Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день образование является одной из самых крупных и важных сфер человеческой деятельности. Вечная проблема, с которой сталкиваются дети, – это отсутствие интереса к учебе, плохое отношение к школе. Такое отношение часто связано с тем, что программа не интересна детям.
Использование краеведческого материала на уроке математики, на наш взгляд, может способствовать активизации интереса детей к обучению. Изучение исторического краеведения считается очень важной составляющей краеведческой составляющей образования. В отечественной воспитательной традиции краеведение всегда считалось необходимым средством духовно-нравственного воспитания, как возможность связать образование с жизнью и подготовить подростков к труду.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведческой школьной истории, напрямую связано с реальной жизнью школьников, их родителей, друзей, оно близко и понятно. С помощью этого учащиеся начинают осознавать себя представителями своего народа, являясь частью окружающей их среды. Знание своей малой родины дает возможность переосмыслить окружающую действительность, развивает нравственные качества, воспитывает духовность и чувство патриотизма.
Математика дает возможность освоить цифровой материал, описанный в краеведческих текстах. Решение задач, в которых присутствует краеведческий материал, расширяет кругозор, способствует формированию творческого, логического и критического мышления и эрудиции, способности к систематизации и обобщению. Отсюда следует, что краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний, основанных на восприятии окружающего мира, формированию и воспитанию интереса к познанию.
Актуальность данной темы определяется широким использованием краеведческого материала в учебном процессе и воспитательной работе, повышенным интересом учащихся к историческим истокам своей малой родины.
Объект исследования - познавательный интерес младших школьников
в процесс изучения математики в начальной школе.
Предмет исследования: развития познавательного интереса младших школьников в учебном процессе
Цель − изучить особенности формирования познавательного интереса на уроках математики с применением краеведческого материала.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по развитию познавательного интереса младших школьников
2. Раскрыть сущность применения краеведческого материала и его роль в развитии познавательного интереса учащихся младших классов
3. Провести эмпирическое исследование по развитию познавательного интереса младших школьников
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации данных о влиянии краеведческого материала на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость: разработка комплекса заданий по развитию познавательного интереса на уроках математики.
Методологическая основа: теория личности, теория деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды ученых Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме); практический - (эмпирическое исследование, методика «Познавательная деятельность младшего школьника», Тест «Логические закономерности»).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у младших школьников
Младший школьный возраст – это вершина детства. У детей все еще есть детские качества, такие как наивность и легкомыслие. Но они уже постепенно теряют детскую непосредственность в поведении, начинают мыслить иначе.
Основная деятельность младших школьников – учебная. Он определяет изменения, происходящие в психике школьников данного возраста. В процессе учебной деятельности формируются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые результаты в развитии ребенка.
Младший школьный возраст является периодом активного развития и трансформации познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Школьники учатся управлять психологическими процессами, такими как внимание, память, мышление.
Интерес детей вызывает многое, особенно то, что выходит за рамки их собственного опыта. Другие города, другие народы, их обычаи и традиции, их занятия – все это привлекает внимание школьников. Происходит развитие кругозора ребенка по мере его развития как личности.
Чтобы раскрыть сущность определения «познавательный интерес», обратимся сначала к понятию «интерес». [5]
Понятие «интерес» рассматривается разными авторами и имеет множество трактовок. Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн и А.Г. Ковалев рассматривают интерес с психологической стороны.
Так, С.Л. Рубинштейн раскрывает это понятие как проявление психической и эмоциональной деятельности.
А. Г. Ковалев дает более полное определение и дает следующую интерпретацию: «Интерес - это нестандартное отношение человека к предмету, вызванное пониманием его жизненного смысла и эмоциональной привлекательности» [5].
Г. И. Щукина [14] считает, что интерес предстает перед нами как склонность, потребность человека к занятию определенной областью явлений, что приносит удовлетворение. Она может выступать мощным мотиватором индивидуальной активности.
Н. Г. Морозов [9] характеризует интерес тремя обязательными моментами. Первый момент автор относит к наличию положительных эмоций по отношению к деятельности, второй момент включает в себя наличие положительной стороны эмоций, третий момент определяется наличием закономерности от выполняемой деятельности, т.е. мероприятия должны привлекать и побуждать учащихся к участию в них.
Как видим, интерес формируется и развивается в деятельности. Проанализировав несколько определений, отражающих сущность понятия «интерес», можно вывести основное понятие интереса, которое определил М. Н. Скаткин. Он определял его следующим образом: «Интерес есть «сплав» многих психических процессов, образующих тот или иной тон деятельности, особые состояния личности (радость от процесса познания, стремление к углублению знаний по интересующему предмету, познание неудач и т. и упорные стремления их преодолеть)» [4].
Важнейшей сферой интересов является познавательный интерес. Он включает в себя все функции интереса, такие как психическое образование, избирательный характер, наличие интеллектуальных и эмоционально-произвольных процессов.
Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон. Л. С. Рубинштейн [7] и М. Ф. Беляев [3] связывают его с удовлетворением потребности в знании.
По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес представляет собой избирательное отношение человека к окружающему миру, к его предметам и явлениям [4].
А. Леонтьев, Л.И. Бойович, Ю.К. Бабанский считал познавательный интерес важным фактором успешности овладения знаниями. Л. С. Выготский считал, что познавательный интерес есть «истинное выражение инстинктивного усилия; указание на то, что активность ребенка совпадает с его ограниченными возможностями» [6].
Е. В. Маклаева [7] в своей статье, опираясь на концепцию Л. С. Выготского, связывает познавательный интерес с мотивацией исследовательской деятельности в отношении «осмысленного» объекта или явления.
Н. Г. Морозова [9] понимает познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение к объекту или действительности, переходящее в направленность личности.
И.Ф. Харламов дает аналогичную трактовку Н. Г. Морозовой и пишет, что познавательный интерес - это эмоционально окрашенная потребность, проходящая стадию мотивации и делающая деятельность человека увлекательной.
В.С. Ильин полагает, что в основе развития познавательного интереса лежит преодоление ребенком противоречия между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, т. е. имеющимися у него в данный момент потребностями.
И. А. Сапронов [8] определяет познавательный интерес как причину, обозначающую познавательно-эмоциональную позицию учащегося. Он считает, что интерес есть отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере.
М. С. Якимова [5] обращает внимание на то, что познавательный интерес является одним из важных мотивов обучения школьников. Эмоциональная деятельность в младшем школьном возрасте занимает особое место, и в качестве ключевого автор выделяет эмоциональное отношение к миру.
В своей статье М. С. Якимова также выделяет этапы развития познавательного интереса, такие как переживание интереса, направленность интереса, потребность в интересе.
Первый этап - переживание интереса, изменение в соответствующих условиях мотивов деятельности. Ориентация на интересы способствует тому, что учащийся может самостоятельно понять и оценить интересующий его объект. Третий этап, потребность в интересе, свидетельствует о смене интереса на устойчивую характеристику личности.
Проанализировав эти этапы, можно установить направление развития познавательного интереса: от созерцательного отношения к активному участию. Проанализировав различные трактовки «познавательного интереса», можно вывести основное определение, данное Г. И. Щукиным. Она охарактеризовала познавательный интерес школьников как свойство личности, включающее в себя элементы мотивации, содержательной активности и эмоциональной оценки, возникающее при включении школьников в важные для них виды деятельности [4].
В развитии познавательного интереса можно выделить несколько уровней - любознательность, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют степень влияния познавательного интереса на личность. Любопытство – это начальный уровень познавательного интереса. Оно определяется внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этом уровне отсутствует стремление к знаниям, но оно может служить начальным толчком.
Любопытство – это желание узнать что-то новое. Интерес этого уровня фрагментарен, ситуативен, связан с переживаниями момента. Этот уровень характерен для младшего школьного возраста, потому что ему все интересно. Интерес имеет яркую эмоциональную окраску, но этот интерес поверхностный. В более позднем возрасте любознательность не исчезает, она приобретает иную форму [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анисимова, М. С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста / М.С. Анисимова, Т.В. Хабарова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 208 c.
2.Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - Москва: Наука, 2020. - 176 c.
3.Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 2012. - 187 с.
4.Деркунская, Вера Александровна Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников / Деркунская Вера Александровна. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 196 c.
5. Доналдсон, Маргарет Мыслительная деятельность детей / Маргарет Доналдсон. - М.: Педагогика, 2015. - 192 c.
6.Елизарова, Е.М. Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников. Программа, занятия предметного кружка. ФГОС / Е.М. Елизарова. - М.: Учитель, 2017. - 326 c.
7.Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 479 c.
8.Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия. Работы учащихся / Е.В. Кривобок. - М.: Учитель, 2017. - 985 c.
9.Лукьяненко Т.В. Формирование познавательных интересов учащихся в учебном процессе начальной школы // Самопознание -2019 - № 3 с. 19-22
10.Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. - 133 c.
11.Осинская В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. - Киев: Рад. шк., 2014. - 210 с.
12.Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2018. - 456 c.
13.Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. —
14.Чудинова, Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова. - Москва: РГГУ, 2018. - 105 c.
15.Черкашина, Т. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашина. - М.: Учитель, 2017. - 602 c.