Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Каждый житель нашей Родины является носителем русского языка, «великого и могучего», разнообразного, богатейшего. Правильно построенная, развитая речь гарантирует человеку успешность общения, возможность быть понятым. Как правило, именно в младшем дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования правильной речи, поскольку этого требует Закон «Об образовании» РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В дошкольном возрасте от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы взрослому человеку его понять.
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с несовершенной речью, с обедненным словарным запасом и некоторыми трудностями произношения. Особую категорию воспитанников ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР встречается у 40% детей дошкольного возраста, один из распространённых вариантов которого – ОНР III уровня. ОНР представляет собой совокупность различных речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Исследования возрастных психологов, педагогов, логопедов подтверждают возможность успешной работы по развитию речи и обогащению активного словаря детей с ОНР III степени именно в дошкольном возрасте.
На данный момент проблема формирования активного словаря у детей с ОНР III степени изучается в нескольких аспектах. Р.Д. Тригер рекомендует сочетать словарную работу с ознакомлением детей с окружающим миром. С.Г. Шевченко, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова говорят о необходимости проведения лексической работы в ходе дидактических, творческих и сюжетно-ролевых игр. Л.Б. Халилова акцентирует внимание на том, что в процессе коррекционной работы необходимо учитывать не только специфику семантического развития детей данного контингента, но и внутренние закономерности лексической системы языка. И.А. Смирнова, анализируя развитие словаря у дошкольников с ОНР на фоне ДЦП, отмечает взаимосвязь степени логического развития и темпа раннего речевого развития, лексического развития и сохранности зрительного восприятия.
Таким образом, цель данного исследования: изучить процесс формирования активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объектом исследования ставим процесс формирования активного словаря детей у дошкольного возраста.
Предметом исследования является формирование активного словаря у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.
Согласно цели работы, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) изучить понятие, сущность и причины общего недоразвития речи;
2) составить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня;
3) изучить особенности процесса формирования активного словаря у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня;
4) проанализировать методики изучения процесса формирования активного словаря у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня;
5) провести обследование активного словаря у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент с помощью диагностических методик, методы описательной математической статистики.
База исследования: Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад № 7 п. г. т. Тугулым.
Структура работы: работа состоит из введения, глоссария, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования активного словаря у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня
1.1. Понятие, сущность и причины общего недоразвития речи
Научный коллектив НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е годы XX столетия обосновал явление общего недоразвития речи в теории. Обоснование было дано согласно полученному экспериментальному материалу в процессе исследования разнообразнейших форм речевых патологий дошкольников. Над этим вопросом работала Левина Р.Е. со своим штатом сотрудников: Г.И. Жаренковой, Н.А. Никитиной, Г.А. Каше, Т.Б. Чиркиной, Л.Ф. Филичевой, А.В. Ястребовой [13].
Результатом труда советских ученых стало первое определение ОНР. Общее недоразвитие речи – это такая форма речевой аномалии, при которой происходит нарушение формирования компонентов системы речи. Данное определение относится к детям, имеющим нормальный слух и первично сохранный интеллект.
ОНР у ребенка можно определить по ряду симптомов: позднее появление речи, бедный словарный запас, неграмотная речь, нарушение звукопроизношения и словообразования. ОНР может быть выражено в разных степенях: ребенок может только «лопотать» или вовсе ничего не произносить, а может иметь развернутую речь с некоторыми грубыми ошибками.
Анализируя психолого-логопедическую литературу, мы выделили пару основополагающих подходов к классификации ОНР [13]:
1) Левина Р.Е. предлагает психолого-педагогический подход;
2) Мастюкова Е.М. предлагает клинический подход.
Данные подходы описывают ОНР с разных точек зрения, взаимодополняя друг друга и решая ряд общих задач:
1) задачу комплектования детских групп с патологией речи;
2) задачу целенаправленной эффективной логопедической работы с учетом симптомов у ребенка и механизма речевого нарушения.
Таким образом, выделены четыре уровня ОНР, отражающие состояние языковых компонентов у детей [13]:
1) I уровень — дети, у которых речи как таковой нет.
2) II уровень – дети, у которых есть зачатки речи, очень бедный активный словарный запас, а имеющиеся в словаре слова часто употребляются неправильно.
3) III уровень – дети, у которых речь развернута, но присутствуют дефекты в её звуковой и смысловой сторонах.
4) IV уровень – дети, у которых присутствуют лишь некоторые упущения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической речевых сторон.
Р.Е. Левина работала над описанием первых трех уровней [10]. С детьми IV уровня работала Филичева Т.Б. [22].
Мастюкова Е.М., утверждая неоднородность состава категорий детей с ОНР, по клиническому признаку делит их на три группы [12]:
1) неосложненные формы ОНР – наблюдаются у детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию: недостаточную регуляцию мышечного тонуса, моторной дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы;
2) осложненные формы ОНР – наблюдаются у детей, имеющих неврологические и психопатические синдромы: церебрастенические, гипертензионно-гидроцефалические, судорожные, гипердинамические.
3) грубое ОНР – наблюдается у детей, имеющих органические поражения речевого отдела мозга.
Различная природа дефектов не исключает у детей с ОНР сходные проявления:
1) ребенок очень поздно начинает говорить, говорит замедленно и своеобразно; при этом первое слово родители слышат лишь к трем-пяти годам;
2) речь ребенка безграмотна, не имеет фонетического оформления, при этом, как правило, ребенка понимают только родители;
3) ребенок «не хочет» говорить, ему проще указать на предмет, а не произнести его название; при этом, не смотря на возраст, ребенок не достаточно критикует собственный дефект.
Речевые патологии достаточно многочисленны, особенно среди детей дошкольного возраста. По статистическим данным, дошкольников с ОНР среди них больше всего. Эта группа детей объединяет в себе 40% дошкольников от их общего количества. Для того, чтобы определить ребенка на обучение в специальное учреждение, и подобрать для него адекватную коррекционную программу, родители и педагоги-воспитатели должны предпринять все действия, направленные на то, чтобы понять структуру возникшего дефекта, выделить причины, лежащие в их основе, соотношение первичных и вторичных нарушений [25]. Правильная, не агрессивная позиция родителей дает ребенку все шансы на благополучное обучение в школе.
Хотя, современная образовательная политика государства предусматривает обучение детей с ОНР III уровня по общим общеобразовательным программам ДОУ наравне с другими детьми. Данный факт подкрепляется на законодательном уровне в ФЗ «Об образовании» [20] и ФГОС ДО [21]. К детям с ОНР III степени подбирается индивидуальный подход в обучении, педагоги ДОУ тесно сотрудничают с родителями, и, как правило, достигают положительных результатов.
Не смотря на изученность проблемы, в современных ДОУ вопрос скорейшей идентификации проблем речи практически невозможен. Для этого нужны специалисты узкого профиля – дефектологи, логопеды, неврологи. Они же помогают родителям выбрать адекватные методы коррекции.
На сегодняшний день отмечают ряд наиболее часто встречаемых причин возникновения ОНР [25]:
1) негативное воздействие на плод во внутриутробном развитии: высокий токсикоз, перенесенные матерью инфекционные заболевания;
2) негативное воздействие на ребенка в родовом процессе: родовая травма, удушение, использование акушерских щипцов;
3) негативное воздействие на ребенка в начальные годы жизни: тяжелые заболевания, неудовлетворительные условия ухода.
ОНР может стать следствием более сложного системного нарушения речи, такого как [25]:
1) различные типы алалии;
2) различные типы афазии;
3) различные типы дизартрии;
4) различные типы ринолалии;
5) заикание.
Таким образом, сущность и причины возникновения ОНР в научной литературе достаточно подробно изучены. ОНР можно считать следствием ряда причин в нарушенном здоровье ребенка. Чем грубее нарушение здоровья, тем более серьезная степень ОНР может возникнуть у ребенка.