Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что на разных этапах развития базового математического образования проблема обучения младших школьников решению текстовых задач была одной из самых актуальных.
Значительное место в курсе математики в начальной школе занимает решение текстовых задач. Это традиционно сложный материал для большинства учащихся. Текстовое задание помогает учащемуся усвоить математические понятия, глубже понять различные стороны отношений в окружающей его жизни, дает возможность применять изученные теоретические положения; решение задач способствует развитию логического мышления. Поэтому учащемуся важно иметь представление о текстовой задаче, ее структуре и уметь решать задачи разными способами.
Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней школьного обучения. Первые шаги в решении простых задач не вызывают у учащихся особых затруднений, но решение сложных задач в одиночку не под силу многим. Причиной затруднений является отсутствие формирования умения анализировать текст задачи, правильно определять известное и неизвестное, устанавливать связи между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом - по схемам, таблицам, конспектам и другим моделям - является одним из требований ФГОС.
Для облегчения решения текстовой задачи используются графические модели. При этом используются такие мыслительные операции, как анализ путем синтеза, сравнения, классификации, обобщения, которые способствуют развитию мышления.
Необходимо использовать графические модели, так как отбрасывается избыточная информация; текст задания преобразуется в форму, удобную для
найти план решения. Это графические модели, которые показывают взаимосвязь между известными и неизвестными величинами в задаче.
В литературе предложено множество практических методов, облегчающих поиск пути решения проблемы. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Именно моделирование поможет в эффективном обучении решать текстовые задачи.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в его разрешении.
Все это и определило тему исследования: «Графическое моделирование как один из приёмов обучения решению текстовых задач »
Проблема исследования - каково влияние применения приема графического моделирования при обучении младших школьников решению задач.
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности Графического моделирования как один из приёмов обучения решению текстовых задач
Объект - процесс обучения младших школьников умению решать текстовые задачи.
Предмет - графическое моделирование как один из приемов обучения решению задач младших школьников.
Гипотеза: если учитель на уроке систематически и целенаправленно будет использовать различные виды графического моделирования: то это будет способствовать эффективному обучению решению текстовых задач.
Задачи:
1)Изучить сущность понятия текстовая задача и процесс ее решения;
2)Изучить сущность понятия моделирование и их виды;
3)Выявить особенности текстовых задач, решаемых в начальной школе;
4)Выявить методические приемы обучения младших школьников решению текстовых задач с использованием графического моделирования;
5)Подобрать методические диагностики по выявлению исходного уровня сформированности решать текстовые задачи.
Методическая основа исследования:
Изучение роли текстовых задач в обучении и воспитании издавна занимало видно место в исследованиях, посвященных методике обучения математике младших школьников. Это нашло отражение и развитие в работах многих современных методистов (Н. И. Моро, К. И. Нешков, А С. Пчелко, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкая, Л. Н. Скаткин, Е. Н .Тальянова, П. М. Эрдниев и др) и психологов (Н ,А Менчинская, Л, М, Фридман и другие)[1,с.3].
Методы исследования:
Теоретические:
– анализ психолого- педагогической литературы, публикаций, статей и материалов по теме исследования;
Практические:
– методы диагностики по выявлению уровня сформированности решать текстовые задачи с помощью приема графического моделирования.
База исследования: МОУ №123
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы графического моделирования как один из приёмов обучения решению текстовых задач
1.1 Понятие текстовая задача и процесс ее решения
Словесная задача представляет собой описание данной ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, констатировать наличие или отсутствие какой-либо связи между ее компонентами или указать тип связи. [5.с. 6 ]
Каждое словесное задание состоит из двух частей: условий и требований.
(вопрос).
- Условие согласовано со сведениями об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные об объектах, об известных и неизвестных значениях этих величин, о связи между ними.
- Требования к квесту указывают, что нужно найти. Оно может выражаться в повелительном или вопросительном наклонении.
В элементарном курсе математики термин «задача» обычно используется, когда речь идет об арифметических задачах. Они оформляются в виде текста, отражающего количественные отношения между реальными объектами.
Поэтому они называются «текстовыми», «сюжетными», «вычислительными»: текстовые, т. к. сформулированы на естественном языке; конспирология, поскольку они обычно описывают количественную сторону явлений; арифметические, так как являются задачами на нахождение искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины с помощью арифметических действий над числами. Большое внимание решению этих задач уделяется при обучении школьников математике.
Это связано со следующим: сюжеты отражают практические ситуации, происходящие в жизни ребенка. Это помогает ему осознать реальные количественные отношения между различными предметами (величинами) и тем самым углубить и расширить свои представления о действительности; решение этих задач позволяет ребенку осознать практическое значение тех математических понятий, которые он осваивает в начальном курсе математики; в процессе их решения у ребенка могут формироваться умения, необходимые для решения любой математической задачи (выбирать данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать связь между ними, делать выводы, моделировать, проверять результат).[ 20.с.338 ]
Решение проблем — это несколько необычная работа, а именно умственная работа. А чтобы научиться любой работе, нужно сначала досконально изучить материал, над которым нужно работать, инструменты, которыми эта работа осуществляется.
Существуют различные методы решения текстовых задач:
Арифметический метод предполагает нахождение ответа на требование задачи путем выполнения арифметических действий над числами.
Алгебраический метод предполагает нахождение ответа на требование задачи путем составления и решения уравнения или системы уравнений.
Графический метод предполагает нахождение ответа на требование задачи с помощью чертежа.
Царева С.Е. в своей статье «Методика обучения решению задач» обращает внимание на то, что понятия «решение задач» и «обучение решению задач» имеют существенные различия.
Из приведенных фактов видно, что задача является неотъемлемой частью любой программы по математике, и необходимость ее включения в эти программы очевидна, но, к сожалению, не все возможности задачи реализуются в начальной школе. . Решение любой задачи – это процесс сложной мыслительной деятельности. Чтобы его освоить, необходимо знать основные этапы решения задачи и некоторые способы их выполнения. [ .с.224]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдрахимова Л.Р, Здоровье школьника в системе современного школьного образования// Начальная школа.-2012.-№1,-С.3
2.Абрамова О.М, Один из способов обращения задач как средство развития гибкости мышления школьников// Начальная школа.-2012-№1,-С.3
3.Асадуллин Р.М, Пути познания педагогической сущности человека // Педагогика-2011,-№8, С.4
4.Баукина Л,В, Формирование грамотности младших школьников в области укрепления здоровья // Начальная школа.-2012.-№1.
5.Башмаков М. И, Математика: 3-й кл: учебник: в 2ч. Ч 1/башмаков М.И,Нефедова М.Г.-М: АСТ: Астрель, 2012-(Планета знаний).С.6
6.Болотов В.А, Вильдман И.А, Условия эффективного использования результатов оценки учебных достижений школьников //Педагогика,-2012.-№6.
7.Быкова Т.П, Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике // Начальная школа. -2012.-№8.
8.ВербицкийА.А,Кресловская Е.Е, Тестирование в образование: проблемы и перспективы// Педагогика.-2012.-№8..
9.Виноградов Н.Ф, Не будем наступать на чужую тень, или Как индивидуализировать процесс обучения// Начальное образование.-2012.-№5.
10.Вольхин К.А, Лейбов А.М, Проблемы формирования графической компетентности в системе высшего профессионального образования// Философия образования.-2012.-№4.-С.13
11.Граненова С.А, Использование тестовых заданий при формировании читательских умений младших школьников // Начальное образование.-2012.-№3.-С.
12.ДавыдоваЕ.А, Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе начальной школы ( из опыта практической работы) // Начальное образование.- 2012.-№6.-С.18
13.ДавыдоваЕ.А, Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе начальной школы ( из опыта практической работы) // Начальное образование.- 2012.-№6..
14.Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-2-е изд.,-М: Просвещение, 2011. -24с.(Стандарты второго поколения).
15.Дубова М.В, Дидактические принципы компетентносно- ориентированного обучения в начальном общем образовании // Начальное образование. -2012.-№1.
16.Ефимов В.Ф, Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа.-2012.-№2.
17.Звонников В.И, Современные средства оценивание результатов обучения: уч: пособие для студ. высш. учеб. заведения /В.И.Звонников. М.Б.Челышкова. -3-е изд. Стер. –М: Издательский центр «Академия».
18.Илюхин Б.В, Оценка качества образования и принцип разумной достаточности // Народное образование. -2012.-№6.
19.Кайл Роберт, Детская психология: Тайны психики ребёнка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб:прайм-ЕВРОЗНАК.2002.С.
20.Мухамедьянов С.А, Методика преподавания математики в начальной школе. Уфа: Изд-ва БГПУ, 2014-338с