Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы цифровых образовательных технологий как никогда уникальна. Концепция преподавания русского языка и литературы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года, стала важнейшим документом, учитывающим динамику общественного развития России, стратегическое направление и реализацию основных общеобразовательных проектов. Основные принципы, цели и задачи преподавания Русский язык и литература.
Инновационность этой концепции зависит не только от многолетнего опыта и богатого потенциала отечественного образования, но и от мотивационных, содержательных и методологических проблем, выявленных в то время. Для достижения наилучшего решения задач, предусмотренных концепцией, в том же году был разработан план действий по внедрению. В плане основное внимание уделяется конкретным мероприятиям, связанным с общим, дополнительным специальностями и высшим образованием; связанным с популяризацией и дополнительным образованием русского языка, а также общесистемным мерам мониторинга и контроля, крайний срок которых определен до 2020 года. Нет никаких сомнений в том, что этот план действий сыграл активную роль и стал дорожной картой по реализации основных положений концепции.
В то же время, в ответ на проблемы и вызовы стремительного развития современного информационного общества, необходимо определить текущее направление корректировки плана действий с учетом меняющихся потребностей всех участников образовательного процесса, общества и страны.
Преподавания философии русского языка и литературы в Российской Федерации «Организация, методы и экспертное сопровождение контент-анализа на основе нормативных документов и экспертных заключений» о внедрении преподавания философии русского языка и литературы в Российской Федерации по линии 073-00086-19-02 от 07.10.2019 «Организация, методы и экспертное сопровождение преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», литературные концепции в Российской Федерации». По состоянию на 2024 год. Эти рекомендации отражают организацию и правовое обеспечение образовательной деятельности, содержание образовательных планов, воспитание и социализацию учащихся, условия обеспечения реализации образовательного процесса, а также дополнительное образование и популяризацию учащихся.
Изученность темы представлена в трудах таких авторов как: О.В.Артамонова, М.В. Гаврилов, В.А. Гводева, М.М. Назаров и др.
Объект исследования – цифровые образовательные ресурсы.
Предмет исследования – возможность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы в начальной школе.
Цель исследования – рассмотреть использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие цифровых образовательных ресурсов;
изучить виды цифровых образовательных ресурсов;
определить использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы;
охарактеризовать задачи и организации опытно – практической работы;
изучить практическую работу по использованию ЦОР на уроках литературного чтения;
рассмотреть рекомендации для учителя по использованию ЦОР на уроках литературного чтения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы использования цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы
1.1. Понятие цифровых образовательных ресурсов
Процесс перехода учебного процесса на специальную цифровую образовательную среду (ЦОС) на всех этапах является одним из важнейших направлений, трендов и носителей развития современного образовательного процесса. Конечно, такая трансформация позволяет открыть перед системой образования широкий спектр возможностей во всех ее областях, но перевод образовательного процесса на ЦОР также создаст определенные трудности.
С одной стороны, вышеупомянутый процесс расширил сферу охвата образовательных программ, одновременно улучшив их качество и способствуя развитию их содержания и факторов доступности. С другой стороны, эффективное использование ресурсов ЦОР усложнилось из-за того, что концепции и методы этой среды все еще находятся в стадии формирования. Этот вопрос затрагивает не только систему образования нашей страны, но и мировую систему образования [3, с. 85].
В области ЦОР можно выделить следующие основные термины и ключевые понятия: цифровые образовательные ресурсы, открытое образование, техническая поддержка и т.д. В настоящее время, принимая во внимание динамичное развитие сферы цифрового образования, возникли следующие трудности: во-первых, концептуальный аппарат в этой области быстро расширяется и обогащается новыми терминами, концепциями и классификациями; во-вторых, существующие концепции часто пересматриваются.
Цифровые образовательные ресурсы - это набор доступных в цифровом виде данных, используемых в образовательном процессе в целом.
По словам Осина А.В. и Калина И.И. согласно заявлению, под цифровыми образовательными ресурсами понимается копирование ресурсов с использованием электронных устройств [7, с.345].
Уваров И.Ю. под цифровыми образовательными ресурсами мы понимаем любой образовательный ресурс, представленный в цифровой форме: текст, графику, аудио- или видеоинформацию, хранящуюся на любых носителях или размещенную на различных веб-серверах.
Григорьев С.Р., Аспицкая А.Ф. и Кирсберг Л.У. дано аналогичное определение: «Цифровые образовательные ресурсы относятся к любой информации образовательного характера, хранящейся на цифровых носителях» [10, с.33].
Из этих определений можно сделать вывод, что цифровые образовательные ресурсы - это образовательная информация, хранящаяся на цифровых носителях, и для ее воспроизведения используются электронные устройства. Однако эти концепции слишком кратки и не полностью описывают природу центральной системы образования, хотя они называют основные отличительные характеристики цифровых образовательных ресурсов и разделяют их на отдельные категории информационных ресурсов, которые представляют собой представление информации.
Ярутова А.Н. дается определение цифрового образовательного ресурса, которое легче понять: «Цифровой образовательный ресурс (цифровой образовательный ресурс) - это источник информации, который содержит графику, текст, цифры, голос, музыку, видео, фотографии и другую информацию, предназначенную для достижения цели достижения достижение цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения цели достижения
Эта концепция более заметна среди других, потому что ее легче понять, легче запомнить, а также отражает содержание цифровых образовательных ресурсов. Являясь центральным элементом концепции цифровых образовательных ресурсов ЦОР, она раскрывает потенциал и особенности их использования в образовательном процессе (особенно в системе высшего образования). Давайте подробнее рассмотрим существующее определение понятия цифровых образовательных ресурсов. Григорьев С.Г., в одной из его работ дается следующее определение цифровых образовательных ресурсов: «Цифровые образовательные ресурсы (ЦОС) относятся к любой информации образовательного характера, хранящейся на цифровых носителях» [13, с.459].
Это определение носит довольно общий характер и не в полной мере раскрывает суть понятия центрального банка. В более широком смысле концепция цифровых образовательных ресурсов разработана Р.Н. Абалуев подумал: «ЦОР... Это значимый изолированный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной и «компьютерной» форме [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения: 16.10.2022).
2. Алатырёва,, О.Б. Как применять ИКТ на уроках русского языка и литературы / О.Б Алатырёва. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gazeta-pedagogov.ru/kakprimenyat-informatsionno-kommunikativnyje-tehnologii-na-urokah-russkogoyazyka-i-literatury/(дата обращения: 16.10.2022).
3. Аристова, М. А. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников / М.А. Аристова, Н.В. Беляева, Л.Р. Бердышева, Ж.Н. Критарова, Ж.И. Стрижекурова, В.М. Шамчикова // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 20 : Педагогическое образование. М.т: Изд-во МГУ, 2018. – № 3. – С. 85-95.
4. Аристова, М. А. Использование сетевых ресурсов на уроках литературы в школе: метапредметные и предметные результаты / М.А. Аристова // Ученые записки ИСГЗ. Казань : Изд-во ИСГЗ, 2018. № 1 (16). – С. 52-57.
5. Бадалина, Г.И. Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий на уроках русской литературы / Г.И. Бадалина // Совушка. 2019. N4 (18). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 16.10.2022).
6. Беляева, Н. В. Информатизация школьного литературного образования / Н.В. Беляева // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. instrao.ru/images/Izdaшya/Беляева_Н.В._Монография_ Информатизация_школьного_литературно-го_образования.pdf (дата обращения: 16.10.2022).
7. Бердышева, Л. Р. Использование приемов медиапроектирования на уроках литературы для достижения предметных и метапредметных результатов / Л.Р. Бердышева // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. М.: 5 за знаниями; МПГУ 2019. – С. 345-349.
8. Бердышева, Л. Р. Исследовательская деятельность школьников на уроках литературы с использованием ИКТ-технологий / Л.Р. Бердышева // Ученые записки ИСГЗ. Казань : Изд-во ИСГЗ, 2017. № 1 (15). – С. 97-103.
9. Высокие технологии, телекоммуникации, развлечения и СМИ. Прогноз развития отраслей 2018 - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/tmt-prediction-ru-web.pdf (дата обращения: 16.10.2022).
10. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург : Издательство УГППУ, 2019. – 245 с.
11. Иванова, Е.О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата образования / Е.О. Иванова. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/conf/Ivanova.htm (дата обращения: 16.10.2022).
12. Лабутин, В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы / В.Б. Лабутин. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.256.ru (дата обращения: 16.10.2022).
13. Пасыева, А.И. Цифровые образовательные ресурсы и дистанционное обучение / А.И. Пасыева, А.Х. Шайхлисламов // Евразийское Научное Объединение. 2020. – № 5-6(63). – С. 459-461.
14. Рахымбергенова, А.Г., Кенжегулов Б.З. Багитова К.Б. Цифровые образовательные ресурсы и их классификация / А.Г. Рахымбергенова, Б.З. Кенжегулов, К.Б. Багитова // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. – № 11-1 (19). – С. 10-14.
15. Роберт, И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. М. : ФГАУ «ФИЦТО», 2020. – № 3. – С.3-16.
16. Уварова, А.Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фруми-на. М. : Изд. дом ВШЭ, 2019. – 343 c.
17. Шамчикова, В.М. Использование ИКТ и мультимедиа в литературном образовании школьников в условиях информационно-образовательной среды / В.М. Шамчикова // Современные технологии в образовании : матер. XVIII Всерос. науч. конф. 27 апреля 2018 г. Владикавказ : Изд-во СОГПИ, 2018. – С. 218-221.
18. Шамшович, В. Ф. Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс] // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия : Экономика. 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 16.10.2022).
19. Шапиев, Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д.С. Шапиев // Молодой ученый. 2019. – №16 (254). – С. 296–298.
20. Шевченко, Д. А. Рынок диджитал коммуникаций в России: ситуация и основные тренды. – Системные технологии. / Д.А. Шевченко. 2018. – № 26. – С. 84–88.
21. Шитов, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов // Мир образования - образование в мире. – 2018. – №4. – С.18.
22. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. –№ 2. – С. 30-34.
23. Якунина, И. А., Назарова Е. К. Цифровая среда для лириков: о возможностях использования мессенджеров на уроках литературы / И.Я. Якунина // Вопросы педагогики. М., 2021. № 4-2. – С. 315-319.