Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: современные школьники живут в условиях информационного общества. В настоящее время можно говорить о том, что в мире преобладает переизбыток информации. Далеко не вся информация отвечает потребностям современных учеников и далеко не вся информация является достоверной. Младшие школьники информацию усваивают механически. При этом у них отсутствует акцент внимания на детальном анализе, каких либо фактов. Критическое восприятие информации в этом возрасте ещё не развито.
Необходимость развития смыслового чтения регламентирована требованиями ФГОС НОО. Именно ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у младших школьников навыки смыслового чтения. В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматриваются материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание. Беглость чтения и др., но ничего не представлено по навыкам развития смыслового чтения. Проблемы развития навыков смыслового чтения у младших школьников рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др.
По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы ещё до конца не изучены и не представлены. В связи с чем, можно выделить противоречие между необходимостью развития у младших школьников практических умений и навыков смыслового чтения и недостаточностью методических разработок по данной теме. На основе вышесказанного можно выделить проблему: какие методы и приемы будут способствовать развитию навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Целью работы является теоретическое обоснование методов и приемов развития навыков смыслового чтения при работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методы и приемы развития навыка смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ составляющих понятия «текстовая информация» применительно к урокам литературного чтения.
2. Описать возрастные особенности формирования умения работать с текстовой информацией у обучающихся начальной школы.
3. Провести анализ программы по литературному чтению в УМК «Школа России» с целью выявления особенностей работы с текстом как источником информации.
4. Рассмотреть историю возникновения и сущность термина «смысловое чтение» в научно-методической литературе.
5. Предложить методы и приёмы реализации смыслового чтения на уроках литературного чтения.
6. Описать подходы к диагностированию умения работать с текстовой информацией.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования умения работать
с текстовой информацией у младших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Общая характеристика понятий «информация», «текстовая информация» в современной психолого-педагогической литературе
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой стоят такие задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности. Ребёнок должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу литературы. Читательская компетентность субъекта определяется владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [4]. Школьный курс литературного чтения в начальной школе влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
2. Воспитание интереса к чтению и книге.
3. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
5. Развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства, такими как живопись, музыка и др. существуют самые разнообразные подходы к определению понятия информация. В переводе с латинского, оно обозначает изложение и разъяснение. В обычном понимании это обозначает сведения об окружающем нас мире, которые можно использовать в нашей повседневной жизни. Информацию можно представить как связанные между собой данные, понятия и различные сведения, которые позволяют изменять наши представления об окружающем реальном мире. К определению понятия информации существует иной подход.
Он подразумевает схематичное представление её передачи. Здесь выделяют два фундаментальных элемента, источник и приёмник. Именно при взаимодействии этих фундаментальных элементов возникает информация [11]. Также можно информацию представить как сведения об объектах и явлениях окружающей среды, состояниях и свойствах информации. которые способны уменьшить степень неопределённости и неполноты знаний о них имеющихся. С термином «информация» связывают такие понятия как сообщение и данные. Под сообщением понимают информацию, которая представлена, в какой либо конкретной форме, текстах, изображениях, речи, цифровых данных и др. словом всё то, что предназначено для передачи.
Под данными понимают, какие либо сведения, представленные в знаковой системе и на определённых носителях, с целью обеспечения возможности их хранения, передачи, приема и обработки. Информация обладает определёнными свойствами, в частности, достоверностью, ценностью, актуальностью, полнотой, доступностью и др. Характеристиками информации являются форма представления и содержание. Именно содержание информации определяет для чего и как она предназначена и как будет использована. Основными формами представления информации считают:
-текстовую информацию;
-символьную информацию;
-графическую информацию.
Разная информация по-разному воспринимается органами чувств человека. В зависимости от этого информация бывает визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная. Информация может быть массовой и специальной. Массовая информация предназначена всем членам общества. Специальная информация предназначена специалистам в разных областях науки. Данный вид информации подразделяется на техническую, научную, производственную и эстетическую. При этом в каждом виде специальной информации выделяются её подвиды. Если, к примеру, речь идёт об области какой либо науки, здесь выделяют следующую информацию: математическую, физическую, биологическую, лингвистическую и др. Под лингвистической информацией понимают определённым образом связанных множество сведений и понятий о языке и правилах его функционирования, отражённых в нашем сознании и влияющих на речевое поведение субъекта [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Законодательные и нормативные акты и документы:
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 08.04.2015 г. № 1/15 [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (дата обращения 26.10.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/(дата обращения 26.10.2022).
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 134 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
3. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
4. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
5. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
6. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
7. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов [текст] / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 206 с.
8. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
9. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
10. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
11. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
12. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие [текст] / Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. — 4-е изд. стереотип. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 272 с.
13. Фирсова, Т. Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
Источники из Интернет:
1. Апальков, В. Г. Формирование смыслового чтения. Международный и отечественный опыт (на примере обучения иностранному языку) [электронный ресурс] // Статистика и экономика. — 2014. — № 6 (2). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16824462 (дата обращения 26.10.2022).
2. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 26.10.2022).
3. Василишин, Н. ИНСЕРТ на уроках в школе: что представляет собой прием и как его использовать [электронный ресурс] // Педагогика. — Режим доступа: https://paidagogos.com/insert-na-urokah-v-shkole-chto-predstavlyaet-soboy-priyom-i-kak-ego-ispolzovat.html (дата обращения 26.10.2022).
4. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 26.10.2022).
5. Исакова, Е. С. Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка [электронный ресурс] // Электронный научный архив УрФУ. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/53951/1/isakova-978-5-87818-537-0_2017.pdf (дата обращения 26.10.2022).
6. Куликова, Е. Н. Кластер как прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо [электронный ресурс] // МУЛЬТИУРОК. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/klastier-kak-priiom-tiekhnologhii-razvitiia-kritic.html (дата обращения 26.10.2022).
7. Методическое пособие. Развитие метапредметного результата смыслового чтения [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kem-school54.ucoz.ru/Posobie_smyslovoe_chtenye.pdf (дата обращения 26.10.2022).
8. Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на уроках разных предметов. Стратегии текстовой деятельности [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://maoug1.ru/DswMedia/strategiitekstovoydeyatel-nostirepka.pdf (дата обращения 26.10.2022).
9. Сафиуллина, Г. К. Сборник текстов для проверки осознанного чтения в начальных классах [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-tekstov-dlya-proverki-osoznannogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3405479.html (дата обращения 26.10.2022).
10. Статья. Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/statyaformirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-3196451.html (дата обращения 26.10.2022).
11. Формирование навыка смыслового чтения. Сборник приемов и техник [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html (дата обращения 26.10.2022).