольклор. Ребёнку это интересно в любом возрасте, особенно если это преподносят в игровой форме или в форме живой беседы. Ребёнок с первых дней жизни знаком с персонажами и героями русских народных сказок, былин, эпоса и др. Это огромная и обширная область устного народного поэтического творчества и целый мир вокруг - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство детей с русской народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.
К ним можно отнести частушки, потешки, скороговорки, считалки, прибаутки и др. Чаще всего они состоят из пары строк, незатейливых по содержанию и простых по форме. При этом они хранят в себе немалые жанровые богатства. Образцы русского народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности подростка. Многие видные педагоги указывают на воспитательное значение устного народного творчества для дошкольников и рекомендуют использовать его в своей работе [9]. Это способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов. При этом у школьников решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания.
К. Д. Ушинский писал, что всё это первые и блестящие попытки русской народной педагогики. По его мнению, никто не смог бы состязаться с педагогическим гением народа. У всех народов во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Это, прежде всего, забота о передаче подрастающему поколению житейских, производственных и духовных знаний. У каждого народа есть свои сказки. Все они от поколения к поколению передают основные нравственные ценности [3].
Это взаимопомощь, добро и дружба, трудолюбие, любовь к близким людям и к своей Родине. Это в том числе и уважение к старшим. Также как песни и колыбельные матери, сказки и былины открывают ребенку в мир. Они эмоционально окрашивают настоящее и вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои: Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич и др. Сказки, былины, мифы и др. заинтересовывают и увлекают любого ребенка. Они заставляют его плакать и смеяться, а также показывают, что народ самым важным в жизни считает богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь, добро, помощь и смелость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально –культурной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://science-education.ru/ru/article/view?id=27238&ysclid=lbepkdphp019800055 (дата обращения: 08.12.2022).
2. Анализ деятельности культурно - досуговых учреждений по актуализации традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://studbooks.net/1271553/pedagogika/analiz_deyatelnosti_kulturno_dosugovyh_uchrezhdeniy_aktualizatsii_traditsionnoy_narodnoy_kultury_formirovanii?ysclid=lbepqwgc4x841495314 (дата обращения: 08.12.2022).
3. Духовно – нравственное воспитание подростков через приобщение к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6769 (дата обращения: 08.12.2022).
4. Приобщение подростков к традиционной народной культуре в условиях социально-культурной деятельности как актуальная проблема современности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://scienceforum.ru/2016/article/2016025945?ysclid=lbephy49i0786994667 (дата обращения: 08.12.2022).
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996–р).
6. Сметанина, Н. А. Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9396/ (дата обращения: 08.12.2022).
7. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно – эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680 (дата обращения: 25.11.2022).
8. Технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности[Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://megalektsii.ru/s152918t5.html?ysclid=lbepq01ynw122287175 (дата обращения: 08.12.2022).
9. Умеркаева, С.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-podrostkov-v-protsesse-priobscheniya-k-narodnoy-hudozhestvennoy-kulture?ysclid=lbepm935y1287023075 (дата обращения: 08.12.2022).
10. Формирование поликультурности личности в этнокультурной образовательной среде учреждения дополнительного образования / Шустова Л.П., Никитина О.Г., Гриценко В.В., Бодина Н.С. // Сборник научных статей по материалам Всероссийской очно–заочной научно–методической конференции. Научный редактор Е.А. Александрова. 2017. С. 844–851.
11. Формирование этнической культуры у учащихся организации дополнительного образования // В сборнике: Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. Сборник научных трудов. Под редакцией Т.Н. Арцыбашевой, Г.А. Салтык. Курск, 2018. С. 275–278.