Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В наши дни все больше и больше людей решают свои проблемы с помощью насилия. Главная ценность - не доброта и отзывчивость, а быть сильным, умение драться.
Официальной статистики насилия практически не существует. Однако актуальность этой проблемы неоспорима и заключается в том, что насилие происходит не только в семейном кругу, его проявления регистрируются в большинстве социальных институтов общества, в том числе в институтах социализации. Отношение к этой проблеме в нашей стране также неоднозначное: все большее число граждан считают определенные формы насилия приемлемыми, а зачастую и единственно возможными. Это; вот почему создание системы социальной помощи лицам, ставшим жертвами насилия, идет медленно.
В настоящее время социальная работа с жертвами насилия практически сводится к созданию кризисных центров и горячих линий, но их очень мало и они недоступны для большинства россиян. До сих пор не существует четких законодательных механизмов, позволяющих остановить насилие, в том числе насилие в семье. Наказываются только жестокие формы, приводящие к серьезным телесным повреждениям или смерти жертвы.
Еще одной проблемой является незнание гражданами своих прав и возможных форм социальной помощи и поддержки. Из-за сложности проблемы немногие пострадавшие не готовы открыто обсуждать свои трудности, а куда обратиться, чтобы избежать общественного резонанса, они не знают.
Проблема насилия усугубляется тем фактом, что наиболее уязвимыми группами населения являются дети, женщины, пожилые люди, инвалиды, то есть те, кто по объективным причинам не в состоянии реагировать. Жертвы насилия быстро теряют интерес к жизни и перестают общаться, «замыкаются» в себе и перестают драться.
Анализ литературы о насилии показал, что, несмотря на ее неоспоримую актуальность, она остается одной из наименее изученных.
В целом проблема насилия представлена в научно-методической литературе достаточно узко: анализируются социально-психологические аспекты проблемы, ее причины на макро-и микроуровне, формы поддержки лиц, ставших жертвами насилия. Но наименее изученным был самый важный аспект проблемы – социальное предотвращение насилия.
Цель курсовой работы – исследовать выявление признаков насилия и плохого обращения с личностью, а также принципы организации психологической помощи и коррекции негативных последствий.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и виды насилия;
-определить формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию;
-проанализировать социальную профилактику насилия как приоритетное направление социальной работы;
-провести экспериментальное исследование плохого обращения с личностью на примере насилия в семье.
Предмет исследования - насилие над личностью, а конкретно - в семье.
Объект - женщины 30-45 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что опыт семейного насилия связан с личностными особенностями женщин.
Глава 1. Теоретические аспекты насилия и плохого обращения с личностью
1.1. Понятие и виды насилия
Проблема насилия в обществе-одна из самых глобальных проблем современности. Содержание слова "насилие" и его различные категориальные значения (социологическое, религиозное, национальное, медицинское, сексуальное, уголовное и т. д.) находятся в центре пристального внимания мирового сообщества в целом [16, С. 120].
Использование термина "насилие" началось под влиянием взглядов Льва Толстого в конце XIX века. Источником понимания этого явления в человеческой культуре можно считать концепцию " борьбы», определенную греческим философом анаксимандром как вторжение одной вещи в сферу другой вещи, серию актов несправедливости, совершаемых вещами друг против друга, и неизбежная "месть" за эту несправедливость. В XX в. относительно новый в социологии термин "насилие«, как олицетворение зла, греха, нарушения прав человека, приобрел характер описания аморального и преступного поведения:" насилие-это прежде всего нарушение следующих моральных заповедей: Не убивай нет, не причиняет никакого физического или материального вреда, не ущемляет чьи-либо права, интересы и свободу " (Б. Герт) [6, с. 148].
Насилие связано с преднамеренным ограничением свободы поведения, подчинением, нарушением прав и причинением вреда отдельным лицам и их объединениям, что приводит к определению принуждения. Так, А. А. Гусейнов описывает насилие как внешнее силовое воздействие на человека или группу людей, «принуждение, причинение вреда жизни и имуществу, которые осуществляются против воли тех, против кого они направлены». Цель насилия - подчинить человека воле того (или тех), кто оказывает такое влияние, вот почему насилие определяется им как «узурпация свободы воли, одного из средств обеспечения господства., власть человека над человеком». По его словам, механизм, технология насилия, заключается в том, что людей принуждают к определенным действиям или чаще всего удерживают от определенных действий прямым физическим принуждением. Насилие - это «социальная установка, при которой определенные индивиды (группы людей) посредством опасного для жизни внешнего принуждения подчиняют себе других, свои способности, свои производительные силы, свое имущество» [27, С. 179].
Следовательно, термин "насилие" получил широкое распространение в социальных науках, что затруднило его интерпретацию как категорию преступлений. Насилие определяется как элемент политической, социальной и экономической организации общества. Мировое сообщество стремится найти и описать уникальную форму человеческого поведения, несущую в себе содержание разрушительной силы – зла.
Таким образом, Всемирная организация здравоохранения определяет "насилие» как" преднамеренное применение физической силы или власти, реальной или в форме угрозы, против самого себя, против другого человека, группы людей или сообщества, в результате (или с большой вероятностью). телесные повреждения, смерть, психологическая травма, нарушения развития или различные виды повреждений» [11, с. 87].
Это определение связывает преднамеренность с фактическим совершением акта насилия, независимо от его результата. Определение термина» применение власти " расширяет традиционное понимание природы акта насилия, охватывая понятием насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.
Во всем мире в результате насилия ежегодно погибает более 1,5 миллиона человек. На каждую насильственную смерть приходятся десятки госпитализаций, сотни обращений в отделения неотложной помощи и тысячи обращений к врачу. Кроме того, насилие часто приводит к пожизненным последствиям для физического и психического здоровья жертв и их взаимодействия с другими людьми и может замедлить экономическое и социальное развитие [1, с. 80].
Согласно официальной позиции ВОЗ, причины насилия частично обусловлены биологическими и другими личными факторами предрасположенности к агрессии, но чаще всего эти факторы взаимодействуют с семейными, общественными, культурными и другими внешними факторами, создавая ситуацию насилия.
В зависимости от характеристик лиц, совершивших насилие, выделяются следующие категории насилия:
- посягательство на его жизнь или здоровье (включая самоубийство, попытку самоубийства, членовредительство);
- межличностное насилие (насилие со стороны другого лица или группы лиц);
- коллективное насилие (насилие со стороны государства, политической группы, террористической организации) [20, С. 201].
На сегодняшний день существует несколько видов насилия. Пять типов насилия наиболее распространены как в обществе, так и в литературе:
1.La физическое насилие-это социально опасное незаконное воздействие на организм другого человека, совершаемое против его воли. По своей природе он может выражаться в нанесении побоев, ударов, травм и других воздействий на внешнюю поверхность человеческого тела с помощью физической силы, холодного огнестрельного оружия или других предметов, жидкостей, веществ и т. д., а также только путем воздействия на внутренние органы человека без повреждения внешних тканей (например, в результате отравления). Акты преступного насилия варьируются в зависимости от; степень физического вреда, причиненного жертве.
2.экономическое насилие-это попытка лишить человека свободы распоряжаться своим имуществом, полностью контролировать расходы и угрожать лишить человека финансовой поддержки.
3.сексуальное насилие-это деятельность человека с целью принуждения его к совместному проживанию против его воли и желания [25, С. 48].
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть несколько статей, которые касаются этого вида насилия. Они описывают сексуальное насилие как действие, совершенное с использованием беспомощности жертвы. Сюда входят смерть, заражение смертельной болезнью и случаи, когда жертве не было четырнадцати лет на момент изнасилования. В статьях уточняются виды сексуального насилия и меры, которые будут применяться к отдельным лицам [14, С. 77].
После изнасилования или попытки изнасилования или других видов сексуального насилия жертвы часто испытывают так называемый» синдром травмы изнасилования", описанный психологами Энн Берджесс и Линдой Холмстрем в 1974 году. Одна из фаз проявляется после сексуального насилия и может длиться несколько недель, за это время появляются следующие симптомы:
- Выразительная реакция. Жертва проявляет бурные и открытые эмоции. Может казаться перевозбужденной, впадать в истерику, плакать без остановки или испытывать приступы паники.
- Эмоциональный контроль. Жертва кажется лишенной каких-либо эмоций и ведет себя так, как будто «ничего не произошло» и «все в порядке». Учитывая произошедшее, такая спокойная реакция может вызвать замешательство или недоверие к жертве, но на самом деле это проявление сильнейшего эмоционального потрясения.
-Дезориентация. Пострадавший испытывает сильную дезориентацию, растерянность. Не может ни на чем сосредоточиться, не может принять решение, даже незначительное, не может справиться с обычными, повседневными задачами. Часто жертва плохо помнит, что произошло, сбита с толку и допускает фактические ошибки, Если рассказывает о том, что произошло. Однако это также типичное проявление шокового состояния [30, С. 112].
4.психологическое (психическое) или эмоциональное насилие.
Речь идет о постоянном или периодическом негативном психическом воздействии людей друг на друга, предъявлении претензий, не соответствующих их возрастным возможностям, предъявлении незаслуженных обвинений, унижение, неприязнь, неприязнь, словесные оскорбления, угрозы, обман, принуждение, действия, представляющие опасность для их жизни или здоровья, а также нарушение психического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.С. О насилии над личностью // Социс.- 2020.- №4.- С.78-84.
2. Балакирева, К.П. Насилие. Особенности психологической работы с жертвами насилия – М.: Глобол, 2018 - 174 с.
3. Волкова, Е. Насилие, которому нельзя потакать // Учительская газета.- 2020.- №32. - С.28.
4. Горьковая И.А. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях. - СПб.: РГПУ, 2019. – 198 с.
5. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? // Вопросы философии – 2019 - №4 – С.165.
6. Дадеко, А. Ищите помощи // Крестьянка. - 2019. - №3. - 148-149.
7. Егоров А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие и развитие личности. - СПб.: Питер, 2019 – 68 с.
8.Зиновьева Н. О. Психология насилия. - СПб.: Речь, 2019. -248 с.
9. Зубков, В.И. Опыт изучения насилия в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - №5. - С.250-266.
10. Ильин, Е.П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2020. - №1. – С. 23-29
11. Ильяшенко, А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье // Социс. - 2003. - №4. - С.85-90.
12. Кадыров Р.В. Психологическая помощь при психической травме и критерии ее эффективности. - Владивосток.: ВГУЭС, 2019. – 579 с.
13. Константинова, С.С. Психологические особенности виктимной личности - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019.-292 с.
14. Левин П.А. Пробуждение тигра - исцеление травмы. - М.: АСТ, 2020. – 140 с.
15. Маклаков, А. Г.. Общая психология: учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2020. - 583 с.
16. Маликова, В.А. Теоретический анализ проблемы формирования умения противостоять насилию // Вестник ОГУ. - 2021. - №2 (121). – С. 119-124
17. Малкина-Пых, И.С. Психология поведения жертвы. - М.: Наука, 2019. – 226 с.
18. Мамедова, С.С. К вопросу о насилии как научном понятии // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (112). - С. 875-877.
19. Ростовская, Т.К. Профилактика насилия как фактор безопасности семьи - М.: Крокус, 2018. – 292 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник. - СПб.: Питер, 2019. - 713 с.
21. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М.: ЭКМОС, 2020. – 168 с.
22.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса.- СПб.: Питер, 2021.- 117 с.
23.Таусинова, О.К. Анализ понятия насилия в психологической литературе // Sciences of Europe. - 2018. - №19-3 (19). – С. 11-17
24. Трошина, С.Н. Понятие, причины, формы и виды насилия - определение в психологии. Последствия и профилактика – М.: Наука, 2019 – 349 с.
25. Фурманов И.А. Насилие над личностью: сходство и различия психологических последствий. - М.: НИО, 2021. – 110 с.
26. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия. - Минск: БГУ, 2019. - 392 с.
27.Черепанова Е. М. Психологический стресс. - М.: Академия, 2018. – 279 с.
28. Шварц Р., Эллиотт Г. Эмоциональное насилие // Справочник кадровика. - 2020. - № 10. – С. 23-29
29. Шейнов, В.П. Психологическая виктимизация жертв издевательств как источник их отрицательных эмоциональных состояний // Институт психологии Российской академии наук. – 2019 - №1 (13) – С. 46-53
30. Эллис, А. Управление гневом. Как не выходить из себя и справиться с самой разрушительной эмоцией. - СПб.: Питер, 2021. - 240 с.