Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 4
1.1 Словари как источники национально-культурной информации 4
1.2 Основные направления работы со словарями на уроках русского языка 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 14
2.1 Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка. 14
2.2 Конспект урока по использованию лингвистических словарей на уроке русского языка 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос обогащения словарного запаса современных школьников, повышения коммуникативной компетенции, поддержания литературного уровня крайне актуален на данный момент. В условиях научного прогресса используются все новые и новые слова, понимание которых часто вызывает затруднения. В этом смысле основной задачей учителя русского языка является обогащение словарного запаса детей школьного возраста. Потому что чем больше у человека слов, тем точнее общение между людьми, как устное, так и письменное.
Каждый язык постоянно обогащается: растет его словарный запас, расширяется круг производных слов и количество значений этих слов, веками входивших в состав лексического ресурса. Усвоить его богатство, научиться ориентироваться в нем не под силу даже самому начитанному человеку, если он не пользуется помощью словарей. В условиях интенсивного развития русского языка, который, по мнению А.М. Горький «богатеет с поразительной быстротой», даже человек, полностью знающий язык, не может удержать в голове всю необходимую информацию о нем. По мере развития языка его стандарты развиваются и совершенствуются. Поэтому познать нормы литературного языка раз и навсегда невозможно. Чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, как русский, необходимо совершенствовать культуру речи. В сложных случаях следует обращаться к разным словарям.
Объектом исследования данной работы является работа по организации работы с языковым словарем на уроках русского языка.
Предметом исследования – методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка.
Исследование проводится на материале современных школьных программ по русскому языку и сопутствующих им учебников.
Цель работы: разработать систему приемов работы со словарями на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:
1. Оценить словари как источники национально-культурной информации;
2. Определить место и роль словарей в работе по обогащению словарного запаса учащихся;
3. Изучить основные виды словарей, используемых в школьной практике;
4. Охарактеризуйте основные направления словарной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на семинарах по методике обучения русскому языку, на различных спец классах и специальных семинарах, а материал может быть использован в школьной практике на классах русского языка на промежуточных классах. уровень. и средняя школа.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
1.1 Словари как источники национально-культурной информации
Вопрос обогащения словарного запаса учащихся не потерял своей актуальности и по сей день. Стремительное развитие науки и техники способствует вхождению в обиход все большего количества слов, значение которых не всегда понятно учащимся.
«По сути, весь урок русского языка — это работа над словами. Через речь учащиеся узнают и применяют законы языка, убеждаются в его правильности, красоте и выразительности. Поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели — познанию слова и осознанию всех его элементов.
Словари играют огромную роль в обогащении словарного запаса. Недаром известный французский писатель Анатоль Франс утверждал, что «Словари — это целая вселенная в алфавитном порядке».
В различных источниках термин «словарь» определяется по-разному:
- книга, содержащая набор слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному правилу и дающая сведения об их значении, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. д. (языковые словари) или сведения о понятия и предметы, которые они обозначают, о персонажах из какой-либо области науки, культуры и т. д.
- сборник слов, поговорок на любом языке, с переводом или переводом. Словари бывают общие и частные, бытовые и научные.
- набор слов (чаще всего в алфавитном порядке), набор словосочетаний с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
- сбор слов любого языка в алфавитном порядке или по структурированному словообразованию;
- книга, содержащая список слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
- книга, содержащая список слов, расположенных по тому или иному принципу (например, в алфавитном порядке) с различными пояснениями.
Французский лексикограф Алан Рей назвал современную цивилизацию «словарной цивилизацией». Словари давали возможность проследить историю слова, определить его значение, установить порядок развития лексических значений и понять взаимосвязь между ними. Это своеобразный исторический рассказ о жизни людей, их мыслях, стремлениях, проблемах и радостях. Каждое слово, занесенное в словарь, связано с жизнью и творчеством людей - создателей языка, поэтому их по праву называют "спутниками цивилизации".
Многие понятия принадлежат прошлому и только из словарей можно узнать, что когда-то были стрельцы (служба "с огнестрельным оружием" в XVI - начале государства в XVI - XVIII вв.), исправник (низший чин городской полиции в Российской империи с 1862 по 1917 г.) и горожанин (горожанин, горожанин), рекруты (люди, принятые на военную службу или наемная армия) и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
2. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.
3. Бушуй Т.А. Н.П. Колесников. Словарь неологизмов В.В. Маяковского //РЯШ. - 1992. - № 3-4. - с. 64-67.
4. Виноградов В.В. О грамматической омонимии в современном русскомязыке //РЯШ - 1940. -№!.- с. 83-86.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с
6. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.
8. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
9. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике //Известия СССР. - 1982. - Вып. 3. - с. 256.
10. Земский А.М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
11. Иванова А.М. Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 1991. № 6. -с. 33-34.
12. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
13. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - М 2. - с. 41-44.Кацнельсон С.Д. Типология
14. языков и речевое мышление. - Л., 1972. - 415 с.
15. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 319 с.
16. Кацнельсон С.Д. Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - 415 с.
17. Колесников Н.П. Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. КМ. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. -- 346 с.
18. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
19. Кузин В.С. Психология, М., Высшая школа, 1974, 473 с.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -М., 1955. -Т. 4.-560с.
21. Матвеев Б.И., В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка //РЯШ. - 1991. - № 6. - с. 84-88.
22. Матвеев Б.И., Н.М. Шанский, А.В. Филиппов, В.С. Соловьева. Учебный,, словарь античных имен в рус. поэзии //РЯШ. - 1991. - № 2. -с. 116-124.
23. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 366 с.
24. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.
25. Рощина Л.М., Яковлева М.П. А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов. Словарь справочник по русскому языку //РЯШ. - 1996. - №3.-с. 105-107.
26. Новые словари // РЯШ - 1995. - № 3. - с. 102-106.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус.яз., 1986. - С.736
28. Пешковскии А.М. Как вести занятия по синтаксису и стилистике в школах взрослых? - В кн.: Вопросы методики русского языка, лингвистики, стилистики. - М.; 1930. - 216 с.
29. Родионова Н.А. Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова» // РЯШ -1991. -№2.-С.46-47.
30. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.
31. Рощина Л.М., Яковлева М.П., А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов. Словарь справочник по русскому языку //РЯШ. - 1996. - №3.-с. 105-107.
32. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 1981.-160 с.
33. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М.; 1967. - 596 с.
34. Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. - 1978. - № 4. - с. 37-40.
35. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М.; 1972. - 469 с.