Фрагмент для ознакомления
2
Конституция РФ установила положения о Российской Федерации как социальном государстве, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают как достойную жизнь, так и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Отмеченные положения обязаны реализовываться, к примеру, посредством обеспечения государственной поддержки семьи, а также инвалидов и пожилых граждан, формирования системы социальных служб, закрепления разнообразных гарантий социальной защиты, внедрения права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Определенное место в системе социального обеспечения нашей страны отведено социальному обслуживанию, которое предусматривает предоставление конкретным категориям граждан (инвалидам, пожилым) социальных услуг, которые направлены на удовлетворение значимых потребностей нуждающихся в подобных услугах лиц.
Актуальность темы выбранной работы заключается в том, что несмотря на столь популярную тему и принятие не малого количества нормативно-правовых актов в данной сфере, до сих пор не получила единого правового закрепления и имеет разрозненный характер.
Вопросы особенностей юридического регламентирования социального обслуживания в Российской Федерации много раз становились предметом внимания отечественных ученых.
Степень разработанности состоит в работах таких авторов, как: А.Л. Благодир, М.О. Буяновой, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, Л.Н. Шипулиной. Вместе с тем последнее комплексное исследование проблем предоставления гражданам социального обслуживания, в том числе и на региональном уровне, указывается в работе правоведа Л.Н. Шипулиной , еще до реализации обширной реформы в сфере социального обслуживания и принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (далее - Закон о социальном обслуживании).
В отмеченных обстоятельствах предметом курсовой работы выступают правовые нормы, которые регулируют особенности социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в РФ.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Целью курсовой работы является изучение особенностей социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- обозначить понятие социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
- рассмотреть правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
- представить условия социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
- выделить проблему обеспечения контроля в сфере социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Медицинское право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая две главы и четыре параграфа), заключение и список использованных источников.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ
1.1 Понятие социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов
Для того, чтобы в полной мере исследовать термин «социальное обслуживание», необходимо рассмотреть его в комплексе с таким понятием, как «социальная услуга». Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ , который регулирует фундамент социального обслуживания, имеет определение социальной услуги. Социальная услуга устанавливается как действие в определенной области, то есть в области социального обслуживания. Это действие нацелено на оказание пожилому гражданину и инвалиду разнообразных видов помощи, которая может выступать как постоянной, так и периодической, и даже разовой.
Целью оказания такой помощи является способствование улучшению условий для граждан, которая касается их жизнедеятельности. Помимо данной цели отмечается еще одна, выступающая самостоятельной целью либо дополняющая основную цель. Это увеличение возможностей пожилых и инвалидов по независимому обеспечению своих жизненно значимых потребностей.
Если социальная услуга - это только разовое действие, которое может много раз повторяться, то под социальным обслуживанием понимается процесс.
С учетом того, что социальное обслуживание сводится к деятельности по предоставлению социальных услуг, Закон № 442-ФЗ закрепляет стандарт социальной услуги, то есть главные требования к объему услуг, время от времени их оказывая, а также качеству предоставляемых услуг. Стандарт вводится по видам социальных услуг (ст. 3).
Для каждой услуги, следовательно, обязаны быть нормативно установлены такие параметры, как объем, периодичность, качество. Установление одних параметров отнесено к полномочиям федеральных органов власти, а других – к органам власти субъектов Российской Федерации.
Если говорить о праве социального обеспечения, то социальное обслуживание, как правило, сводится к возможности оказания услуг в рамках проводимых реабилитационных мероприятий пожилых граждан и инвалидов с целью реализации определенных социально-восстановительных функций. Очень часто и сама данная отрасль права представляется в виде правоотношений по конкретному социальному обслуживанию. То есть, социальное обслуживание рассматривается как деятельность социальных служб по конкретной социальной поддержке, а также осуществлению социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, реализации определенной социальной адаптации и помощи граждан, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Таким образом, в научной литературе на сегодняшний день отсутствует единая точка зрения, которая касается общего определения данного термина
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17 – 67.
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Фед. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
4. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Фед. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
5. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
6. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законодательства РФ. - 01.09.2014. - № 35. - Ст. 4811.
7. Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг: Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 // Собрание законодательства РФ. - 01.12.2014. - № 48. - Ст. 6872.
8. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 10.10.2022.
9. Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг: Приказ Минтруда России от 30.07.2014 № 500н // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 12. - 2014.
10. Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2014 г. № 505н // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2014. - № 12.
11. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 № 35248) // Российская газета. - № 297. - 29.12.2014.
12. Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н // Официальный сайт. URL: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 10.10.2022.
13. ГОСТ Р 52142-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1179-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
14. ГОСТ Р 52143-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1180-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
15. ГОСТ Р 52496-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 533-ст). М.: Стандартинформ, 2006.
16. ГОСТ Р 52888-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1182-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
17. ГОСТ Р 53347-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2014 № 958-ст). М.: Стандартинформ, 2015.
Литература
18. Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 35 - 49.
19. Адриановская Т.Л. Социальная услуга // Социальное и пенсионное право. 2020. № 2. С. 9 - 13.
20. Ивлева М.В., Сапожникова Н.И. Злоупотребление правом со стороны работника // Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. 2019. Вып. 25. С. 129 - 133.
Интернет-ресурсы
21. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/doclist/3089/showentries/0/highlight/гражданский%2 0кодекс:2 (дата обращения: 26.10.2022).
22. Жаров А.Е. Один на один с бесправием: о соблюдении прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/doclist/3089/showentries/0/highlight/гражданский%2 0кодекс:2 (дата обращения: 26.10.2022).
23. Пашкова Г.Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/doclist/3089/showentries/0/highlight/гражданский%2 0кодекс:2 (дата обращения: 26.10.2022).
24. Понятовская О. Условия проживания и уход // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/doclist/3089/showentries/0/highlight/гражданский%2 0кодекс:2 (дата обращения: 26.10.2022).
25. Тучкова Э.Г. Труд и социальное обеспечение пожилых граждан в СССР // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/doclist/3089/showentries/0/highlight/гражданский%2 0кодекс:2 (дата обращения: 26.10.2022).
26. Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации // СПС Гарант. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/doclist/3089/showentries/0/highlight/гражданский%2 0кодекс:2 (дата обращения: 26.10.2022).