Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед образованием стоит задача воспитать не только творческую и всесторонне развитую личность, но и личность, ориентированную в постоянно меняющейся действительности, готовую к освоению принципиально новых направлений и видов деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной деятельности личности.
Формирование познавательной деятельности школьников - является актуальной проблемой на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, которое определяет то направление, в котором следует совершенствовать учебно воспитательный процесс. Задача, стоящая перед педагогами, состоит в том, чтобы найти пути развития познавательной активности у младших школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность.
Такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др. – изучали проблему развития познавательной деятельности. Они считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности Познавательная деятельность есть единица чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность - одна из основных форм деятельности ребенка, которая стимулирует обучение, основанное на познавательном интересе. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников является неотъемлемой частью совершенствования методики обучения.
Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста, поскольку от степени ее решения в данный возрастной период зависит эффективность подготовки к следующим ступеням обучения
Познавательная деятельность развивается из потребности в новых знаниях, присущей каждому человеку от рождения. В то же время у младших школьников эта деятельность может сильно варьироваться в зависимости от оценки успеваемости взрослыми, в первую очередь учителем.
Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе вообще, в начальных классах в частности неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском методов, форм и наиболее эффективных приемов работы с ученики. Актуальной задачей в современных условиях является осуществление максимальной познавательной активности в образовательном процессе.
Решение сложнейших задач обучения и воспитания в школе в целом, и в классе в частности, будет успешным, если неразрывно связать проблему интенсификации педагогического процесса поиском методов, наиболее эффективных форм и методов работы с ученики. Актуальной задачей в современных условиях является осуществление максимальной познавательной активности в образовательном процессе.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: развития познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе
Цель: Изучить особенности формирования познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по развитию познавательной деятельности младших школьников
2. Раскрыть сущность творчества и его роль в развитии познавательной деятельности учащихся
3. Провести эмпирическое исследование по развитию познавательной деятельности младших школьников
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации данных о влиянии творчества на развитие познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость: разработка методических рекомендаций по развитию познавательной деятельности
Методологическая основа: теория личности, теория деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды ученых Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме); практический - (эмпирическое исследование, методика «Познавательная деятельность младшего школьника», Тест «Логические закономерности»).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие познавательная деятельность в психолого-педагогической литературе
Задачи современного образования заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение учащимися требований образовательных программ, но и опережать их в своем развитии. Особое значение в начальных классах имеет работа по развитию детей, являющаяся основой последующего формирования личности учащегося. Общеизвестно, что человек развивается только в процессе собственной деятельности.
Понятие «деятельность» рассматривалось в различных работах педагогов и психологов. Так, Р. С. Немов определяет деятельность как «специфический вид деятельности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в том числе самого себя и условий своего существования». [7]
И. А. Зимняя деятельность понимает, как «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых возникает и воплощается в объекте психический образ, а опосредованные им отношения субъекта реализуются в объективной действительности».
В трактовке, предложенной А. Н. Леонтьевым, деятельность представлена как действия, мотивированные определенным стремлением и имеющие определенную цель, состоящие из определенного числа операций и имеющие результат, ограниченный конкретными условиями. [5]
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии, которое она на нее оказывает. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, чего не было бы в природе без его деятельности. Творческий характер деятельности человека проявляется в том, что благодаря ей он выходит за свои естественные пределы, т. е. выходит за пределы собственных гипотетически обусловленных возможностей.
Благодаря продуктивно-творческому характеру своей деятельности человек создал знаковые системы, инструменты воздействия на себя и природу. Используя эти инструменты, он строил с их помощью современное общество, города, машины, производил новые продукты потребления, материальную и духовную культуру и в конечном итоге трансформировал себя. Исторический прогресс, имевший место на протяжении последних десятков тысяч лет, обязан своим происхождением деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. [11]
В младшем школьном возрасте познавательная деятельность является основной деятельностью.
На сегодняшний день. одной из самых актуальных является проблема формирования познавательной деятельности. Уровень познавательной активности учащегося определяет эффективность решения обучающих, развивающих и воспитательных учебных задач.
В нашей стране проблемы с развитием познавательной деятельности стали разрабатываться в 60-х годах ХХ века с целью совершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В.Брушлиского, В.В.Давыдовой, П.Я. Гальперин, З.И.Калмыкова, Н.А.Менчинская и многие другие ученые. [5]
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность субъекта, направленная на получение информации об объектах и явлениях действительности, а также конкретных знаний.
В работах А. Н. Леонтьева познавательная деятельность человека определяется как некое слияние информационных и мотивационных процессов, как направленная и избирательная деятельность искания и поисковых процессов, лежащих в основе приобретения и развития обработки данных. [12]
В познавательной деятельности человека А. Н. Леонтьев выделяет два аспекта:
1) информационный (восприятие, хранение, преобразование и использование информации);
2) мотивационный (активность и направленность мысли, определяемые интересами и ценностями ориентации личности).
В структуру познавательной деятельности, как и любой деятельности вообще, входят мотивация, проблема, реализация, самоконтроль и самообладание, оценка и самооценка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анисимова, М. С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста / М.С. Анисимова, Т.В. Хабарова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 208 c.
2.Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: Наука, 2020. - 176 c.
3.Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 2012. - 187 с.
4.Деркунская, Вера Александровна Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников / Деркунская Вера Александровна. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 196 c.
5. Доналдсон, Маргарет Мыслительная деятельность детей / Маргарет Доналдсон. - М.: Педагогика, 2015. - 192 c.
6.Елизарова, Е.М. Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников. Программа, занятия предметного кружка. ФГОС / Е.М. Елизарова. - М.: Учитель, 2017. - 326 c.
7.Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 479 c.
8.Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия. Работы учащихся / Е.В. Кривобок. - М.: Учитель, 2017. - 985 c.
9.Лукьяненко Т.В. Формирование познавательных интересов учащихся в учебном процессе начальной школы // Самопознание -2019 - № 3 с. 19-22
10.Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. - 133 c.
11.Осинская В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. - Киев: Рад. шк., 2014. - 210 с.
12.Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2018. - 456 c.
13.Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. —
14.Чудинова, Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова. - Москва: РГГУ, 2018. - 105 c.
15.Черкашина, Т. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашина. - М.: Учитель, 2017. - 602 c.