Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена и тем, что оценивая научную и учебную административно-правовую литературу, можно сделать вывод о том, что до настоящего времени в Российской Федерации среди ученых-юристов не выработана единая система доктринальных подходов к пониманию природы, структуры, а также специфики содержания отечественного административного процесса.
Ведущиеся долгие годы дискуссии о понятии, предмете и структуре административного процесса довольно часто приобретают рутинный и догматический характер. В значительной мере это обусловлено некритическим использованием категорий и конструкций, выработанных в определенных исторических условиях применительно к конкретно-историческим условиям советского периода развития России, без учета в полной мере новых реалий и втянутости страны в процессы правовой глобализации. Между тем реализация провозглашенной в Конституции РФ модели правового государства неизбежно предполагает превращение властеотношений в сфере публичного управления в правоотношения со всеми вытекающими юридическими последствиями. Эта трансформация невозможна без масштабной юридизации порядка осуществления исполнительной власти и выдвигает на первый план в современной отечественной науке административного права в качестве фундаментальной задачу разработки целостной и непротиворечивой теории административного процесса.
Таким образом, в современных условиях вопрос о необходимости переосмысления сущности и структуры административного процесса и административно-процессуального права приобретает первостепенное значение.
Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях призвана осуществлять эффективное и своевременное привлечение виновных в совершении административного правонарушения субъектов к административной ответственности, а также надлежащее исполнение административных наказаний, не умаляя при этом прав и законных интересов правонарушителей и иных лиц.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с административным процессом.
Предметом исследования данной работы являются нормы законодательства, регулирующие административный процесс, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение понятия и принципов административного процесса.
Задачами работы является:
• изучить историю развития понятия административного процесса;
• исследовать административный процесс и административное судопроизводство;
• проанализировать дискуссионные вопросы понятия административного процесса;
• рассмотреть принципы административного процесса.
Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как: Анохин В.С., Бахрах Д.Н., Воронов А.Ф., Громошина Н.А., Грось Л.А., Захарова О.С.., Клейн Н.И., Кононов П.И., Муратова Е.В., Николаева Л.А., Соловьева А.К., Павлова М.С. и многих других.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
1.1. История развития понятия административного процесса
На протяжении многих лет полемика о понятии административного процесса велась представителями двух основных направлений (подходов к сущности и содержанию административного процесса) - «управленческого» и «юрисдикционного», которые были заложены в середине 60-х гг. прошлого столетия и рассматривали термин «административный процесс» в широком и в узком смысле слова соответственно. Многоаспектная и разноуровневая правоприменительная деятельность органов публичного управления, а также большое число и разнообразие вопросов, рассматриваемых органами государственного управления и их должностными лицами, предопределили широкое понимание административного процесса. Узкое понимание административного процесса сводилось к определению порядка разрешения административно-деликтных правовых споров, применения к физическим или юридическим лицам различных видов административного принуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.
История развития административного процесса насчитывает не одно десятилетие. Так, «управленческий подход» в отечественной науке стал оформляться в середине XX в. «Исполнительно-распорядительная деятельность, - писал в 1949 г. С.С. Студеникин, - осуществляется на основе определенных процессуальных правил, совокупность которых составляет административный процесс». В 60-е гг. из-за отсутствия в СССР административной юстиции управленческий подход становится доминирующим. В трудах ведущих ученых (В.М. Манохин, Г.И. Петров, В.Д. Сорокин, Ю.М. Козлов и др.) административный процесс понимался исключительно как юридическая форма реализации управленческой деятельности. Отечественные ученые в советский период проводили разграничение между административно-процедурной и административно-юрисдикционной формами (разновидностями) административного процесса, но делали это в рамках его понимания как формы исполнительно-распорядительной деятельности. В современной доктрине эту позицию занимает Д.Н. Бахрах, который разграничивает административно-юрисдикционный процесс как деятельность административных органов и административное судопроизводство как деятельность суда, не относя тем самым административное правосудие к административной юрисдикции и не включая его в структуру административного процесса.
Такой подход явно не согласуется с классическим (в традициях романо-германской правовой семьи) пониманием административной юрисдикции именно как административного правосудия и административного процесса, как деятельности суда по административным спорам. Позиция, отстаиваемая Д.Н. Бахрахом, соответствует парадигме, которая сложилась в советский период в отсутствие административной юстиции как административно-спорной юрисдикции, осуществляемой в форме судебного административного процесса.
Ориентация на реализацию на законодательном уровне ст. 118 Конституции Российской Федерации, предусматривающей административное судопроизводство, в новом ракурсе актуализировала полемику между сторонниками «управленческого» и «юрисдикционного» подходов. Она привела, с одной стороны, к новой поляризации этих подходов на основе новой «бинарной оппозиции»: административная процедура - административное судопроизводство, а с другой стороны, стимулировала усиление тенденции к широкому пониманию административного процесса. Эта тенденция проявляется в двух формах: во-первых, в форме «корректно-дуалистического изложения» проблематики административного процесса, признающей право на существование в «тандеме» юрисдикционной и управленческой концепций. Думается, что эта форма выражает попытку раскрыть внутреннюю связь между двумя разновидностями административного процесса как существующими в «бинарной оппозиции», взаимодополняющими друг друга. Не случайно в качестве ее прототипа рассматривается концепция «множества административных процессов», предложенная в свое время Б.М. Лазаревым.
Эта концепция, несомненно, имеет методологическую ценность при соблюдении двух условий. Во-первых, она не должна ограничиваться трактовкой административных процессов только юридической формы управленческой деятельности и применяться только к управленческим «процессам». Принцип дополнительности и «корректный дуализм» как паллиатива вполне применим к двум таким разновидностям широко понимаемого административного процесса, как административно-процедурное (в смысле административного производства в административных органах по осуществлению административной функции) и административное судопроизводство (судебная административная юрисдикция по административным делам). Во-вторых, применительно к сфере реализации административной функции и административных процедур концепцию «множественности процессов» нельзя использовать как доказательство невозможности создания единого административно-процессуального акта. Действительно, проблематично и вряд ли целесообразно разнообразные по содержанию и задачам административные производства регламентировать в каком-то одном кодифицированном акте. Однако необходимо принятие единого кодифицированного акта об административных процедурах, определяющего общую схему и базовые принципы административных процедур. При конструировании этой схемы в общей процедуре закон должен исходить из центрального «действа» управленческого процесса - принятия административно-правового акта. Это открывает возможность по-новому интерпретировать и диалектически синтезировать различные трактовки видов административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти, выделить и закрепить на законодательном уровне общую и специальные административные процедуры.
Таким образом, в современных условиях развития отечественной теории административного процесса наблюдается кризис ее господствующей парадигмы, трактующей этот процесс как юридическую форму исполнительно-распорядительной деятельности. Об этом свидетельствует целый ряд факторов, и среди них: 1) усиление юрисдикционного подхода, связанное с формированием института административной юстиции, процессуальная форма которой традиционно идентифицируется с административным процессом; 2) появление и увеличение числа концепций, ставящих цель поиска теоретико-методологических оснований для «интегрального» учения об административном процессе.
Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стало свидетельством зарождения новой отрасли права - административное судопроизводство, теоретические основы которой, как, впрочем, и название самой отрасли, еще станут предметом научных дискуссий не только ученых-административистов, но и специалистов в других отраслях права.
КАС РФ определяет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел. Такой порядок направлен на урегулирование споров граждан и организаций с государственными органами.
Анализ положений Кодекса административного производства позволяет предположить, что производство по административному делу является разновидностью юридического процесса с наличием характерных для последнего свойств, таких как стадийность и временная определенность.
Анализ главы 14 КАС РФ позволяет сделать вывод о том, что стадия судебного разбирательства состоит из четырех этапов: рассмотрение дела по существу; судебные прения; возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап); разрешение административного дела.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.
7. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2010 N 86-Г10-8 // СПС «КонсультантПлюс»;
8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2008 N 91-Г08-4 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. N 12.
10. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. N 9. С. 14.
11. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства // Государство и право. 2000. N 11. С. 5 - 12.
12. Кирин А.В. Теория административно-деликтного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012.
13. Костенников М.В. Актуальные проблемы административного права и процесса. М.: Юнити-Дана, 2015.
14. Лапина М.А. Объединенная концепция системы административного процесса // Юридический мир. 2012. N 3.
15. Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015.
16. Майборода В.А. Принцип справедливости в административном судопроизводстве // Административное право и процесс. 2016. N 3. С. 11.
17. Миронов А.Н. Административно-процессуальное право. М., 2010. С. 34, 41.
18. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009. С. 35.
19. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы (Глава 3 «Процессуальные аспекты административной ответственности»): Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 234 - 359;
20. Сафоненков П.Н. Система принципов административного принуждения // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 417 - 422.
21. Серков П.П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства // Административное право и процесс. 2013. N 9.
22. Соколов А.Ю. Проблемные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны правил рыболовства, сохранения сводных биологических ресурсов и среды их обитания // Административное право и процесс. 2012. N 12.
23. Стахов А.И. Интегративный подход к пониманию административного процесса в России // Административное право и процесс. 2015. N 2.
24. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: М., 2014.
25. Чепурных Д.А. Партикулярные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Современный юрист. 2015. N 2.
26. Ярков В.В. Принципы административного судопроизводства: общее и особенное // Закон. 2016. N 7. С. 52 - 60.