Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Одной из главных задач современной системы непрерывного образования является создание благоприятных условий обучения для каждого учащегося в различных видах деятельности, чтобы полностью удовлетворить его потребности и развить его личные склонности и способности.
Дополнительное образование создаёт качественно новые условия для того, чтобы подрастающее поколение в полной мере реализовало свои способности и увлечения. Создание таких условий и возможностей для активного самовыражения детей в различных видах деятельности может способствовать развитию широкого спектра детских навыков.
Деятельность детского вокального хора имеет свои собственные цели и ценные результаты. Конечным продуктом этой деятельности является детское творчество, которое захватывает своей непосредственностью и отсутствием искусства. Ведь хоровое искусство будет воспринято не всеми, а только теми, кому интересен и важен внутренний мир ребенка, его жизнь и непосредственная жизнь художественных материалов.
К.Д.Ушинский писал: «Сильный метод обучения - это пение. В хорах, особенно в припеве, есть не только то, что оживляет человека, но и то, что организует его работу в коллективе. Хоровая песня объединяет несколько разных чувств в и объединяет несколько сердец в одно единое».
Теория музыкального образования означает взаимосвязь с педагогикой, психологией и физиологией учащихся, а также эстетикой и специальными историческими и теоретическими дисциплинами (история и теория музыки, гармония, полифоническая музыка, музыкальные инструменты и т.д.). Точкой соприкосновения с этими научными областями является основная концептуальная позиция об эстетической природе музыки и искусства и ее значении в развитии музыки и эстетики школьников.
Важной проблемой в современном обществе играет духовное, моральное развитие подрастающего поколения. Границы приличия размываются через киноиндустрию, особенно музыкальную. Взять к примеру зарубежную группу «Rammstein» хотела отправиться в тур по России, где они бы представили новую песню «Praise abort», что в переводе значит «хвала аборту». В своих песнях группа пропагандирует детоубийство и ненависть, инцест и насилие над детьми. И это лишь «капля в море» той аморальности, что они воспевают. Их задача: расчеловечить человека и не дать ему состояться как личность.
Проблема исследования. Список групп и музыкантов с совершенно аморальными принципами в XXI веке не мал. К сожалению молодежь, и не только, не дооценивают влияние музыки на их духовный мир, на моральные ценности и на мировосприятие в целом. Задачей исследования является искоренение данного феномена через формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников.
Вопросу формирования певческих навыков в процессе театрализации было отведено особое место в работах следующих педагогов: O.A. Апраскина,Т.В. Волчанская, В.А.Шереметьев, Б.Л. Яровский, которые в своих работах обосновали систему усвоения певческих навыков, предложили методы практической работы с детьми разного возраста и продемонстрировали влияние хоровой и исполнительской деятельности на общее развитие личности детей.
В настоящее время данная проблема регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. В Приказе о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указана особая необходимость на развитие моральных и нравственных качеств учащихся;
2. В Приказе Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» дана структура основной образовательной программы общего образования.
Объект исследования: процесс формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников
Предмет исследования: хоровая театрализация как средство формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников.
Цель исследования: осуществить анализ эффективности применения хоровой театрализации при формировании музыкально-эстетической культуры младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и передовой педагогический опыт применения хоровой театрализации для формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников;
2. Рассмотреть психолого-педагогические характеристики особенности формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников;
3. Определить оценочно-диагностический инструментарий уровня сформированности музыкально-эстетической культуры младших школьников;
4. Разработать систему занятий по применению хоровой театрализации в хоровом классе;
5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность применения хоровой театрализации в формировании музыкально-эстетической культуры младших школьников.
Методологическая основа исследования:
1. На философском уровне: теоретические положения об эстетике и других эстетических категориях в энциклопедических источниках, в работах Б.Т. Лихачева, Л.Г. Ионин, О.А. Кривцун, С.Х. Роппопорт и др.;
2. На психолого-педагогическом уровне: теоретические положения Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, М.В. Матюхиной, Э.С. Кузнецовой, Н.И. Ганошенко, Н.М. Лебедева, А.Н. Мотырева, П. Котиковой, П.М. Якобсон по проблеме эстетического развития школьников с учетом возрастного аспекта;
3. На музыкально-педагогическом уровне: взгляды и позиции по использованию элементов хоровой театрализации в работе с детьми: Т.К. Овчинникова, Т.В. Надолинская, С.В. Попов, В.Л. Живов, О.П. Соколов и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование; опрос,
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована в научных и исследовательских работах по схожей проблематике.
Практическая значимость состоит в том, что данное исследование может быть использовано на учебных занятиях в школах и на курсах дополнительного образования посредством анализа хорового класса.
Гипотеза: применение описанных в работе приемов и методов позволит повысить эффективность хоровой театрализации как средства развития музыкально-эстетической культуры младших школьников, если:
1. необходимым компонентом обучения ребенка будет являться процесс становления положительного эмоционального состояния, осознания и выражения эмоционального содержания исполняемого произведения;
2. в хоровую исполнительскую деятельность младших школьников ввести элементы самоанализа для их дальнейшего применения в музыкально-исполнительском процессе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
1.1 Теоретические основы формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников средствами хоровой театрализации
На протяжении десятилетий проблема развития хоровой театрализации была в центре внимания педагогики и психологии. При изучении процесса развития театральных и хоровых способностей важно определить понятие «хоровой театрализации» как частично автоматизированный способ выполнения действий, которые являются неотъемлемой частью певческого поведения; формирование навыков пения являются предметом развития, что влияет на развитие и воспитание определенных навыков учащихся.
Дадим определение более широкому понятию «культура». Определений данному понятию насчитывается более пятисот единиц и все они многогранны и всеобъемлющи. Изначально слово «культура» имело смысл возделывания земли, но со временем оно приобрело духовный смысл.
Ученые трактуют культуру «как сумму всех видов деятельности, обычаев, верований, как социальное наследие общества, нормы, организующие человеческое поведение, как средство приспособление общества к природной среде, как продукт деятельности людей. Культура выступает обобщающей, преобразующей деятельностью поколений людей, одним из слагаемых их целенаправленных усилий для сохранения, воссоздания и созидания материальных и духовных ценностей» [11].
Культура не может возникнуть сама по себе, ее исходным элементом выступает человек, объединенные совместной деятельностью сообщества людей. В самом широком смысле культура рассматривается как форма бытия человечества, так как создана людьми и для людей [6].
Культуролог М.И. Найдорф раскрывает понятие «культура» как информационную характеристику общества, его обличие, индивидуальность и лицевая сторона. Информация выступает в данном случае не как «совокупность средств, имеющихся в распоряжении того или иного сообщества, и направляемых им на самоорганизацию, на устранение собственной хаотичности, на установление специфического для данного общества внутреннего порядка» [11].
Существует высказывание немецкого философа и музыковеда 19-20 вв. А.Швейцера: «Культура- это итог достижений всех отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» [19]. Философ утверждает, что культура является совокупностью прогресса человека, если этот прогресс направлен на духовное совершенствование индивида. Индивид обретая свою духовную сущность, постигая культуру и творя ее становится частью общества [17].
Музыкальное воспитание направлено, прежде всего, на приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре, что отражено в философских и психолого-педагогических концепциях, где признается роль культуры в музыкально-эстетическом развитии личности ребенка (О.П. Радынова, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Э.Б. Абдулин, Т.С. Комарова, Б.Н. Неменский, В.Т. Кудрявцев, Р.М. Чумичева и др.) [4]
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». От 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
4. «Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Библиографический список
5. Бойко, Е.А. Лучшие творческие игры для детей младшего школьного возраста / Е.А. Бойко. – М.: Наука, 2018. – 256 c.
6. Гусева, Т. А. Картотека сюжетных картинок / Т.А. Гусева. – М.: Детст4во-Пресс, 2018. – 466 c.
7. Дараган, В.А. Театрализованные игры для детей / В.А. Дараган. – М.: УРСС, 1998. – 232 c.
8. Кириллова, Ю. А. Комплексы упражнений и песенных игр / Ю.А. Кириллова. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 320 c.
9. Корнилова, И.Г. Театрализованная игра и творчество в развитии общения дошкольников / И.Г. Корнилова. – М.: Экзамен, 2017. – 160 c.
10. Куликов, А.Н. Литературно-сюжетная песня / А.Н. Куликов. – М.: Файн, 1993. – 320 c.
11. Матюхина, Ю. А. 365 лучших театрализованных игр для детей / Ю.А. Матюхина. – М., 2018. – 320 c.
12. Нищева, Н. В. Картотека песенных занятий / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 80 c.
13. Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 176 c.
14. Патрикеев, А. Ю. Театрализованные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. – М.: Феникс, 2014. – 224 c.
15. Рассел, Д. Народные песни / Д. Рассел. – М.: VSD, 2013. – 873 c.
16. Ратианидзе, А.Л. Игры для детей младшего школьного возраста/ А.Л. Ратианидзе. – М.: СИНТЕГ, 1981. – 112 c.
17. Родионов, К.К. Начальные уроки песенных игр / К.К. Родионов. – М.: Музыка, 2017. – 144 c.
18. Романовский, Т.Б. Микрокалькуляторы в рассказах и играх / Т.Б. Романовский. – М.: Университетское, 2017. – 192 c.
19. Степаненкова, Э. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх / Э.А. Степаненкова. – М.: Компания Спутник, 2019. – 200 c.
20. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения театрализованных игр / Э.Я. Степаненкова. – М.: Синтез, 2019. – 859 c.