Фрагмент для ознакомления
2
Проблема формирования выразительной стороны речи у дошкольников с общеязыковым недоразвитием является актуальной проблемой на современном этапе развития дошкольного образования и всего общества.
Язык – великий дар природы. Это дает нам много возможностей для интересного, качественного и эмоционального общения друг с другом. Язык объединяет людей в их жизни, помогает понять значение иностранного языка посредством выражения и формирует индивидуальные мнения и убеждения. Выразительная сила языка оказывает людям большую услугу не только в познании мира, но и в самопознании. Б.Д. Эльконин, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова, Г.Р. Шашкина и другие показали, что овладение языком, а также общение посредством языка «производят социальные контакты, которые формируют и обогащают представление ребенка об окружающем мире.
В ходе развития речи он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность его регулировать. Они также отметили, что в современном мире основной контингент компенсаторных групп для детей с речевыми нарушениями составляют дети III степени общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение сформированности каждого из компонентов речи.
Е. И. Тихеева, А. П. Усовой, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. М. Бородич, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и др. показали, что нарушения речи отрицательно сказываются на психическом развитии. Любое нарушение детской речи, в том числе коммуникативно-познавательных функций, влияет на формирование интеллекта ребенка, ведет к нарушению эмоционально-волевой сферы, препятствует развитию связной речи и, что необходимо подчеркнуть, находит свое отражение в подготовке для обучения, затрудняет общение с окружающими, ограничивает формирование идей, понятийных смыслов.
Логоритмический ритм представляет собой комплекс вокально-двигательных и музыкально-вокальных игр и упражнений, основанных на уникальной концепции музыкально-двигательного строя, выполняемых с целью логопедической коррекции и стимуляции двигательной активности. Необходимо подчеркнуть важность музыки при использовании логарифмов. Музыка не только сопровождает движение и речь, но и является ее организующим началом. Музыка может задать определенный ритм перед началом занятия, подготовить вас к глубокому отдыху во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает понять и запомнить слово. Речь и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует центральную нервную систему, улучшает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение и улучшает обмен веществ. Ритм играет важную роль в речи, движении и музыке.
По мнению профессора Волковой Г.А., «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логоритмики. Логоритмический ритм является наиболее эмоциональным звеном логопедической терапии, сочетающим коррекцию речевых нарушений с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Объектом – логоритмика как средство интонационной стороны речи.
Предметом – процесс формирования интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики.
Целью – теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики.
Гипотеза заключается в том, что если в процессе обучения использовать логоритмику процесс формирования выразительной стороны речи будет проходить успешнее.
Задачи работы::
1) Проанализировать понятие интонация, ее компоненты и функции, развитие интонационных средств в онтогенезе
2) Рассмотреть клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
3) Выявить уровня интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
4) Разработать программу по развитию интанационной стороны речи средствами логоритмик
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Теоретические основы исследования:
– теоретические положения о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (Г.В. Тонкова-Ямпольская, Н.И. Жинкин, Н.С. Жукова, И.А. Максаков, О.И. Яровенко, М.И. Лисина, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская);
– теоретические положения по проблеме изучения интонационно- выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова);
– современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова, С.Н. Шаховская);
– теоретические положения о формировании интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи посредством потешек, скороговорок, пословиц, поговорок (А.П. Усова, О.С. Ушакова, Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).
Новизна исследования:
– обоснована возможность формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством логоритмикти;
– определены показатели сформированности интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
– определены теоретические подходы к формированию интонационной
стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием посредством логоритмики;
– обоснованы содержание, формы, методы формирования
интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием посредством логоритмики.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные нами приемы использования логоритмики в ходе организации работы по формированию интонационной выразительности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию интонационной выразительности речи
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 123
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
1.1 Понятие интонация, ее компоненты и функции, развитие интонационных средств в онтогенезе
Интонация речи — это гармоническое сочетание таких ее компонентов, как последовательная изменение во времени высоты основного тона (повышение его и понижение), силы голоса (интенсивности звучания), времени звучания, длительности пауз, а также тембра голоса.
При умелом использовании всех этих компонентов достигается интонационная выраженность речь, его ритмичность, музыкальность.
Известный дореволюционный оратор А. П. Кони говорил: «Надо вообще менять тон. повышать его или снижать в связи со смыслом и значением данной фразы нужно помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи. Речь не должно произноситься одним махом: оно должно быть речью, живым словом».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – Москва: Просвещение, 2011. – 151 с.
2. Артемова, Е.Е. Особенности формирования просодии у дошкольников Е.Е. Артемова; пед. Академия последипломного образования. – Москва, 2015. – 139 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2018. – 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебник для студентов педагогических вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2017. – 224 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертые формы дизартрии / Е. Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2017. – 320 с.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Москва: Советская энциклопедия, 2018. – 606 с.
7. Бабина, Г. В. Коррекционная педагогика единого образовательного пространства / Г. В. Бабина, Р. Э. Идес. // Состояние интонационной стороны речи у младших школьников при дизартрии: Сб. Искусство. / гл. Под ред. И. В. Прищепова. - СПб: Питер, : 2013. - С. 99-105.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. Москва: Просвещение, 2014. - 91 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: ВЛАДОС, 2019. – 287 с.
10. Белянин, В. П. Психолингвистика: учебник / В. П. Белянин; изд. Д. И. Фельдштейн. - Москва: Флинта, 2013. - 232 с.
11. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова ; под ред. В. М. Пронина. – Москва : Русский язык, 1977. – 278 с.
12. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. Для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва : Астрель, 2019. – 384 с.
13 Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – Москва : Астрель, 2015. – 208 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – Москва : Астрель, 2016. – 141 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. Для студ. Деф. Фак. Пед. Вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховской, – Москва : Владос. 2018. – 703 с.
16. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. Пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волкова. – Москва : Просвещение, 1989. – 528 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-Пресс, 2017. – 459 с.
18. Георгиева, М. П. Русская фонетика и интонация : прак. Пособ. Для студен / М. П. Георгиева, М. В. Попова. – Москва : Наука и искусство 1974. – 308 с.
19. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопед. Практике : метод. Пособие / Г. В. Дедюхина. – Москва : Айрис-дидактика, 2016. – 64 с.
20. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) : кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. / Л. Н. Ефименко – Москва : Просвещение, 1985. – 112 с.
21. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин – Москва : Просвещение, 2016. – 185 с.
22. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 279 с.
23. Кондратенко, И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. Ю. Кондратенко. – Москва : Эгмонт, 2012. – 120 с.
24. Лаврова, Е. В. Логопедия : Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2017. – 189 с
25. Мастюкова, Е. М. Дизартрия : книга по логопедии / Е. М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2017. – 254 с.
26. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей : учебнометодическое пособие / О. С. Орлова. – Москва : Астрель, 2015. – 125 c.
27. Орлова, О. С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе / О. С. Орлова, П. А. Эстрова, А. С. Калмыкова // Специальное образование. – 2013. – № 4. – С. 92-104.
28. Парамонова, Л. С. Логопедия для всех / Л. С. Парамонова. – Санкт- Петербург : Просвещение, 2014. – 352 с.
29. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов на Дону : Феникс: 2012. – 448 с.
30. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. – Москва : Наука, 2016. – 53 с.
31. Трубникова, Н. М. Логопедическая технология обследования речи: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. – Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 96 с.
32. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно- методическое пособие / Н. М. Трубникова. – Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2018. – 51 с.
33. Уварова, Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т. Б. Уварова. – Москва : Сфера, 2019. – 64 с
34. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – ; под ред. Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1989. – 223 с.