Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития начального образования одной из основных задач является овладение учащимися, у которых буквальная речь соответствует орфографическим нормам, ведь именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью.
Правописание всегда высоко ценилось обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития отечественной школы.
Решение проблемы овладения орфографией уходит своими корнями в начальную школу, ведь именно здесь закладываются основы всех языковых знаний, навыков и умений, от точности и силы которых во многом зависит часть полного курса непрерывного образования ребенка. Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у школьников определенные трудности. Одной из причин является то, что материал представлен в большом объеме. Причем его нужно не только выучить, но и применить на практике. Этот объем определяется Федеральным образовательным стандартом общего начального образования (ФГОС НОО).
На этой основе были составлены образцовые учебники по русскому языку. При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их отличительные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону буквы. Часто случается так, что учащиеся запоминают правило, не понимая его. Поэтому они не могут применять это правило на практике. Поэтому ученые и педагоги ищут новые, более эффективные подходы к организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Таким образом, проблема овладения орфографической граматностью учащихся остается одной из основных проблем обучения русскому языку. Особое место отводится формированию орфографических навыков, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования орфографических навыков в начальных классах занимает важное место в воспитании младшего возраста, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начинает овладевать всеми сторонами письменного слова, в том числе правописанием.
Современная методика обучения орфографии основана на положении о целесообразности сознательного усвоения орфографии, обоснование которого нашло отражение в работах Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик и другие.
За разные годы истории педагогической науки написано большое количество книг и статей, посвященных лингвистическим, психологическим и методическим основам обучения грамотному письму. Это Д.Н. Богоявленский, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, О.В. Сосновская и др. Однако проблема все еще остается. Об этом свидетельствует общий уровень грамотности выпускников школы.
Цель: Определить организационно-методические условия по формированию навыков правописания парной согласной в корне слова у младших школьников.
Объект исследования: состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников
Предмет исследования: организационно-методические условия по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования орфографических умений младших школьников;
2. Изучить состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: работа по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников будет эффективной при правильном подборе организационно методических условий.
Методы исследования: теоретический: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; практический: эмпирическое исследование: диагностические задания, наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка полученных данных
Теоретической основой исследования является теория развития детской речи (М. М. Конина, Е. М. Струнина), психолого-педагогические исследования особенностей детской речи, в том числе и письменной (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С. Ф. Жуйкова, Д. Б. Эльконин), исследования в области правописания и методики его преподавания (М. Р. Львова, С. П. Редозубова, Н. С. Рождественского, Д. И. Тихомиров, К.Д. Ушинский).
Практической значимостью исследования является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование орфографических умений младших школьников, и использование его на уроках русского языка.. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие об орфографии и её разделы. Классификация орфографических умений
Навык письма опирается на техническую, каллиграфическую, графическую и орфографическую сторону. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах и в их взаимосвязи.
Орфографическую технику следует начинать с периода азбуки, обучение графике - с формирования у школьников графических навыков. Выбор вариантов написания, допускаемых графикой, является областью правописания, правилами, обеспечивающим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беленькая Татьяна Борисовна Все правила русского языка для начальной школы; Феникс - М., 2016. - 777 c
2. Бескоровайная Е.В. Правила по русскому языку. Для начальной школы; Эксмо - М., 2017. - 196 c.
3. Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Правила русского языка для начальной школы; Феникс - М., 2015. - 240 c.
4. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык в начальной школе. 1 класс. Книга для учителя; Просвещение - М., 2015. - 309 c.
5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Стихи, кроссворды, загадки, шарады; Учитель - М., 2016. - 329 c.
6. Матвеев С.А. Все правила русского языка для начальной школы; АСТ - М., 2017. - 370 c.
7. Мой первый словарь русского языка. Для начальной школы; ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ" - М., 2019. - 793 c.
8. Орфографический словарь русского языка для начальной школы с комментариями и приложениями; САГА, Азбука-классика - М., 2020. - 176 c.
Пименова Т. М. 1000 контрольных работ по русскому языку для начальной школы; Книга по Требованию - М., 2016. - 483 c.
9. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст] / Т.П. Сальникова. - М., 2001. - 187с.
10. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик, О.О. Харченко // Начальная школа. - 2006.- №17. - С.101
11. Тарасова Л.Е. Многоуровневый определитель качества знаний. Русский язык. Орфография. Начальная школа. ФГОС; 5 за знания - М., 2015. - 576 c
12. Узорова, О.В.; Нефедова, Е.А. Большой справочник по русскому языку для начальной школы; АСТ - М., 2018. - 430 c
13. Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка [Текст] / О.Д. Ушакова // Начальная школа. - Спб.: Издательство «Литера», 2008. - 59с.
14.Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок [Текст] / Л.Н. Чистякова //Начальная школа. -1997. - №2. - С.63
15. Шатова Е.Г. О способностях описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии [Текст]: Методика и опыт / Е.Г. Шатова. - М.: Просвещение, 2011. с. 219с.
16. Штрекер Н.Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе. Гриф УМО ВУЗов России; Высшая школа - М., 2016. - 142 c.