Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные требования к организации обучения нацеливают учителя на формирование творческой, социально-активной личности, выявление, развитие её познавательных интересов и потребностей. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации их познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала, занимает участие в олимпиадах.
Олимпиады позволяют учащемуся познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. Предметные олимпиады являются соревнованием по общеобразовательным дисциплинам. Главная их задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению этих дисциплин, в выявлении талантливых учащихся.
Олимпиады позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, они охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель. Это – проба сил, достаточно серьёзное испытание на равных. Олимпиады по математике не являются исключением из общего правила. Важной задачей математических олимпиад школьников является поиск и воспитание молодых математических талантов, которые в будущем станут выдающимися математиками, своими трудами обогатят математическую науку и прославят страну, школу и семью, взрастившие эти таланты.
Многие призеры математических олимпиад становятся профессиональными математиками или выбирают профессию, связанную с математикой. Одной из задач олимпиад является повышение уровня преподавания математики в школе. Основная же цель проведения математических олимпиад и других математических соревнований – пробудить интерес к математике у широкой массы учащихся.
В настоящее время выпущено большое количество сборников с олимпиадными заданиями по математике для учащихся основного звена школы. Учителя используют в своей работе сборники О.А. Ефремушкиной, Н.В. Русанова, Е.А. Сорокоумовой, Е.В. Королёвой, Г.Д. Дьячковской,
Н.Г. Белицкой и других авторов. Данные пособия содержат задания разноуровневой сложности, в том числе занимательного характера. Рассматриваются различные подходы к составлению текстов, проверке и оценке олимпиадных заданий, а также принципы выявления и поощрения победителей. В работах представлены задачи-шутки, головоломки, ребусы, которые помогают развивать у учащихся логическое мышление, сообразительность, формировать интерес к изучению математики, умение самостоятельно находить решение. Несмотря на наличие большого количества литературы, посвящённой олимпиадам по математике, отсутствует единая классификация заданий, которая могла бы помочь учителям ориентироваться в учебном материале.
Объект исследования – олимпиады по математике.
Предмет исследования - методы и формы подготовки учащихся к олимпиаде по математике.
Цель исследования: рассмотреть методы и формы подготовки учащихся к олимпиаде по математике. Цель исследования определяет ее задачи:
рассмотреть сущность, содержание, особенности и формы организации олимпиады по математике;
определить методы, и формы подготовки учащихся к олимпиаде по математике;
осуществить анализ опыта учителей по подготовки учащихся к олимпиаде по математике;
изучить характеристику уровней готовности учащихся принимать участие в олимпиаде по математике;
разработать рекомендации по подготовки учащихся к олимпиаде по математике.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач использованы психолого-педагогические методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта.
Научная новизна заключается в разработке рекомендаций по подготовки учащихся к олимпиаде по математике, анализе методов и форм подготовки учащихся к олимпиаде по математике.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы учителями математики, преподающими в основном звене школы, с целью подготовки детей к олимпиадам.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы подготовки учащихся к олимпиаде по математике
1.1.Сущность, содержание, особенности и формы организации олимпиады по математике
Впервые математический конкурс для выпускников лицеев был проведён в Румынии в 1886 году, а математическая олимпиада состоялась в 1894 году в Венгрии. Ее организовало Венгерское физико-математическое общество, руководителем которого был будущий Нобелевский лауреат по физике Л. Этвеш.
Во многих странах сначала проводились конкурсы по решению различных задач, и только потом – олимпиады. В России их начали проводить с 1886 года [1].
Чтобы привлечь к активным занятиям одаренных школьников, интересующихся математикой, весной 1935 года правление Московского математического общества предложило провести I Московскую математическую олимпиаду. В организационный комитет вошли профессора математики МГУ, среди них А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник, Л.Г. Шнирельман, В.Ф. Каган, С.А. Яновская и др. Председателем оргкомитета стал президент Московского математического общества П.С. Александров. Основная цель данной олимпиады – выявить талантливых учеников, привлечь внимание школьной молодежи к проблемам современной математики [9].
В проведенной олимпиаде участвовали 314 школьников, а в заключительном туре 120 учащихся, из них трое заняли первые места, пятеро – вторые; 44 школьника получили призы. Успехи многих победителей олимпиад определили их дальнейшую научную деятельность.
Во втором туре олимпиады школьникам предложили три серии задач – А, В и С. Это была инициатива А.Н. Колмогорова. Он понимал, что ученики имеют разный склад математического мышления: вычислительный, геометрический и комбинаторно-логический. В зависимости от этих типов и подобрали задачи на первую олимпиаду.
Первые 36 олимпиад (1935-1973 гг.) проводились в два этапа, в конце марта – начале апреля по воскресеньям. 1-й тур – отборочный. Ученикам для решения предлагали 4-6 не слишком сложных задач. По истечению недели предложенные задачи разбирались по способам решения и типичным ошибкам, затем объявляли результаты. Еще через неделю проходил 2-й тур, на который приглашались все успешно прошедшие 1-й тур (30-50% его участников). Задания, которые предлагали на втором туре были значительно сложнее, чем на первом. Процесс решения данных задач 5-6 часов.
Для проведения олимпиад большую организационную работу взяли на себя Московский городской отдел народного образования и Московский городской институт усовершенствования учителей. Сотрудники института совместно с опытными учителями и преподавателями МГУ с 1949 г. стали проводить районные математические олимпиады. Это позволило привлечь к занятиям математикой еще более широкий круг школьников, не только старшеклассников, но и учеников 5-7 классов [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад. Опыт и проблемы / Г.И. Алексеева. – Якутск, 2012. – 144 с.
2. Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики: Пособие для учителя / А.В. Андрющенко. – М. : Владос, 2013. – 133 с.
3. Баишева М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» / М.И. Баишева. – Якутск, 2013.
4. Баишева М.И. Олимпиады по математике / М.И. Баишева, Г.И. Алексеева, И.Г. Дмитриев. – Якутск: ИРО МО PC (Я), 2013.
5. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителей / М.Б. Балк. – М. : Учпедгиз, 2011.
6. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады / Н.Г. Белицкая. – М.: Айриспресс, 2012. – 128 с.
7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Книга для учителя /
А.С. Белкин. – М. : Просвещение, 2011. – 232 с.
8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – М.: Педагогика, 2011. – 480 с.
9. Гальперин Г.А. Московские математические олимпиады: Кн. для
учащихся / Г. А. Гальперин, А.К. Толпыго. – М. : Просвещение, 2012. – 303 с.
10. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблемы
воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся /
М.А. Данилов. – Казань, 2012. – 212 с.
11. Дьячкова Г.Т. Олимпиады по математике. 5-7 классы / Г.Т. Дьячкова. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2015. – 80 с.
12. Жильцова Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии /
Т. В. Жильцова. – М. : ВАКО, 2014. – 287 с.
13. Инфомир [Электронный ресурс] / Новости Перми и Пермского края
– URL : http://infomir59.ru.
14. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе
продлённого дня / Н.А. Касаткина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 132 с.
15. Козлова О.В. Роль современных дидактических игр в развитии
познавательных интересов и способностей школьников / О.В. Козлова //
Начальная школа. 2014. – №1. – C. 59.
16. Контент – платформа [Электронный ресурс] / История
олимпиадного движения в России – URL : http://pandia.ru
17. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в школе / Е.В. Королёва. –
М.: АРКТИ, 2014. – 62 с.
18. Логические задачи и головоломки [Электронный ресурс] /
Головоломка для альпинистов – URL: http://www.smekalka.pp.ru
19. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.:
Просвещение, 2011. – 274 с.
20. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников /
А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. – М.: Педагогика, 2013. – 63 с.
21. Маркова А.К. Формирование познавательного интереса у
школьников к учению. / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2012. – 247 с.
22. Матюхина М.В. Мотивация учения и её воспитание у школьников /
М.В. Матюхина – М.: Просвещение, 2014. – 267 с.
23. Олимпиада [Электронный ресурс] / Олимпиадные задания по
математике для 1-11 классов – Режим доступа: http://www.5egena5.ru
24. Скаткин М.Н. Совершенсвование процесса обучения / М.Н. Скаткин – М. :Просвещение,2011 – 118 с.
25. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в школе /
В.П. Труднев. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
26. Финько И.Л. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Часть 2. Учебная мотивация школьников. Методическое пособие / И.Л. Финько, И.Г. Антонова. – Ульяновск, 2010. – 73 с.
27. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по
математике [Электронный ресурс] – URL: https://docviewer.yandex.ru
28. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в
обучении / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2014. – 286 с.
29. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина.
– М.: Просвещение, 2011. – 213 с.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2013. – 364 с.
31. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 5 класс. / Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2015. – 297 с