Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Система образования в современном обществе очень развита и разнообразна, в нее входят различные учебные заведения, в том числе детские дома. К сожалению, не у каждого ребенка есть возможность воспитываться в семье по разным причинам. Для таких детей в стране создается сеть детских домов и коррекционных школ-интернатов.
Сиротство - довольно сложная социальная проблема, распространенная в современном обществе в последние годы, в частности, увеличился процент детей «социальных сирот». Этому процессу способствуют снижение уровня жизни и многие проблемы экономики. Дети, воспитывающиеся в этих учреждениях, изолированы от общества и реальной жизни.
Детство - очень важный период в жизни и индивидуальном развитии ребенка, ведь именно в детстве закладываются качества личности, которые должны формироваться в условиях любви и заботы родителей. Потеря семьи в раннем возрасте часто негативно сказывается на ребенке и его будущем в целом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Психолого- педагогическая характеристика ребенка инвалида
Дети-инвалиды составляют особую группу социального населения, которая неоднородна по своему составу и различается по возрасту, полу и социальному статусу, занимая важное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является то, что она не может самостоятельно осуществлять свои конституционные права на здоровье, реабилитацию, работу и самостоятельную жизнь.
Большинство детей с постоянными функциональными нарушениями - дети с ограниченными возможностями. В детстве «инвалидность» можно определить как состояние постоянной социальной дезадаптации, вызванное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, которые резко ограничивают возможности включения ребенка в общество, и поэтому ребенок нуждается в постоянном дополнительном уходе, помощи или наблюдении [3].
В процессе взаимодействия с ребенком-инвалидом возникает множество проблем, связанных с влиянием на его развивающуюся личность большого количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, необходимо знать их характеристики, положительные и отрицательные стороны, предвидеть последствия воздействий и своевременно вносить коррективы.
Знание законов психического развития ребенка и умение применять их на практике, опираясь на них, необходимы для грамотной реализации основных целей и задач процесса социальной реабилитации:
− целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
- выработать у ребенка систему потребностей и специальных качеств, необходимых для вхождения в сложную систему мира социальных и социально-экономических отношений;
- исходя из возрастных психологических особенностей ребенка, раскрывающих структуру целостной личности в ее формировании и развитии, относится к: нему как субъекту самопознания и самосовершенствования;
- разработка методов и технологий социальной реабилитации. Процессы, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
- совершенствовать систему сложных воздействий на ребенка, которые могут быть максимальными, дополняя друг друга [10].
1.2.Психологические особенности детей, проживающих в условиях детского дома
Почти каждый ребенок, который не рос в семье, был травмирован, или он вырос в неблагополучной семье, с которой, возможно, плохо обращались. Роль семьи в развитии ребенка велика, и родители не могут быть заменены воспитателями детского дома. Сам факт проживания в государственном учреждении свидетельствует о том, что у ребенка есть свой маленький трагический жизненный опыт.
Брошенные, отвергнутые дети эмоционально дисфункциональны, и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и адаптацию к поиску эмоционального тепла в условиях острой нехватки [1]. В первые годы жизни, общение взрослых, мышление и речь ребенка и его развитие служит в качестве источника. Чтобы разговор развивался, нужен собеседник. В приюте вместе с группой детей занимаются два учителя, которые физически не могут уделять внимание каждому ученику. В результате более 50% детей имеют дефекты речи и задержку речевого развития. Отсутствие адекватной среды для развития, неадекватное общение со взрослыми приводят к отставанию воспитанников детских домов в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
К таким детям применяется термин «депривация». Тревога, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства характерны для депривационного синдрома. Иногда симптоматика умственной депривации охватывает все возможные расстройства, от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до грубых поражений интеллекта и личности [4].
Эти характеристики выражены в широком диапазоне личностных деформаций – психологических особенностях депривированных детей.
Неуравновешенная психика. Отклонения в реакциях на критические, эмоционально стрессовые ситуации, эмоциональную нестабильность, неспособность управлять своими эмоциями, истеричность, капризы, импульсивное поведение, чрезмерная и неадекватная уязвимость, быстрые перепады настроения, длительные периоды депрессивного настроения, неспособность или нежелание справляться с попытками самоубийства [9].
1.3 Сущность и функции психологического сопровождения детей из детского дома
Понятие «сопровождение» близко к таким понятиям, как «совместное передвижение», содействие», Сопровождать - значит провести часть своего путешествия с кем-то в качестве компаньона или сопровождающего [16]. Сопровождение предполагает поддержку реакций, процессов и личностных состояний, которые развиваются естественным образом. Кроме того, благодаря успешной организации сопровождения открываются перспективы личностного развития, помогая детям войти в зону развития, которая им еще не доступна.
Важной особенностью сопровождения является создание условий для перехода индивида к самообслуживанию. Другими словами, при сопровождении создаются условия и появляется необходимая поддержка для перехода из позиции «Я не могу» в позицию «Я сам могу справиться с жизненными трудностями» [24].
Само понятие «сопровождение» психологи обычно трактуют как особую форму деятельности специалиста. Сфера будет, прежде всего, направлена на приобщение ребенка к социальным-культурным, нравственным ценностям, которые «необходимы ему для самореализации и саморазвития» [14, с. 29].
Процесс психологической поддержки можно рассматривать как общее с ребенком решение возникающих проблем определяет успешность его профессионального самоопределения.
Психологическая поддержка может рассматриваться в нескольких аспектах:
― как профессиональная деятельность психолога, который может оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;
― как процесс, который включает комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих ребенку стать морально независимым выбор при решении жизненных задач;
― как выполнять сопутствующее взаимодействие;
― как технология, включающая в себя ряд последовательных этапов деятельности специалистов в области образования и жизненные достижения детей;
― как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного [12].
Даже если психолог работает с группой, психологическая поддержка всегда персонифицирована и направлена на конкретного ребенка.
К вопросам психологического обеспечения профессионального самоопределения детей-сирот могут быть привлечены учителя, специалисты учреждений для детей-сирот; школьные учителя; классный руководитель; психолог; социальный педагог; учителя и специалисты учреждений октябрьского дополнительного образования, педагоги и специалисты начального образования.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
2.1 Организация и содержание деятельности психолога детского дома по психологическому сопровождению ребенка инвалида
Целью работы психолога является содействие улучшению качества жизни ребенка с ограниченными возможностями в различных кругах, защита и представление его интересов, создание условий для согласования возможностей детей и подростков, отличающих их интеграцию в общество и создание предпосылок для самостоятельной жизни.
Задачи:
― развитие творческих возможностей;
― пробуждение социальной активности, деятельности, традиционно воспринимаемой обществом, проявляется как больной, нуждающийся в сострадательном отношении людей;
― воспитание самооценки;
― стремление к самоопределению;
― формирование способности выбирать жизненную позицию, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества, а не удовлетворенность ролью пассивных потребителей благ и привилегий [13].
Процесс сопровождения, как правило, основан на ряде следующих принципов таких как:
1. Гуманизация – предполагает, веру в способности детей.
2. Системный подход – основан, прежде всего, на идее понимания человека как целостной системы.
3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
4. Учет его индивидуальных и возрастных характеристик, предполагающий формы, способы, содержание, сопровождения, соответствующие имеющимся возможностям ребенка, темпам его развития.
5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения [10]
2.2. Рекомендации по психологического сопровождению ребенка инвалида в условиях детского дома
В современной практике сложились общие представления о критериях эффективности работы по сопровождению детей. Этими критериями для служб сопровождения могут быть: спрос учителей и детей на услуги сервиса (показатели: количество и содержание заявок); серьезность роста успешно решенных проблем по сравнению с нерешенными проблемами.
Решение проблемы социализации ребенка из детского дома возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
― раннее выявление и постановка на учет ребенка;
― определение причин, повлекших появлению ребенка в детском доме;
― осуществление психологической помощи ребенку;
― организация профилактики нарушений [17].
В дальнейшем дети инвалиды обследуются в зависимости от выявленного «фактора риска» с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например, методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты.
Заключение
Фундаментальные исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики проводятся в нашей стране более 80 лет и прикладные исследования по развитию системы психолого-педагогической помощи, социальной адаптация и реабилитация различных категорий детей с нарушениями развития.
За прошедшие годы был внесен значительный вклад в изучение психики и особых образовательных потребностей детей с недостаточным интеллектуальным развитием, глухих и слабослышащих; слабовидящих; детей с тяжелыми нарушениями речи; нарушениями опорно-двигательного ноябре аппарат; задержкой психического развития; детей с выраженными нарушениями в эмоционально-волевой сфере (ранний детский аутизм); детей с комбинированным расстройством.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. - М., 1991.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
3. Введение в психологию инвалидности: учебник / Под ред. О.В. Красновой. – М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011.
4. Завражнов В. В. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 92-94.
5. Еникее М. И. Общая и социальная психология: учебник. М.: ДРОФА, 2015. - 370 с.
6. Истомина И. А. Основные проблемы детей с ограниченными возможностями // Социология: современные тенденции. - 2013. - № 2. - С. 3- 5.
7. Кириллюк О.М. Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - № 5. - С. 79-85
8. Кожушко Е. В. Причины изолированности детей-инвалидов в современном российском общесте // Международный студенческий вестник. - 2015. - № 5. - С. 67.
9. Магомедова А. Н. Психологические особенности детей-сирот // МНКО. - 2014. - №3(46). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-sirot (дата обращения: 12.11.2022).
10. Меленчу С. Г. Дети-инвалиды в современной России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. -2014. - №10. - С. 45-50.
11. Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М., 1995.
12. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. универс. М. : ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
13. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. - М. : МИР, 2013. - 400 с.
14. Романцова Е. Б. Особенности реабилитации инвалидов: учеб. пособие. - Благовещенск: Буквица, 2012. - 28 с.
15. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. - М., 2004.
16. Рыжова О. С. Сущность и специфика социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями // Мир науки. - 2014. - № 1. - С. 75-79.
17. Соловьева С. Л. Справочник практического психолога. - М., 2007. - 207 с.
18. Старкова Д. В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома // Психология, социология и педагогика. - 2013. - №12. - [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2628 (дата обращения: 11.11.2022).
19. Сухов А. Н. Социальная психология // Психологический журнал. - 2012. - № 10. - С. 45-48.
20. Ушакова Л. Е. Дети-инвалиды в современном обществе // Наука и общество. - 2014. - № 3. - С. 3-17.
21. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. - Минск, 1999.
22. Холопенко Н. А. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов различные подходы к пониманию. - М.: МИР, 2014. - 233 с.
23. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. - СПб., 1997.
24. Шулъга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., 1997.