Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессия педагога музыканта в период современного развития общества не является востребованной и популярной. Общественный интерес охладел к данному направлению. Причиной всему всеобщая компьютеризация, цифровизация. Период расцвета музыкальной культуры приходился на вторую половину 20 века. В прошлый период развития нашей страны занятие музыкой пользовались популярностью. Выбирая в качестве профессии данный путь человек мог рассчитывать и на денежные компенсации, выплаты, популярность среди фанатов и многое другое, одним словом была уверенность в завтрашнем дне. Сегодня музыкальная культура имеет видоизмененный, не совсем отражающий моральные принципы и установки, облик. Данный облик отличается чертами эгоистичности, алчности и безразличия. Большая часть современной музыки не имеет культурного начала и не может быть использована в воспитательных целях.
Современные мир – это мир рыночных, материальных отношений, где все приравнено к денежному эквиваленту. Данный путь является тупиковым. Вектор современной музыки нужно серьезно корректировать, т.к. музыка всегда являлась помощником человека, давала ему силы в трудный жизненный момент, имела стержневую основу. Сегодня музыкант-педагог не востребованная профессия. Низкий престиж профессии создал колоссальный дефицит в абитуриентах, которые переориентировались в экономически более выгодные направления обучения.
Обстановка в средне специальных и высших учебных заведениях сложная и является отражением многочисленных проблемных моментов, которые вытекают, в первую очередь, из базовой ступени образования, т.е. из музыкальной школы. Сегодня общий вектор музыкального развития сводится к развлечениям и созданию шоу. Традиционное музыкальное образование осталось не востребованным.
В связи с этим у педагога-музыканта появилась сложнейшая задача, связанная с мотивацией обучающегося к занятиям музыкой, на фоне сиюминутного получения экономически выгодных знаний по музыке. Сложность заключается еще в том, что современные музыкальные течения не имеют отражения в рабочих программах дисциплин образовательных организаций.
В связи с этим целью данной курсовой работы являлось изучение направлений развития современного музыкального образования.
Задачи:
1. Изучить современные тенденции развития музыкального образования в обществе;
2. Характеризовать тенденции развития специализированных музыкальных школ.
Объект исследования: музыкальное образование.
Предмет исследования: современные пути развития современного музыкального образования.
Глава 1. Актуальное музыкальное образование в специализированных детских школах искусств
1.1 Особенности музыкального образования в современном обществе
Современный этап развития музыкального образования характеризуется его отдалением от общества и отдельного взятого человека. Потребность общества остается не удовлетворенной. В ходе перехода на новые образовательные стандарты появляется объективная возможность учесть потребности общества. Современные учебные программы отражают реальные запросы общества, основаны на использовании более эффективных методов работы с обучающимися и в большей степени приближены к реальности.
Кардинальным образом поменялись задачи, которые ставятся перед современным поколением при обучении. Ранее присутствовал только узкоспециализированный сценарий подготовки музыкантов. Преподаватель в сегодняшних реалиях подвергается сильнейшей психологической нагрузке и несет ответственность за культурное просвещение молодого поколения. В процессе обучения на том или ином инструменте, преподаватель одновременно выступает еще и воспитателем. Выполняемая функция воспитателя требует от личности преподавателя определенных знаний, умений и навыков. Сложные компетенции требуют от преподавателя наличия глубоких знаний в различных дисциплинах, напрямую не связанных с музыкой.
Особое место в преподавании занимает индивидуальный подход, которые предполагает наличие серьезных фундаментальных знаний в области психологии, педагогики, эстетики и др. Еще каких-то 10 лет назад, никто не мог бы и предложить, что такие специфические предметы будут крайне необходимы при подготовки современного специалиста по музыкальному образованию. В связи с этим растет интерес к разнообразным мастер-классам, семинарам, курсам повышения квалификации и др., с целью получения дополнительных специальных компетенций.
Принципиальные изменения в процесс обучения внесли интерактивные методы обучения, использования компьютерных технологий. Западный подход в организации образования предоставляет больше свобод и более высокой степени самоорганизации, по сравнению с советским периодов в музыкальном и общеобразовательном процессе, где использовался принцип «кнута и пряника». Принцип принуждения отошел на второй план, предоставив свободный выбор в учебном процессе. Однако данный подход создал множество отрицательных моментов, связанных со снижением общего уровня образования и культуры.
Современный вектор развития музыкального образования приводит к чрезмерной интенсификации учебного процесса, ускоряется ритм жизни, возникают отрицательные аспекты, связанные с эмоциональным воздействием на хрупкую психику ребят. Возникли такие проявления в поведении ребенка как отсутствие концентрации внимания, не умения слушать и слышать окружающих, неадекватные реакции на замечания педагога и др. Такой спектр проблем предъявил к педагогу-музыканту новые вызовы, связанные с умением разбираться с любой сложной ситуацией, умение быстро купировать возникающие конфликтные моменты, иметь высокий уровень стрессоустойчивости, собранности и понимания.
Запросы потребителя диктуют основное направление развития образовательного процесса. Родители и обучающиеся часто начинают учиться для себя и с большим не пониманием воспринимаю необходимые рутинные операции. Строгий регламент, направленный на выработку определенного навыка, предполагает осуществление многократно повторяющихся действий, которые связаны с преподаванием музыки. В связи с этим сложность проблемы в том, что тяжело бывает эффективно совместить методики прошлых и лет и современные инновационные разработки.
Чтобы регулировать этот процесс, каждая школа создает программы, адаптирующиеся к современным условиям. Все теоретические исследования новых форм и методов обучения должны подвергаться практической проверке (экспериментальные программы), а тщательные исследования инновационных подходов должны документироваться.
Сложность задач, стоящих перед преподавателями, объем документации, которую необходимо заполнить в виде программы, методические разработки, конспекты открытых занятий, «конкурс» на баллы портфолио, изменение интенсивности и насыщенности учебного плана и многие другие факторы. Сформировался новый психический тип музыканта-педагога, заметно отличавшийся от предыдущих лет. Реалии современной жизни диктуют свои правила, приучают искать незыблемые, твердые методологические ориентиры, заставляют перекраивать мышление. Одно из главных нововведений в образовании современности – наличие образовательного портфолио. Сами идеи портфолио направлены на создание в образовательном сообществе интеллектуально насыщенной творческой среды, направленной на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных и личностных качеств педагогов, что может в значительной степени способствовать развитию творческого мировоззрения поколения современных детей. Все положительные изменения, связанные с внедрением этого нововведения, теперь видны.
Появились новые приемы, формы и способы творческого самовыражения (всплеск интереса детей к вокальному искусству, связанный с их активным использованием в работе и созданием собственных электронных ресурсов, повсеместная доступность средств записи голоса и электронных инструментов). . (синтезатор, электрогитара).
Тесное творческое взаимодействие и интенсивная концертная деятельность в культурно значимых общественных местах (таких как места социальной защиты, школы, музеи и т. д.)
Участвуйте в многочисленных конкурсах и фестивалях для повышения уровня профессионального образования и производительности.
Обобщение и передача образовательного опыта через публичные лекции, онлайн-обучение и методические конкурсы и т.д.
Однако процесс прохождения аттестации, жизнь портфолио в портфолио сильно напряг жизнь учителей и показал негативную сторону этого процесса. Имеются практические трудности и противоречия при внедрении этих нововведений в образовательный процесс.
Большинство педагогов ориентированы на обучение и подготовку детей к участию в конкурсах, препятствующих их общему творческому развитию и т. д. Концерты для «галочек» в пустых залах, увеличение роста игр «для себя».
Напряженность вызывает тот факт, что возрастной ценз большинства преподавателей, работающих в музыкальных академиях, превышает 45 лет. Это люди, которые пришли в эту профессию в первую очередь по профессии, после того, как в свое время столкнулись с наиболее конкурентным выбором в средних и высших музыкальных заведениях. Многие из них занимают высокие посты в коллективе, накопили большой профессиональный педагогический опыт, воспитали не одно поколение талантливых учеников. Однако в силу давности обучения, возрастных причин (состояние музыкальной памяти, потеря гибкости пианистов и др.) они не могут активно участвовать в конкурсной исполнительской деятельности. Значительно снизить шансы прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию. Они более чувствительны к изменениям в образовании. «Борьба» за портфельные баллы, т. е. «борьба» за сохранение заработной платы этому заёмному работнику, создаёт ситуацию унижения, которая не способствует её созданию. Здоровая творческая атмосфера, в которой должен проходить учебный процесс. в музыкальной школе. Если это поколение покинет эту сферу деятельности, в течение 10-15 лет может возникнуть нехватка квалифицированных кадров, что приведет к потере преемственности поколений и утрате в нашей стране лучшего в мире детского фортепианного образования.
Изменения социального и психологического климата, вызванные научно-техническими революциями, катаклизмами, всегда ведут к переоценке ценностей, изменению приоритетов и имеют как отрицательные, так и положительные стороны. Кризисное состояние вынуждает личность искать новые пути, формы существования и развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтман Г. С., Каширская А. Б. Индивидуализация обучения иностранных учащихся в учреждениях дополнительного образования // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании: коллективная монография. М.: Интерактив плюс, 2016. С. 13-19.
2. Альтман Г. С., Овакимян Е. Ю. Преподавание музыки на иностранном языке в современной музыкальной школе // Образование и наука в современных условиях: сб. мат-лов международ. науч.-практ. конф. М.: Интерактив плюс,
2016. С. 6-9.
3. Альтман Г. С. Музыкальное образование в России и за рубежом: к проблеме этнопедагогических основ музыкального образования / Г. С. Альтман // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 4(8). – С. 7-10.
4. Бодина Е. А. Современный опыт и тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом // Перспективы исследования современных проблем педагогики: сборник материалов конференции Института культуры
и искусств ГАОУ ВО МГПУ: коллективная монография. М.: Экон-информ, 2017. С. 5-20.
5. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии: в 6-ти тетрадях. СПб.: Композитор, 1996-1997.
6. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: актуальные вопросы теории и методологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 117-130.
7. Гаккель Л. Е. Я не боюсь, я музыкант. СПб.: Северный олень, 1993. 176 с.
8. Горбунова, И. Б. Интеграция общего и дополнительного музыкального образования в системе современного образования: поддержка творчества учителя-предметника / И. Б. Горбунова, И. О. Товпич, К. Ю. Плотников // Современное музыкальное образование - 2019 : Материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04 декабря 2019 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – С. 74-76.
9. Епхиева М. К. Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1 (31). С. 240-244.
10. Захарищева М. А. Музыкальное образование: исторический опыт, современность, перспективы (VIII сессия научного Совета по проблемам истории музыкального образования) / М. А. Захарищева, Н. М. Ичетовкина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 32. – № 3. – С. 331-335. – DOI 10.35634/2412-9550-2022-32-3-331-335.
11. Каширская А. Б. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=788123 (дата обращения: 14.10.2017).
12. Молокотина О. М. Преемственность музыкального образования: детские дошкольные учреждения в системе дополнительного музыкального образования детей / О. М. Молокотина // Преемственность в образовании. – 2019. – № 22(06). – С. 721-731.
13. Ниезова Г. Д. Цели и задачи музыкального образования в дошкольном образовании / Г. Д. Ниезова // Проблемы педагогики. – 2020. – № 6(51). – С. 49-50.
14. Нестерова О. В. Детское музыкальное образование и воспитание: методы и формы / О. В. Нестерова, Л. Г. Брянских // Инновационные методы обучения и воспитания : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 августа 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 220-223.
15. Овсянникова И. Р. Специфика дополнительного музыкального образования и воспитания на современном этапе / И. Р. Овсянникова, И. С. Казакова // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования : Сборник научных трудов. – Москва : КТ "Буки-Веди", 2017. – С. 446-452.
16. Силантьева Н. Н. Место STEAМ - образования в музыкальном образовании дошкольника / Н. Н. Силантьева // Инновации в современной науке : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, 30 ноября 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 232-236.
17. Тыщенко В. П. Философия культуры диалога. Введение. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1993. 212 с
18. Товпич И. О. Интеграция общего и дополнительного музыкального образования в системе общего образования / И. О. Товпич // Современное музыкальное образование - 2016 : материалы XV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 ноября – 02 2016 года / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург: Издательский дом Сатори, 2017. – С. 40-42.
19. Товпич И. О. Интеграция общего и дополнительного музыкального образования в системе общего образования / И. О. Товпич // Современное музыкальное образование - 2016 : материалы XV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 ноября – 02 2016 года / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – Санкт-Петербург: Издательский дом Сатори, 2017. – С. 40-42.