Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях перехода общества к рыночным отношениям, когда рушатся привычные устои в экономике и сознании, резко увеличивается социальная напряженность, агрессивность в обществе, в т.ч. и среди детей младшего школьного возраста. Агрессивное поведение молодеет с каждым годом. В новых условиях учителям и психологам трудно определиться, на что нужно направлять свои усилия, чтобы социализировать детей в мире, полном насилия и агрессии.
У агрессии в обществе имеются специфические функции. Во-первых, агрессия выступает как средство для достижения какой-то значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замены заблокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, некоторые люди используют агрессию как способ удовлетворения потребностей в самоутверждении.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что социальные, экономические и психолого-педагогические усилия общества стоят на пути исправления и предотвращения агрессии и насилия, а не на пути воспитания миролюбия.
Повышенная агрессивность детей – одна из самых распространенных проблем в детском коллективе. Это беспокоит не только учителей, но и родителей. Множество форм агрессии характерны для большинства детей младшего школьного возраста. Практически все младшие школьники ссорятся, дерутся и т. д. В норме при усвоении правил и норм поведения данные проявления агрессии сменяются просоциальными формами поведения. Однако, у некоторых детей агрессивное поведение превращается в устойчивую черту личности. Как результат, происходит снижение продуктивного потенциала ребенка, сужение возможностей для полноценного общения, деформирование его личностного развития. Агрессивный ребенок приносит множество проблем как окружающим, так и себе.
Проблема агрессивного поведения детей становится сегодня очень актуальной. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними сложно работать, и часто учителя просто не умеют справляться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, временно спасающее – это наказание или выговор, после которых дети становятся на некоторое время более сдержанными, а их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает характеристики таких детей и никоим образом не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения в лучшую сторону.
Цель работы: Изучить причины и особенности проявления агрессии у младших школьников.
Объект исследования: Особенности агрессии.
Предмет исследования: Причины и проявления агрессии у младших школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть феноменологию агрессивного поведения;
2.Изучить специфику проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
3.Проанализировать причины, влияющие на возникновение агрессивного поведения младших школьников
4. Разработать программу эмпирического исследования особенностей и причин агрессивного поведения младших школьников и рекомендаций по ее реализации.
Глава 1
Проблема агрессивного поведения младших школьников особенности и причины в психолого-педагогической литературе
1.1. Феноменология агрессивного поведения
В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле [5].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии).
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
С учетом этих результатов агрессию следует определить как целенаправленное коммуникативное действие, которое направлено на вызывание негативных эмоционально-психологических состояний у объекта вербального воздействия.
На сегодняшний день в определение понятия «агрессия» добавлены новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самозащитой, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как нанесение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевленным предметам. Так, Ф. Алан описывает агрессию как «внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам».
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, стремление самоутвердиться. Э. Уилсон считает, что агрессия – это физическое действие или угроза такого действия со стороны одного человека в отношении свободы другого человека.
Аналогичное определение дает А. Бандура: «Агрессия не всегда является целенаправленной реакцией одного индивида, причиняющей физический или моральный вред другому индивидууму», а Э. Аронсон определяет агрессию, исходя из концепции намерения, как поведение, направленное на причинение вреда или боли другому человеку. Ю.Б. Можгинский под агрессией понимает «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу».
Современная психология определяет термин «агрессия» как доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сути поведенческие акты, как сплетни, злые шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийства.
В психологическом словаре под термином «агрессия» понимается индивидуальное или коллективное действие, целью которого является причинение психологического или физического вреда или даже уничтожение определенного человека или группы. Таким образом, психология рассматривает агрессию как склонность, проявляющуюся в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинить себе людей. Этот вид фокуса
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2012.- 336с.
2. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Хрестоматия: Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2011. – 512с.
3. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников [Текст] / Р. Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 35–39
4. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. – 69 с.
5. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. – Cаратов, 2016. – 56 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
7. Назмутдинов, Р.А. Теоретический анализ исследования агрессии [Текст]/ Р.А. Назмутдинов //Наука. – Костанай: Академия комитета уголовноисполнительной системы МВД Республики Казахстан. – 2011. – №4. – С.62 – 66.
8. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2015.– 628 с.
9. Формы и методы профилактики детской и школьниковой агрессии. Научно-методические рекомендации [Текст]: Н.М. Платоновой. - СПб., 2013. - 320 с.
10. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. [Текст]: - М.: Владос, 2014. - 351с.
11. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. [Текст]: - М., 2013.- 173с.
12. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога [Текст]/ М.Ю. Чудакова. – М.: Генезис, 2012. – 200 с.
13. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 575 с.
14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский и др.– М.: Педагогика, 2010. – 235с.