Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
1.1 Проблема отклоняющегося поведения в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 8
1.3 Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте 17
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование отклоняющегося поведения подростков
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3 Рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 35
Выводы по 2 главе 38
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложения……………………………………………………………………....45
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Особенно актуально в наше время изучение девиантного поведения подростков. Это связано со сложностью определения психологических, социальных феноменов развития детей и подростков, которые могут негативно сказаться на общем состоянии общества. Особая актуальность исследования отклоняющего поведения подростков усиливается из того, что оно приобретает особенность снижения возрастных границ подростков к правонарушению.
В силу возрастной сложности, отклоняющееся поведение может стать спутником подростков, поэтому важно исследовать этот феномен, который может влиять на их жизнь, мотивировать пересмотр собственных взглядов на себя и других, в целом мир, привести своё поведение к социальным нормам. Обозначенная выше точка зрения приводит к решению вопроса о проблеме: как можно исследовать отклоняющееся поведение подростков.
Цель работы – исследовать отклоняющееся поведение подростков.
Объект исследования – отклоняющееся поведение.
Предмет исследования – эмпирическое исследование отклоняющегося поведения подростков.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что подросткам, склонным к отклоняющемуся поведению, нужны профилактические программы с многокомпонентным подходом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть проблему отклоняющегося поведения в отечественной и зарубежной литературе;
изучить психологическую характеристику подросткового возраста;
рассмотреть отклоняющееся поведение в подростковом возрасте;
провести эмпирическое исследование отклоняющегося поведения подростков;
разработать рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
Методы исследования. Для достижения задач были использованы следующие методы:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; анализ документации школьного психолога; изучение педагогического опыта; наблюдение за воспитательным процессом;
эмпирические методы: опрос;
методики:
1) Методика «Диагностика мотивов аффилиации» (А. Мехрабиан);
2) Методика Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина «Диагностика интерактивной направленности личности»;
3) Тест «Склонность к девиантному поведению». Авторы: Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск.
База исследования: Средняя общеобразовательная школа г. Красноярска.
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 30 подростков 15-16 лет, из которых 15 парней и 15 девушек.
Этапы работы. Первый этап включает в себя: определение проблемы и актуальности исследования; определение целей и задач, объекта и предмета. Второй этап работы содержит: выбор методов и разработку методики исследования; исследование; формулировку предварительных выводов, их апробирование и уточнение; обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что после проведенного исследования составлены рекомендации по использованию в профилактике отклоняющего поведения мультикомпонентной программы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические основы отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
1.1 Проблема отклоняющегося поведения в отечественной и зарубежной литературе
В данном параграфе рассмотрим проблему отклоняющегося поведения в отечественной и зарубежной литературе.
Девиантное (ненормальное, аномальное, отклоняющееся) поведение - это система действий, противоречащая принятым нормам в обществе, и проявляется как несбалансированность психического процесса, неадекватность, нарушение процесса самоосознания или уклонение от нравственно-эстетического контроля за своими поступками.
В исследованиях современных ученых рассматриваются проблемы отклоняющихся поведений и их профилактики в определенных областях:
- педагогики (О.А. Андриенко, М.И. Бекоева, Н.Г. Иванова, А.В. Лялюк, Л.А. Ральникова и др.);
- психологии (С.А. Амбалова, Е.В. Здоровцева, Л.В. Макшанцева,
М.В. Зотова и др.);
- социологии (Г.В. Кондратьев, П.Е. Пешкова, Ф.В. Хугаева и др.);
- юриспруденции (В.Н. Жадан, Л.И. Нифонтова, В.В. Простяков);
- дефектологии (Н.С. Гилева, Л.В. Жихарева, М.В. Салтыкова-Волкович и др.) и т.д.
«В педагогической литературе, под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология индивидуальности: новые модели и концепции // Коллективная монография под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009. С.14-63.
2. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: Учеб.-метод. комплекс. Минск, 2009, с. 32.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
5. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. М.: Проспект, 2016. 336 c.
6. Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков с нарушением поведения //коррекционная педагогика. – М., 2007, №3, с.74.
7. Бауэр Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика, 2010. N 8. С. 105-108.
8. Гилинский, Я. И. О системном подходе к преступности / Я. И. Гилинский. // Правоведение. – 1981. – № 5.
9. Гoнчapoв M. Ocнoвныe стратегии поведения в конфликте. – M., 2006
10. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.
11. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
12. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2006. 432 с.
14. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
15. Здоровцева Е.В. Диагностика девиантного поведения подростков в учреждении дополнительного образования //Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № S1. С. 35-38
16. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. - М., Клин, 2008. 224 с
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2016. 297 с.
18. Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология, 2011. N 2. С. 36-47.
19. Киржой Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Воспитание школьников, 2012. N 6. С. 34-39.
20. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: учебное пособие. Москва: Пед. об-во России, 2004. 160 с. ISBN 5-93134-255-9.
21. Кулагина И.Ю. Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях социальной депривации // Дефектология, 2011. N 1. С. 80-86.
22. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва: Сфера, 1999. 192 с. ISBN 5-89144-062-8.
23. Лейн Д. Детская и подростковая психология. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
24. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. М.: Академия, 2014. 271 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2015. 261 с.
26. Лялюк А.В., Иванова Н.Г. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 243-246.
27. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. [Текст] / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс, 2001.
28. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2012. 361 с.
29. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: «Высшая школа», 2014. 289 с. ISBN 995-102-57356-2.
30. Петровский А.В., Петровский В.А. Введение в психологию. М.: «Высшая школа», 2017. 512 с. ISBN 5-32636-5042-2.
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов по напр. 050700 «Педагогика» / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. 816 с. ISBN 978-5-496-01067-1.
32. Старченко Л. В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 297
33. Салтыкова-Волкович М.В. Причины и особенности девиантного поведения //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2016. № 15. С. 24-28.
34. Семенова Е.Г. Особенности развития активной личности подростка // Среднее профессиональное образование, 2010. N 8. С. 37-39.
35. Факторы девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]: лаб. практикум / Режим доступа: http://psyera.ru/faktory-deviantnogopovedeniya-podrostkov_7343.ht
36. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
37. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 204 с. ISBN 978-5-534-06474-2.
38. Хухлаева Психология подростка. М.: Генезис, 2012. 349 с.
39. Шмырев О.И. Эмоциональный компонент в творческом по строении себя во временном пространстве в подростковом возрасте // Мир психологии, 2011. N 3. С. 175-185.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Академия, 2013. 462 с.