Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Обращение к автобиографической прозе поэтов второй половины XIX века особенно было заметно у В.А. Григорьева. Я. Полонского, А.А. Фета не только как способ передать свои переживания, мысли и эмоции, но и как желание запечатлеть панорамный взгляд на русскую жизнь этого периода, изобразить его современников.
Конечно, создание поэзии и литературная критика являются их приоритетными видами деятельности. В то же время, не испытывая творческого кризиса, чтобы стремиться к более глубокому внутреннему самоанализу, они прибегли к записи своих воспоминаний. Память - прямое доказательство возросшего интереса поэта к прозаической художественной деятельности.
Большинство прозаических текстов Я. Полонского до сих пор не входят в рамки собственно искусства и литературы и в первую очередь представляют интерес как авторитетный источник информации о жизни, системе убеждений и особенностях творческой личности поэта. Автор, о котором идет речь, является художников, сочетающим в себе несколько талантов – поэтов, критиков, романистов, мемуаристов, и его произведения не должны поддаваться односторонним определениям и характеристикам.
Изучение его автобиографической прозы позволяет не только определить особенности того времени, но и проанализировать структуру такого специфического образа, как автобиографический герой, сформировавшийся под влиянием их собственного лирического опыта. Этот вопрос не получил должной разработки в отечественном литературоведении, представляет особый исследовательский интерес и определяет актуальность темы данной работы.
Научная новизна данной работы заключается в том, автобиографическое наследие Я. Полонского считается предтечей «поэтической прозы», появившейся в ХХ веке. Память имеет значение в традиционном процессе русской автобиографической прозы 19 века (семейная хроника С.Т. Аксакова, глубинная психология Л.Н. Толстого, историзм А.И. Герцена). Исследование работы выявляет основные признаки автобиографической прозы, такие как импрессионистские тенденции, «жанровая память», особая ритмическая структура, передающая эмоции текста, с помощью индивидуальных воспоминаний.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время системный интерес к изучению автобиографического наследия поэта как важнейшей части его художественного творчества только начал формироваться. Следует признать, что до сих пор автобиографическая проза поэта ни в одном литературном произведении не стала предметом специального исследования.
Объект исследования: психологизм в лирике и прозе.
Предмет исследования: психологизм героя в прозе и лирике Я. Полонского 1850-х гг.
Цель исследования: проанализировать психологизм героя в прозе и лирике Я. Полонского 1850-х гг., а также изучить, какую значимость он несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть особенности и содержание психологизма в произведениях;
2. Раскрыть роль психологизма в лирике и прозе поэтов;
3. Дать общую характеристику прозы и лирики Я. П. Полонского;
4. Провести анализ форм психологизма героя в прозе и лирике автора.
Методы исследования: биография, сопоставление элементов типологических методов и историко-культурных методов.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по истории и теории литературы. Работа основана на теории типов автобиографических мемуаров - М.М. Бахтин, Г.Г. Елизаветина, Л.Ю. Гинзбург, А.Г. Тартаковский, Д.В. Затонский, Л.И. Бронская, В. Хубач. При анализе понятия «внутренний человек» привлекаются работы следующих авторов: А.Б. Есин, Е.Г. Эткинд, В.В.Башкеева.
Материал исследования включает в себя работы огромного количества ученых, эпохи XIX-XXI вв.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты психологизма в прозе и лирике. Во второй главе проведен анализ психологизма героя в прозе и лирике Я. Полонского 1850-х гг.. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы психологизма в прозе и лирике
1.1 Особенности и содержание психологизма в произведениях
В работах мастеров XXI-XX веков в дополнение к «запечатлению краткого впечатления от безмолвного явления природы» существует также эмоциональная страсть, сильная энергия и глубокое мышление, стимулируемые не только спонтанными явлениями, но и моральными проблемами и интересом к общественной жизни. «Зеркало души» авторы называют «общей психологией».
Существование психологии в произведениях поэтов и литературных критиков нельзя отрицать. К примеру, стихотворения Ф.И. Тютчева «Бессонница» (1829 и 1873) вызвали профессиональный интерес некоторых современных биофизиологов, которые довольно точно передают состояние автора. Однако, учитывая, что психологизм как художественный феномен, зависит от глубины познания действительности, которую он отражает, и поэтому не может быть объяснен только теми или иными «необратимыми изменениями в живых организмах» (5, с. 162-187).
В то же время есть веские основания утверждать, что психологические проблемы должны занимать особое место в лирике и прозе поэтов, поскольку именно они как «скрытая проблема содержания и формы» во многом помогают раскрыть творчество.
Способствующая возникновению литературоведения центральная наука является ведущим направлением для реализации литературных нормативных функций. Кроме того, позиция лирической поэзии на определение выражаемой ценности, по-видимому, играет ту же роль в лирической психологии, что и сама общая психология. Л. Толстой писал: «Чистота нравственного чувства является основой стандарта, то есть основной точкой опоры жизни; без нее невозможно провести какой-либо анализ, в том числе и психологический».
Однако не все буквы общих принципов способствуют возникновению психоанализа. Поэтому определенный консерватизм в этом отношении сам по себе несет в себе стремление лирической поэзии выразить:
1. «общую и вселенскую жизнь души»;
2. хрупкость образа (а не непрерывность), который в идеале фиксирует только момент внутренней жизни, а потому не позволяет лирической поэзии достичь «полноты и развития откровения»;
3. абсолютную простоту, простота лирических произведений.
Наконец, оппозиция психоанализу является решающей тенденцией этого типа литературы: монополия органически единого поэтического сознания, ставка на единый и неповторимый язык, единый, монологически замкнутый дискурс, по мнению М.М. Бахтина, может потерять связь с определенными интенциональными языковыми слоями. Это, в свою очередь, решительно исключало возможность полного использования естественного внутреннего диалога слова как фактора стилеобразования. На самом деле с этим связано рождение стиля психологической прозы (12, с. 142-164).
Однако консерватизм этих характеристик литературно-лирического жанра не является абсолютным. Прежде всего, приверженность субъективному восприятию позволяет лирике дать внутренней, относительно независимой и закрытой личности наибольшую возможность самовыражения во внутреннем мире. Воспроизводя личные психологические моменты, тексты песен фокусируются на выявлении специфических и основных личных законов духовной жизни человека и воссоздают их через ассоциативный поток внутренних состояний.
Кроме того, взгляд на объективную реальность через призму индивидуальной субъективности позволяет в большей степени выразить противоречия между внутренней жизнью человека и его внешним социальным поведением, показывая внутреннего человека.
Во-вторых, стремление к общему, определенной сумме в образе, должно сохранять специфическую определенность эмоций или ситуаций, позволяя лирике проследить диалектику универсальных отношений между человеком и временем, бесконечными и конечными принципами в душевной жизни конкретного типа человеческой личности в истории и психология (3, с. 44-67).
В-третьих, абсолютная краткость, сведенная к «моменту понимания», может быть представлена только в ее подразумеваемой форме, не выраженной словами, то есть чистой теорией. Происходит это, как только состояние лирической сосредоточенности (то есть совершенно особое состояние лирического героя) после получения словесного выражения внешнего раскрытия, уже не является мгновением. И в этом основа противоречия и внутреннего напряжения лирического жанра как искусства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверкиев, Д.В. О поэтах, старичках «молодого поколения, мудреном и. современном читателе // Дневник писателя. — 2017. – С. 26 -33.
2. Асоян, A.A. Сон и лабиринт как феномены культуры (семантика встречи) // Асоян A.A. Proscholium. Инструментарий и практика анализа литературного произведения. - 2020. – С. 192 - 199.
3. Богомолов, И.С. Я.П.Полонский в Грузии / И.С. Богомолов. – Тбилиси: Вита, 2016. - 191 с.
4. Витберг, Ф.А. Яков Петрович Полонский / Ф.А. Витберг. - СПб.: Наука, 2019. - 220 с.
5. Волынский, А.Л. Фантазия в поэтическом творчестве Полонского // Публицистические отголоски в некоторых его стихотворениях). Северный вестник. - 2016. — № 8. — С. 271-276.
6. Ганаланян, О.Т. Яков Полонский // Армения в творчестве русских поэтов. – 2014. – С. 11-18.
7. Гачев, Г.Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - 2016. — С. 186 — 311.
8. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Вита, 1977. - 443 с.
9. Гончарова, О.М. Поэтический сюжет русской лирики XVIII XX веков в контексте национальных традиций // Вестник молодых ученых. - 2019. - № 10. - С. 3 - 13.
10. Ершенко, Ю.О. Поэтика сна в творчестве / Ю.О. Ершенко. - М.: Логос, 2018. – 24 с.
11. Карпинский, М.П. Я.П.Полонский в его лирических произведениях / М.П. Карпинский. -Тифлис, 2005. - 156 с.
12. Кашпурев, A.C. Поэзия Я.П.Полонского как учебно-воспитательный материал / А.С. Кашпурев. — Житомир, 1902. - 160 с.
13. Кулябко, Е.С. Я.П.Полонский и Академия Наук: По архивным материалам // Русская литература. - 2019. - № 2. — с. 172 - 180.
14. Мушина, И.Б. Поэзия и проза Я.П.Полонского / И.Б. Мушина. - М.: Наука, 2016. - 493 с.
15. Перцов, П.П. Я.П.Полонский // Философские течения русской поэзии. - 1896. – С. 283 - 303.
16. Полонский, Я.П. На высотах спиритизма. Прибавление к Полному собранию сочинений / Я. П. Полонский. - СПб.: Наука, 2018. - 597 с.
17. Полонский, Я.П. Прозаические цветы поэтических семян // Отечественные записки. — 1867. - С. 714 - 749.
18. Скабичевский, A.M. Живая струя (вопрос о народности в литературе) // Отечественные записки. - 1868. — № 4. — С. 150 -200.
19. Топоров, В.Н. Странный Тургенев / В.Н. Топоров. - М.: Логос, 1998. - 192 с.
20. Тхоржевский, С.С. Высокая лестница: Документальная повесть о Я.П. Полонском. // Тхоржевский С. Портреты пером: Исторические повести. — 2018. — С. 254-272.