Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Большой интерес как для самих детей, так и для воспитателей и педагогов представляет такой способ организации процесса воспитания и обучения, как игровая деятельность, способ столь же творческий и необычный.
Для игры характерны разные виды достижений, «казней», различные полезности, широкий спектр вдумчивых действий, различные целевые функции. Функциональность игры обеспечивается требованиями социальной практики, а также психофизиологическими потребностями растущего ребенка. Функции игры заключаются в ее различных утилитах. Каждый тип игры имеет свое применение. Есть развлекательная игра, праздничная игра, рабочая игра, художественная игра, тренировочная игра, развлекательная игра, тренировочная игра, игра-головоломка, игра-головоломка, упражнение, коррекционная игра, развлекательная игра, спортивная игра, игра воображения, игра бессознательного притяжения, игра ориентации, коммуникативная игра, игра в сообщения, риск-игра и многие другие. Также есть игра, объединяющая несколько таких игр. Но какой бы ни была игра, в любом случае это свободное проявление различных наклонностей и увлечений ребенка.
Полностью и всесторонне изучен воспитательный потенциал игр для детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи отмечают их роль в познании мира, в развитии сфер интеллекта, в накоплении коллективных эмоциональных переживаний, в формировании трудовых навыков, культурных навыков, межличностных и коммуникативных отношений (партнерских, дружеских и др.), в физическом развитии ребенка, в приобретении нравственного опыта, поведении и переживании гендерно-возрастных отношений, в развитии чувства юмора и многих других навыков. Однако воспитательный потенциал игр еще недостаточно изучен.
Для детей игра кажется несерьезной, имеющей лишь забавный характер, отчего она вызывает у них самый живой интерес и желание заниматься ею. Трудно оценить огромный воспитательный эффект от участия в играх различной формы и тематической направленности. В современных школах игра — единственная деятельность, которая выводит учащегося за пределы его непосредственного опыта. Многие игры детей, подростков и юношества носят в основном коллективный характер, реже представляют собой одноактные действия. Именно поэтому они несут в себе заряд коммуникативной деятельности, общения и передаются из поколения в поколение.
Научно-теоретической базой нашей работы послужили труды авторов исследующих
- игра является самостоятельным видом деятельности (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.);
- игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (О. С. Газман, Кант, С. Л. Рубин-щтейн, Й. Хейзинга и др.);
- содержание игр дети черпают из реальной жизни (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).Цель работы – изучить воспитательный потенциал игры как педагогического средства в дошкольном возрасте.
Объект исследования – игровая деятельность детей младшего школьного возраста
Предмет исследования – воспитательный эффект игр, используемых в начашльном образовании.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «игра» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть специфику обучения детей младшего школьного возраста
3) Изучить значение игры в обучении и воспитании учащихся начальной школы
4) Определить этапы организации игры
Методы исследования:
отбор и изучение научной и публицистической литературы;
• обзор и реферирование литературы;
обобщение и систематизация изученного материала.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. –Москва, Изд.:Просвещение, 1987
2. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. –Москва,Изд.: Просвещение, 1984 – с. 78
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Изд.:Феникс, 2000. - 416 с.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.-Москва,2000.
5. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?//Перспектива.1987. №4.с.85-96
6. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - Москва, 2005. - 108 с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. Издательство Питер, 2011.- 304 с.
8. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 1
9. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?//Перспектива.1987.№4.С.85-96
10. Волина В.Игры в рифмы.-СПб,1997.222с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.№6.1996
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие.-Москва: УЦ Перспектива,2008
13. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – Москва, Изд.: Гардарики, 2003. - 314 с.
14. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев,1996.с.57
15. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа 1997 №6
16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте/Возрастная и педагогическая психология.-М.,1992
17. Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. – Москва, Изд.: Академия, 2000. - 160 с.
18. Занько С.Ф. Игра и ученье.-М.осква,1992
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология.-Москва,1999.- 480с.
20. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-Москва, 1985
21. Казанский О.А. игры в самих себя.-Москва,1995
22. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. – СПб, 1998.- 174 с.
23. Коптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.с.206
24. Коптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.с.207
25. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! – М.: Высшая школа, 1989.- 320 с.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва, 1976
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.-Москва, 1977
28. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений.-Москва,1994
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.-Москва, Изд.: Педобщество России,2002.-М.,1990
30. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики. Начальная школа 1997 №2
31. Мишуркова В. Игротека – новое явление // Перспектива. №4. 1987. С.114-123.
32. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.
33. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.) Москва, Издательство: ИЦ Академия, 2008 .-256 с.
34. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. – Москва, Изд.: КноРус, 2006. - 324 с.
35. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии .-Москва,1996. С.25-26, с.72-75
36. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – Москва, Изд.: Центр, 2003. - 256 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-Москва,1998. С. 53-54.
38. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте. Начальная школа 1997 №2
39. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Москва, Изд.: Академия, 2004. - 477 с.
40. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – Москва, Изд.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
41. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва, Изд.: Просвещение, 1987г.
42. Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – Москва, Изд.: Академия, 2006. - 288 с.
44. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания. Начальная школа 1995 №3
45. Эллис А., Фоутс д. Педагогические инновации.-Москва,1993
46. Эльконин Д.Б. Психология игры.-Москва,1978. С.14