Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития математических представлений у детей дошкольного возраста в ходе экспериментирования 7
1.1 Особенности развития математических представлений в дошкольном возрасте 7
1.2 Анализ психолого–педагогической литературы по проблеме использования инфографики в ДОО 14
Глава 2 Методические основы математического развития детей дошкольного возраста средствами инфографики 21
2.1 Методика определения уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста 21
2.2 План мероприятий по развития математических представлений у детей дошкольного возраста средствами инфографики 26
2.3 Результаты контрольного этапа 40
Заключение 44
Список литературы 47
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и становления личности, это основной этап развития познавательной деятельности ребенка, в основном подразумевающий поиск знаний, получение знаний самостоятельно или совместно со взрослым, под его тактическим руководством.
Методическое обеспечение дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО включает в себя учебную и программную документацию, учебники, программы и планы, образовательные публикации, информационно-аналитические материалы и т. д. Это должно соответствовать всем требованиям безопасности, целям и запланированным результатам. Именно качество методической поддержки во многом определяет качество реализации образовательного процесса [28].
Детская память избирательна, дошкольники легко усваивают интересующие их вещи, удивляются, радуются. Поэтому математическое образование должно заинтересовать ребенка.
У дошкольника удивительная активность в познании других, а интерес к математике появляется довольно рано. Постепенно развиваются представления об объектах, их назначении и свойствах, размере и количестве, форме и составе, действиях, которые могут быть произведены с объектами: уменьшение, увеличение, деление.
Степень изученности темы. Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В. Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр-развлечений для детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
Анализ научных публикаций показал, что среди методов и приемов развития математических представлений в дошкольном возрасте отмечается инфографика. Цель инфографики - улучшить процесс восприятия информации, объяснить сложную информацию простыми изображениями, символами и передать данные кратким и необычным способом.
Принципы создания инфографики: наглядность, актуальность, лаконичность, образность, последовательность и, конечно же, эстетика.
Наиболее востребованной техникой инфографики в детском саду является мнемоническая, которая способствует быстрому запоминанию информации и ее воспроизведению посредством формирования ассоциаций.
Учитывая психолого-педагогические особенности мышления детей дошкольного возраста, средства инфографики рассматриваются как эффективный инструмент развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Рассмотрев теоретический и практический опыт математического обучения дошкольников нами были выявлены ряд противоречий:
- необходимость развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в контексте обновленных ФГОС;
- недостаточностью визуализации при обучении детей математическим представлениям.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности инфографики в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе модернизации дошкольного образования и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Формирование математических представлений средствами инфографики у старших дошкольников».
Цель исследования – теоретически обосновать развитие математических представлений у детей дошкольного возраста средствами инфографики.
Объект исследования – развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – инфографика как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработан перспективный план работы по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредство инфографики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать особенности развития математических представлений в дошкольном возрасте;
2. Охарактеризовать понятие «инфографика»;
3. Описать методики определения уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста;
4. Разработать план мероприятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста средствами инфографики.
Теоретической основой явились:
- Концепция развития математического образования в РФ (2013 г
- положения о математическом образовании дошкольников (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Р.Ф. Соболевский и др.);
- положение Л.А. Венгера о формировании сенсорных процессов и эталонов.
Методы исследования:
- общенаучные: синтез и анализ научно-популярной, методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, ее обобщение в виде глав и параграфов работы;
- частнонаучные: тестирование, наблюдение, качественная и количественная обработка результатов, педагогическое проектирование.
База исследования:
Новизна исследования обоснованы потенциальные возможности использования инфографики в формировании у детей 5-6 лет математических представлений; определены показатели и уровни формирования у детей 5-6 лет математических представлений.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней формирования у детей 5-6 лет математических представлений
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть полезны воспитателям при работе в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. Беженова. – М.: Эксмо, 2005. – 63 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики [Текст] : Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400 с.
3. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая // Серия «Библиотека учителя» – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.
4. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание, 2008. – №11. – С. 14-23.
5. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства [Текст]: Методология проектирования. Автореферат / Л.В. Воронина. - Екатеринбург, 2011.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] : книга для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
7. Высоцкая П.А. Использование инфоргафики в преподавании математики [Текст] / П.А. Высоцкая // Армия и общество. - 2015. - №2 (45). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-inforgafiki-v-prepodavanii-matematiki (дата обращения: 27.10.2022).
8. Галкина, Л.Н. Формы работы по математике с детьми дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса [Текст] / Л.Н. Галкина // Материалы XI Международной научно–практической конференции. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – С. 75-86
9. Данилова, В. В. Методика формирования математических представлений [Текст] / В. В Данилова, Л. И. Павлова. – М., 1996.
10. Данилова, В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 2010. – 450 с.
11. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 175 с.
12. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Изотова // Молодой учёный. – 2017. – №3. – С. 551-555.
13. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. – М. : Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с.
14. Колесникова, Е.В. Обучение решению арифметических задач: методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками [Текст] / Е.В. Колесников. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2016. – 64 с.
15. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М. : 1994.
16. Короткова, Н. А. Предметно – пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей [Текст] / Н. А Короткова. – М. : Линка – Пресс, 2010. – 197с.
17. Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Детство – Пресс, 2008 – 384 с.
18. Михайлова, З. А. Логико – математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А Михайлова, М. : Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
19. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, Столяр А.А. и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 166 с.
20. Морозова, И. А. Развитие элементарных математических представлений [Текст] : Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет / И. А. Морозова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.
21. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков. – М. : Просвещение, 1977.
22. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / В. Позднякова // Дошкольное воспитание, 1996. – № 1,2. – 20с.
23. Садчикова, H.JI. Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Л. Садчикова. – Самара : МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара, 2015.
24. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика : педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]/ Е. О. Смирнова. - М. : Юрайт, 2020. - 122 с.
25. Смоленцева, А.А. Математика до школы [Текст] : Пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. – СПб.,1998. – 191с.
26. Соловьева, Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах [Текст] / Т.В. Соловьева // научно-теоретический прикладной журнал НГУ им. Ярослава Мудрого «Вестник НовГУ». - 2010. - № 57. - С. 76 – 79.
27. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день : Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярословль : Академия развития, 2007.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Электронный ресурс. - URL.: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (ата обращения 29.10.2022).
29. Фролова, М.А. Инфографика: новое или хорошо забытое старое?» [Текст] / М.А. Фролова // Молодой ученый. - 2014. - № 13. - С. 10 – 13.
30. Хасанова, Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры [Текст] / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497с.
31. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. – М. : «Академия», 2004. – 272с.
32. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. – 392 с.