Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА 5
1.1. Понятие речевого портрета личности 5
1.2. Роль речевого портрета личности персонажа в художественном фильме 8
1.3. Основные стилистические и языковые средства, которые применяются для формирования речевого портрета личности 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что каждый персонаж художественного фильма является уникальным и несет в себе отражение определенного типа личности, социальной группы, национальной культуры.
Для переводчика достаточно сложно сделать качественный перевод тех языковых и стилистических средств, которые используются в языке оригинала для описания личности каждого персонажа, а особенно если это касается его речевого портрета.
Это связано с тем, что иноязычному зрителю довольно сложно в точности воспринять особенности речевой культуры иностранного субъекта коммуникации, понять ряд особенности национального жаргона, который исходит из культуры каждого народа.
Цель исследования – проанализировать стилистические и языковые приемы формирования речевого портрета личностей Кевина Крамба в фильме «Сплит».
Объект исследования – речевой портрет личностей Кевина Крамба в фильме «Сплит».
Предмет исследования – стилистические и языковые приемы формирования речевого портрета личностей Кевина Крамба в фильме «Сплит».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить понятие речевого портрета личности.
2. Охарактеризовать роль речевого портрета личности персонажа в художественном фильме.
3. Рассмотреть основные стилистические и языковые средства, которые применяются для формирования речевого портрета личности.
4. Привести общую характеристику личностей Кевина Крамба в фильме «Сплит».
5. Выявить основные средства формирования речевого портрета личностей Кевина Крамба в фильме «Сплит».
Методы исследования: анализ научной литературы и художественного фильма, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, моделирование.
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы по проблеме использования стилистических и языковых приемов для формирования речевого портрета личности персонажа художественного фильма. Собранные данные могут быть полезны для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования связана проведением лингвистического анализа стилистических и языковых приемов формирования речевого портрета личностей Кевина Крамба в фильме «Сплит». Для проведения исследования составлен специальный алгоритм, который может быть использован для проведения исследования речевых портретов других персонажей художественных фильмов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА
1.1. Понятие речевого портрета личности
Под речевым портретом личности в научной литературе понимается комплекс языковых особенностей личности, который применяется ею в различных ситуациях и обладает специфическими особенностями, характеризующими ее речевую культуру .
Фактически можно сказать, что речевой портрет определяет, как и что говорит человек, какие средства коммуникации и речевые обороты он применяет чаще всего .
Ряд исследователей считает, что именно речевой портрет личности определяет то, как относятся к человеку окружающие люди, какое место он занимает в обществе, какие социальные роли выполняет. Поэтому каждому человеку рекомендуется постоянно работать над своим речевым портретом, от которого, по сути, зависит успешность личности во всех сферах – личной, социальной и профессиональной .
При этом другие ученые полагают, что речевой портрет личности является постоянной характеристикой, которая характеризует внутренний мир человека, особенности его характера и поведения, потенциальные возможности и скрытые проблемы .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амочкин, В.В. Лингвистические средства социокультурной характеристики персонажа зарубежного кинопроизведения: на материале англо- и франкоязычных кинофильмов. Дисс. на соиск. уч. ст. филолог. н. / В.В. Амочкин. – М.: Международная академия бизнеса и управления, 2015. – 170 с.
2. Арапова, М.А. Речевой портрет как важный элемент формирования кинообраза современного ученого / М.А. Арапова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-portret-kak-vazhnyy-element-formirovaniya-kinoobraza-sovremennogo-uchenogo (дата обращения: 22.10.2022).
3. Бабушкина, Е.А. Речевой портрет личности: фонетические характеристики / Е.А. Бабушкина // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-portret-lichnosti-foneticheskie-harakteristiki (дата обращения: 22.10.2022).
4. Баймулова, Л.Н. Способы создания речевого портрета персонажа (на материале современного английского романа) / Л.Н. Баймулова // Материалы научной конференции «Ломоносов». – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – С. 58–70.
5. Ботнарь, Д.М. Стилистические особенности художественного языка Л. Кэрролла при создании речевого портрета героя в сказке «Алиса в стране чудес» / Д.М. Ботнарь // Материалы VII международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – 2021. – URL: https://school-science.ru/7/3/40679 (дата обращения: 22.10.2022).
6. Воронцова, Ю.Ю. Средства создания речевой портретной характеристики героя (на примере романа З. Смит «Белые зубы») / Ю.Ю. Воронцова // Филология и лингвистика. – 2016. – № 1 (3). – URL: https://moluch.ru/th/6/archive/23/735/ (дата обращения: 21.10.2022).
7. Гуревич, И.М., Сабурская, Г.В., Сидакова, А.П. Формирование языкового образа героев художественных фильмов: сравнительный анализ киноиндустрии России и США / И.М. Гуревич, Г.В. Сабурская, А.П. Сидакова // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 4. Теория и практика массовых коммуникаций. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2022. – С. 68–79.
8. Джукман, Э.Р.Н. Соотношение понятий «речевой портрет» и «языковая личность» / Э.Р.Н. Джукман // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-rechevoy-portret-i-yazykovaya-lichnost (дата обращения: 21.10.2022).
9. Колокольцева, Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксический аспект / Т.Н. Колокольцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-portret-personazha-sintaksicheskiy-aspekt (дата обращения: 20.10.2022).
10. Клобукова, Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики / Л.П. Клобукова // Язык. Сознание. Коммуникация. – М.: Филология, 1997. – Вып. 1. – С. 34–40.
11. Мелентьева, А.М. Современная киноиндустрия: теория и практика исследования / А.М. Мелентьева. – Ижевск: Перспектива, 2019. – 570 с.
12. Мухортов, Д.С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) / Д.С. Мухортов // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. – 2014. – № 3. – С. 70–84.
13. Пономаренко, Л.Н. Использование лексических стилистических средств для создания речевой характеристики персонажа (на материале романа Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джонс») / Л.Н. Пономаренко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13. Вып. 2. – С. 179–182.
14. Сартбаева, Н.Ж., Абылкасимова, А.М. Термин «речевой портрет» в современной лингвистической науке / Н.Ж. Сартбаева, А.М. Абылкасимова // Молодой ученый. – 2022. – № 8 (403). – URL: https://moluch.ru/archive/403/89117/ (дата обращения: 22.10.2022).
15. Черемыкина, А.С., Фатеева, В.В. Речевой портрет персонажа в современном художественном фильме: теория и практика исследования / А.С. Черемыкина, В.В. Фатеева // Вестник Иркутского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 65–79.