Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………..…...…3
Глава 1: Теоретические основы тьюторского сопровождения
при социализации и адаптации ребёнка с РАС
в условиях образовательной организации…………………...….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
с расстройствами аутистического спектра…………..……….……..5
1.2. Особые образовательные потребности детей
с расстройствами аутистического спектра…………………………10
Глава 2. Проектирование работы тьютора по социализации
и адаптации ребёнка с РАС в условиях
образовательной организации……………………………………19
2.1. Алгоритм проектирования работы тьютора
при социализации и адаптации ребёнка, имеющего расстройства
аутистического спектра………………………………………...……19
2.2. Методические рекомендации по проектированию работы
тьютора при социализации и адаптации ребёнка,
имеющего расстройства аутистического спектра…………………24
Заключение………...…………………………………………………29
Список использованных источников………………………….……30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. С переходом современной образовательной среды на ФГОС в системе образования Российской Федерации происходят существенные изменения. Дошкольное образование вошло в систему общего образования. В системе общего образовании выделены позиции медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи и в образовательных программах закреплено инклюзивное образование. Образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная статья закона, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа специально предназначена, то есть, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программа учитывает особенности психофизического развития детей и их индивидуальных возможностей. Согласно требованиям ФГОС образовательные организации должны не только реализовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. На основе программ федерального уровня в образовательной организации разрабатывается собственная образовательная программа, которая учитывает все особенности конкретной образовательной организации.
Вопросы разработки адаптированных образовательных программ рассматривали в своих работах А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.Б. Кузьмина и др. Сегодня разработано достаточно большое количество программно-планирующей документации для реализации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ, но тем не менее, не достаточно методической литературы для данной образовательной области. Все те методические указания и рекомендации, которые сегодня существуют, носят универсальный характер для детей с ОВЗ в целом. Это ограничивает возможности их использования при проектировании дидактических и оценочных средств для конкретной категории лиц. Особую категорию детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка алгоритма проектирования тьюторской работы по социализации и адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: является процесс социализации и адаптации детей дошкольного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра. Предмет исследования: проектирование тьюторской деятельности по социализации и адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования
определены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с
расстройствами аутистического спектра и нормативно-правовое обеспечение их образования.
2. Определить особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать алгоритм проектирования тьюторской деятельности по социализации и адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра.
4. Предложить методические рекомендации по проектированию тьюторской деятельности по социализации и адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной. нормативной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение. Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов
сопровождения основной школы [Текст] / С.В. Алёхина., Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
2. Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория
инклюзивного образования [Текст] / С.В. Алёхина. - Российский научный журнал, 2013 - No 5 (36). - С. 132-139.
3. Бардышевская, М.К. Аутоагрессия у детей с психической депривацией и аутизмом [Текст] / М.К. Бардышевская // Тюменский Медицинский Журнал. Научно-практический журнал, 2013 - Т. 15, No 3. - С. 19-20.
4. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана [Текст] / А.В. Виневская, В.Б. Очирова / / Современные исследования социальных проблем, 2015 - № 3. - С.12-23.
5. Гжибовска, Д. Особые образовательные потребности и непрерывное
образование [Текст] /Д. Гжибовска // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2011. - №9. - С.110-114.
6. Довбня, С. Диагноз «Аутизм»: Что делать, и чего не делать / С. Довбня, Т.Морозова. — Текст: электронный // Фонд Обнаженные сердца: [сайт]. — URL: https://nakedheart.online/articles/diagnoz-autizm-chto-delat-i-chego-ne-delat?matchtype=b (дата обращения: 12.10.2022).
7. Еремина, С. В. Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации / С. В. Еремина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94646/ (дата обращения: 12.10.2022).
8. Забозлаева, И.В. Клинико-динамические особенности когнитивных
нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.В. Забозлаева И.В. //Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Психология», 2014 - Т. 7. - №4. - С.44-51.
9. Кравцова, Р.С. Комплексное сопровождение детей с расстройствами
аутистического спектра от 4 до 6 лет в условиях ППМС центра [Текст] / Р.С. Кравцова. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 6-3. - С. 31-33.
10. Лубовский, В.И. Особые образовательные потребности [Текст] /В.И. Лубовский // Психологическая наука и образование, 2013. - № 5. - С. 61-66.
11. Натарова, К.А. Расстройства аутистического спектра (клинико-
динамический, региональный и семейный аспекты) [Текст] / К.А. Натарова // Томск: Изд.: « Иван Фёдоров». - 2012. - 192 с.
12. Новосёлова, О.Г. Перспективы диагностики расстройств аутистического спектра у детей [Текст] / О.Г. Новосёлова О.Г. Г.А. Каркашадзе // Вопросы современной педиатрии, 2014 - Т. 13. - № 3.- С. 61-68.
13. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. — Текст: электронный // Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ: [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3c2234270f1a36a06a46cc0ec56ec767.pdf (дата обращения: 12.10.2022).
14. Семянникова, А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы [Текст] / А.А. Семянникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. - № 32.- С. 67-71.
15. Сиротюк, А.Л. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной
организации: модели и успешная реализация [Текст] / А.Л. Сиротюк // Брянск: БИПКРО. - 2014. - 94 с.
16. Солдатенкова, Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию
коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Н. Солдатенкова //Современная зарубежная психология, 2014. - №3. - С. 52-64.
17. Филиппова, Н.В. Эпидемиология аутизма - современный взгляд на
проблему [Текст] / Н.В. Филиппова Н.В. // Соц. и клин. Психиатрия. – 2014.- № 3. - С. 96-101.
18. Цветкова, А.В. Составление адаптированных образовательных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод.
пособие [Текст] / А.В. Цветкова // Сыктывкар: КРИРО. - 2015. – 86 с.
19. Цырульникова, Е.Л. Роль учителя-дефектолога во включении
дошкольников а РАС в инклюзивный образовательный процесс. Две
иллюстрации [Текст] / Е.Л. Цырульникова // Психологическая наука и образование, 2016 - Т. 21. - № 3. - С. 105-110.
20. Шапошникова, А.Ф. Опыт применения стандартизированных
диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-
коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма [Текст] / А.Ф. Шапошникова // под ред. В.Н.Касаткина - М.: Образование и здоровье. – 2008. – С. 26-58.
21. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.Л. шпицберг // Аутизм и нарушения развития. – 2013. - №2. - С. 33-45.
22. Яковлева, Г.В. Проектирование адаптированных образовательных
программ для детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Яковлева // Проблемы инклюзивного образования с учетом реализации. - 2016. - С. 31-38.
23. Якупова, А.Ф. Проектирование адаптированной образовательной
программы для с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной
образовательной организации: методические рекомендации [Текст] / А. Ф.
Якупова, Т. А. Евсюкова, В. В. Чиж. // под редакцией С. В. Соловьевой -
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». - 2016. – 200 с.