Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1.Формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении окружающего мира
Интегрированный курс «Окружающий мир» отличается от других направлений тем, что соединяет природоведение, обществознание и исторические знания, что позволяет ребенку осознать целостность окружающего мира, изучить основные принципы экологической грамотности и простые законы нравственного поведения.
Во всех учебно-методических комплектах (УМК) основные содержательные направления предмета «Окружающий мир», которые определены ФГОС НОО, представлены двумя блоками: блок «Человек и природа»; Блок «Человек и общество»; также, по мере исследования вышеуказанных блоков происходит утечка содержимого блока "Правила безопасного проживания"[13]
Условия результатов исследования окружающего мира включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, когнитивных и регулятивных.
Большие возможности для развития УУД прописаны в учебниках, непосредственно в заданиях. Приведем примеры заданий из комплекса авторской программы по окружающему миру «Перспектива Начальная школа», авторами которой являются: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимов. Основной целью заданий, входящих в данный образовательный комплекс, является формирование предметных, личностных и метапредметных (общечеловеческих) способов действия по основной содержательной линии «Человек и природа». [13]
Рассмотрим задачи, которые направлены на нахождение различий изучаемых предметов и явлений живой и неживой природы, выполнение их простейшей классификации изучаемых объектов природы на основе их существенных признаков и составление таблиц.
При изучении темы «Растения и животные» педагог может предложить детям следующую задачу: «Растение живет, дышит, питается, размножается. Животное живет, дышит, питается и размножается. Подскажите, пожалуйста, в чем сходство и различие живых организмов? Кто может ответить на этот вопрос? (1 класс).
При изучении темы «За грибами» педагог предлагает учащимся выполнить следующее задание: «Ребята! Посмотрите на картинки в учебниках и придумайте правила сбора грибов. Прочтите совет Маши, героини нашего пособия: «Собирайте только хорошо знакомые вам съедобные, нечервивые молодые грибы. Не трогайте гриб, если вы его еще не видели. Не уничтожайте несъедобные и дегельминтизированные грибы – они тоже приносят пользу. [6]
Работая по теме учебника «Многообразие животного мира», учащимся предлагалось назвать каждое из представленных животных и указать, к какой группе оно принадлежит. Кроме того, дети должны назвать животное, которое, по их мнению, лишнее, не относящееся к данной группе (2 класс). Рассмотрев вышеперечисленные задания, можно сделать вывод, что, используя эти задания на уроках окружающего мира, у детей будет развиваться познавательная учебная деятельность. [11]
Далее приводим примеры заданий из учебника об окружающем мире, которые направлены на то, чтобы ребенок научился рассказывать об изучаемых предметах и явлениях живой и неживой природы на основе изображений или представленного плана, обращать внимание к их основным характеристикам, и суметь выделить новинки.
Третьеклассникам при изучении темы «Учимся читать карту» была предложена пошаговая инструкция, алгоритм работы с обучающей картой: «Найти шкалу глубин и высот в нижней части физической карты России. Далее определите, на какой глубине океаны и моря обозначаются тем или иным цветом. Теперь найдите Северный Ледовитый океан и его самые глубокие места, окрашенные в темно-синий цвет. Определите их глубину.
На примере рассмотренной задачи можно сделать вывод, что она проверяет зрелость регулятивных учебных действий у детей. Постройки, позволяющие легко проводить исследования и эксперименты с использованием лабораторного оборудования и простых измерительных приборов, соблюдать инструкции и правила при проведении опытов, делать выводы на основе полученных результатов, направлены на формирование нормативной учебной деятельности.
Например, тема «Свойства воды»: «По методическим указаниям определите, какая вода течет в вашем доме: прозрачная, мутная или слегка мутная» (3 класс). [11]
Задания, направленные на использование готовых моделей наблюдения (условные знаки, глобус, план, планкарта, карта), объяснение явлений природы, определение признаков и свойств предметов, направлены на разработку Нормативного УУД для младших школьников.
Например, тема «Какая погода?» ": "Рассмотрите символы для ведения журнала наблюдений за погодой. Составьте план со своим партнером, чтобы наблюдать за изменением погоды. Запишите сегодняшнюю погоду, используя условные знаки.
Тема "Свойства полезных ископаемых". План изучения свойств песка и глины (предлагается план изучения) (3 курс).
Работая с учебником об окружающем мире, учащийся может столкнуться с такими задачами, как «составить рассказ...», «описать устно...», «объяснить...» и т.п.
Это означает, что ребенок обязан выполнить такое задание в процессе самостоятельной подготовки (дома или на уроке). Такие задания носят только коммуникативный характер: рассказ всегда кому-то адресован, описание или комментарий также теряет смысл вне ситуации взаимодействия и общения. В любом случае для детей младшего школьного возраста необходимо настоящее социальное опосредование. Поэтому рационально использовать выполнение хотя бы части заданий такого типа детьми в парах или микрогруппах из трех-четырех детей, когда, например, им необходимо принять взвешенное решение или составить общее описание. Такой прием привносит в подобные упражнения полноценный психологический характер деятельности школьников, снимает для них тяжелое напряжение потребности «рассказать себе». [7]
Групповая работа учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие педагога с группой детей, работающих коллективно, является первой формой учебного сотрудничества на уроке и, таким образом, оказывается одним из наиболее эффективных методов развития УУД. Групповая работа предполагает необходимую самостоятельность и активность учащихся, создает условия для формирования социальных навыков ребенка в процессе коллективной работы. Кроме того, групповая работа формирует у обучающихся все виды учебной деятельности (личностную, регулятивную, познавательную, коммуникативную учебную деятельность).
Таким образом, мы пришли к выводу, что роль педагога заключается в том, что он становится организатором развития ребенка, который осознает и понимает, как применять задания и использовать урок для формирования нормативной учебной деятельности, познавательной и коммуникативной.
Рассмотрим каждый из видов УУД: [14]
1. Первый тип УУД состоит из нормативной учебной деятельности. Задания, используемые для формирования регулятивной учебной деятельности, предоставляют учащемуся возможность управлять познавательной и учебной деятельностью путем прогнозирования цели, планирования, контроля, корректировки своих действий, оценки успешности усвоения полученных знаний, что привлекает внимание учащихся. .
Этап постановки цели включает в себя установление цели обучения на основе того, что известно, и на основе того, что еще предстоит изучить. Учащиеся сами определяют цель и задачи урока. Если дети затрудняются задавать наводящие вопросы, учитель помогает им успешно определить цель и задачи урока.
Большинство учащихся проявляют интерес к этапу планирования. Определение порядка промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана последовательности действий – это умение планировать. Уже в первом классе учащиеся выполняют домашнее задание по планированию работы на уроке. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь, посоветовать, как спланировать пути достижения намеченной цели, что способствует выработке универсальной нормативной учебной деятельности.
Одним из видов регулятивных учебной деятельности является прогнозирование. При изучении нового материала учащиеся проводят прогнозную оценку, затем знакомятся с работой, после чего оценивают свои способности в ее выполнении. Для оценки своих способностей, как вариант, педагог предлагает детям поставить на полях тетради знак «+», если новый материал понятен и справиться с заданием будет легко, «-» стоит ставится, если учащийся не понимает новый материал и не умеет выполнять задание, а знак "?" ставится, если ребенок не уверен, что понял материал и не знает, справится он с заданием или нет. [11]
После того, как учащиеся оценили свои способности, работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+» и на самом деле не ошибся, то он обводит ее кружком, у него соответствующая оценка, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат выполненной работы не соответствует выбранной оценке, значок обводится квадратом, то же самое делается и с другими знаками.
Учащиеся, работающие индивидуально у доски, могут научиться оценивать свой прогресс с помощью алгоритма самооценки.
Вот несколько примеров вопросов, которые можно задать учащимся, выполнившим работу: 1) Что предлагалось сделать в задании? 2) Удалось ли вам выполнить поставленные задачи? 3) На ваш взгляд, были ли в вашей работе ошибки или все было сделано правильно? 4) Вы решили задачу самостоятельно или с чьей-то помощью? 5) Как вы думаете, насколько сложной была задача, которую вы выполняли? 6) Оцените свою работу. 7) Есть ли у ребят дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Перечисленные выше примерные вопросы помогают ребенку развивать самооценку и анализ собственной деятельности на уроке, т. е. развивать мышление. [14]
2. Следующим видом УУД является познавательная учебная деятельность. Федеральный государственный стандарт обучения вводит такое понятие, как учебная ситуация. Учебная ситуация является разграничительной частью урока, включающей в себя комплекс важных условий для получения ограниченных отличительных результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.CD-ROM. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий, обучающихся школы. ФГОС. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2022. - 824 c.
2.Анохина, О. Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О. Е. Анохина // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 53–55. – ISSN 0027-7371.
3.Безгубова, Анастасия Алексеевна. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / А. А. Безгубова ; науч. рук. В. П. Одинцова // Константин Дмитриевич Ушинский и русское национальное образование. Исторические уроки, идеи и современность : материалы XX междунар. пед. чтений, посвящ. великому рус. педагогу К. Д. Ушинскому / Обществ. организация "Пед. о-во России", Межрегион. обществ. об-ние "Алтарь отечества", ГАОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" ; [под общ. ред. М. В. Бабалаевой]. – М., 2016. – С. 22–24. – ISBN 978-5-93134-475-1.
4.Зак, А.З. Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1–4 классах. Методическое руководство (+ CD-ROM) / А.З. Зак. - М.: Интеллект-Центр, 2020. - 849 c.
5. Калинина, Л. В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира / Л. В. Калинина // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 54–58. – ISSN 0027-7371.
6.Комарова, Валентина Ивановна. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе: учеб. -метод. пособие / М-во образования и науки РФ, "Ор. гуманитар. – технол. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО "Оренбург. гос. ун-т"; В. И. Комарова, Е. О. Гребенникова; [науч. ред. Н. А. Каргопольцева]. – Орск: Изд-во Ор. гуманитар. – технол. инта, 2014. – 249 с. : табл. – Прил.: с. 239–249. – Библиогр.: с. 235–238. – ISBN 978-5-8424- 0719-4.
7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2022. - 152 c.
8.Копотева, Г. Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Москва: ИЛ, 2018. - 100 c.
9.Мишакина, Т. Л. Окружающий мир. 2 класс. Формируем универсальные учебные действия на уроках / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. - М.: Ювента, 2019. - 191 c.
10.Мошнина, Р.Ш. Окружающий мир. 1 класс. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. ФГОС / Р.Ш. Мошнина. - М.: Просвещение, 2022. - 553 c. Мошнина, Р.Ш. Окружающий мир. 2 класс.
11.Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. - М.: Учитель, 2017. - 528 c
12.Смирнова, М. С. Как изучать "Окружающий мир" в начальной школе: учеб. пособие / М. С. Смирнова. – М.: Перо, 2016. – 65 с.: ил., табл. – ISBN 978-5-906927-35-4.
13.Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 - 4 класс. Учебник Издание: Академкнига/Учебник Год: 2015
14. Шаталова, О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Методическое пособие. ФГОС / О.А. Шаталова. - М.: Русское слово, 2019. - 461 c
15.Штанова, Л. Е. Реализация различных методов обучения на уроках окружающего мира с использованием информационных технологий / Л. Е. Штанова // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. – 2012. – Т. 3. – С. 348–351. – ISSN 2227-7358