Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современных условиях значительно увеличивается объем действий, выполняемых в вероятностных и внезапных ситуациях, что требует проявления смекалки, быстроты реакции, умения концентрировать и переключать внимание, пространственной точности и динамики движений. Все эти качества в теории физического воспитания сочетаются с определением координационных способностей - способности человека действовать сразу, быстро и точно, т.е. целесообразнее осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи при изменении условий.
Хорошо развитые координационные навыки считаются важным условием хорошей подготовки детей к жизни и работе. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при возрастающих требованиях к трудовой деятельности.
Координационные способности оказывают большое влияние на ритм и способ овладения спортивными снарядами, а также на их последующую стабилизацию и разнообразное использование в зависимости от ситуации. Они обеспечивают экономное использование энергетических ресурсов детей и влияют на объем их использования. Они помогают детям чувствовать себя уверенно в окружающем мире, наслаждаясь безграничным движением и занятиями, доступными в повседневной жизни.
Поскольку навыки координации играют такую важную роль в жизни человека, они стали предметом изучения нескольких исследователей. Структура двигательных действий отражена в работах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.А. Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревская, В.П. Филин, Н.А. Фомин. и Е. Лях
Применение комплексов упражнений для развития координации движений у школьников на уроках физической культуры изучалось ведущими советскими и российскими учеными: А.А. Ажищенко, Ю.А. Андрианов, В.Г. Арефьев, С.А. Байбурцкая, В.Н. Болобан, В.В. Валынко, С.В. Варданян, М.А. Годик, С.В. Дмитриев А.Г. и другие.
В дисциплинарной программе «Физическая культура» дисциплинарные упражнения включены во все разделы программы физической культуры. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от урока к уроку за счет введения дополнительных заданий, а также усложнения способов выполнения.
Особую роль играют упражнения с предметами. Известный немецкий профессор Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, рук. Он считал, что все, что нужно ребенку для его разностороннего развития, ему дадут мяч, веревка, обруч.
В системе физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, упражнения с предметом, особенно с мячом, также занимают значительное место. Особое место этим упражнениям отводится в работах В. В. Гориневского, Е. А. Аркина. Ребенок во время игры выполняет разнообразные движения с мячом: прицеливание, удары, подбрасывание, подбрасывание, сочетая движения с хлопаньем в ладоши, различные повороты. Эти упражнения развивают моторику рук и глаз, улучшают деятельность коры головного мозга.
Цель исследования. Повышение развития координационных способностей у обучающихся 8 -х классов на урока физической культуры.
Задачи исследования:
1.Изучить возрастные особенности учащихся 8 –х классов
2. Изучить возрастные особенности развития координационных способностей у обучающихся 8 - х классов.
3. Рассмотреть методы и средства развития координационных способностей у обучающихся 8 - х классов.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятия по физической культуре обучающихся 8 х классов.
Предмет исследования: развитие координационных способностей у обучающихся 8 - 9 классов.
Методы исследования:
• теоретический:
а) анализ теоретико-методологических аспектов развития координационных способностей; изучение возрастных особенностей школьников и особенностей упражнений с предметами;
б) синтез для формулирования выводов на теоретическом уровне;
• - эмпирический:
а) тест на определение уровня развития координационных способностей у учащихся средних классов;
б) моделирование для последующего составления серии упражнений с предметами;
в) оценка уровня развития координационных способностей школьников среднего возраста.
Структура работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Анализ понятия «координационные способности»
Прежде чем описать понятие координационных навыков, необходимо упомянуть об их значении в развитии человека.
Как наиболее уважаемый ученый, проф. Л. П. Матвеев, во времена Н. Т. «Грубая сила все больше уступает место совершенно усовершенствованным глобальным возможностям, инерция — динамическому богатству двигательной координации». Уже современные профессии производства и транспорта требуют так или иначе двигательного интеллекта, высокой устойчивости и высокой лабильности функции анализатора. Мы должны думать, что в будущем эти требования еще более возрастут..." [33, с. 13].
Другой советский теоретик в области физического воспитания Г.Н. Сатыров утверждал, что «без овладения комплексом навыков и правильно сформированных двигательных качеств «нельзя научиться владеть собой, своим телом, своими движениями», то есть невозможно выработать целостный навык (или умение) управлять своими движениями». , движения. [38, с. 5]
Третья теорема, объединяющая и обобщающая первые две, была предложена более ста лет назад основоположником и классиком отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. Его важность заключается в том, что формирование указанной интегральной способности является основной задачей и конечной целью общего среднего образования в области физической культуры.
Что такое координационные навыки (CS)? Это понятие широко используется учеными последние 25-30 лет для более конкретной трактовки одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, пособий, монографий и статей до сих пор можно прочитать, что ловкость состоит из двух основных умений: во-первых, умения быстро осваивать новые двигательные действия (умение быстро обучаться) и, во-вторых, умения быть быстро и координировано перестраивает двигательную активность в условиях резкой смены обстановки. Под последней способностью иногда понимают двигательную приспособляемость, которая проявляется в относительно стандартных и неожиданных, быстро меняющихся ситуациях.
Однако эта идея оказалась несовместимой с большим количеством фактов, обнаруженных на практике и полученных экспериментально. Способность к быстрому обучению, известная с 1920-х годов, на деле оказалась весьма специфичной. Иными словами, оказалось, что человек, осваивающий одни движения быстрее других (например, акробатику или гимнастику), в других случаях (например, при освоении технико-тактических и спортивных действий) может принадлежать к последним.. [38, с. 32].
С 1930-х годов ученые утверждали, что ограничивать ловкость несколькими навыками неуместно. В результате в настоящее время насчитывается от 2-3 родовых до 5-7 (по другим данным до 11-20 и более) особых и особо выраженных КС, таких как:
- координация деятельности больших групп мышц всего тела;
- общий баланс;
- равновесие с визуальным контролем и без него;
- баланс по теме;
- объекты баланса;
- темпы перестройки двигательной активности.
Координация также включает пространственную ориентацию, моторику, способность различать, воспроизводить, измерять и оценивать
пространственные, силовые и временные параметры движений, ритмичность, устойчивость равновесия, возможность произвольного расслабления мышц и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1 Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2010. 463 с.
2 Баршай В.М. Гимнастика. М.: Кнорус, 2013. 312 с.
3 Большаков Д.А. Координационные способности: [Электронный ре-сурс]. URL: https://studopedia.ru/8_195427_koordinatsionnie-sposobnosti.html (да¬та обращения 10.03.2020)
4 Борисова Н.Ю. Развитие координации у детей младшего школьного возраста: [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-kordinaci-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения 20.01.2020).
5 Гимнастика / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Акаде¬мия. 2001. 448 с.
6 Двейрина О.А. Координационные способности: определения понятия, классификация форм проявления: [Электронный ресурс]. URL: https:// koordinatsionnye-sposobnosti (дата обращения 28.10.2022).
7 Дудина М.М. Общеразвивающие упражнения с мячом: [Электронный ресурс]. URL: http://allrefrs.ru/4-44725.html (дата обращения 27.10.2022).
8 Иванова М.С. Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников: [Электронный ресурс]. URL: http://pandia. ru/text/78/453/39099.php (дата обращения 26.10.2022).
9 Леонов С.В. Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников: [Электронный ресурс]. URL: https:// profhelp.net/1573853/ (дата обращения 29.10.2022).
10 Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. 2016. №2. С. 2-9.
11 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. М.: АСТ, 2000. 79 с.
12 Марченко Е.А. Развитие координации и ее влияние на обучение спор¬тивным техническим элементам: [Электронный ресурс]. URL: http://www. doka-ball.ru/trenirovki-razvitie-koordinatsii-i-ee-vliyanie (дата обраще¬ние 24.10.2012)
13 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2012. 232 с.
14 Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 2011. 224 с.
15 Методикафизической культуры / Авт.- сост. М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Академия, 2012. 448 с.
16 Назаров В.П. и Лях В.П. Методы развития координационных способ¬ностей: [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/658030/turizm/ metodika_razvitiya_koordinatsionny (дата об¬ращения 29.10.2022).
17 Петров П.К. Методика преподаванияфизической культуры в школе. М.: Владос, 2010. 448 с
18 Скорченко Н.В. Развитие координационных способностей у учащихся начальной школы: [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/ fizkultura/prochee/razvitiie-koordinatsionyykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov (дата обращения 25.10.2022).
19 Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2011. 574 с.
20 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, техноло¬гии. М.: Академия, 2010. 582 с.
21 Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: М.: Ака¬демия, 2010. 230 с.
22 Теория и методикафизической культуры / Под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайки¬ной. М.: Академия, 2012. 496 с.
23 Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курашина. М.: Советский спорт, 2014. 464 с.
24 Терехина Р.Н., Крючек Е.С. Люйк Л.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика. М.: Академия, 2012. 273 с.
25 Тишина Н.В. Особенности координационных способностей у учащих¬ся младшего школьного возраста на уроках физической культуры: [Электрон¬ный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library (дата обра¬щения 28.10.2022).
26 Уманец Т.Ф. Упражнения с мячами для развития координационных способностей: [Электронный ресурс]. URL: https://doc4web.ru/fizkultura/ uprazh-neniya-s-myachami-dlya-razvitiya-koordinacionnih-sposobnos.html (дата обраще-ния 25.10.2022).
27 Физические упражнения на координацию движений: [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/255049/fizicheskie-uprajneniya-na-koordinatsiyu-dvijeniy (дата обращения 25.10.2022).
28 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспи¬тания и спорта. М.: Академия, 2013. 480 с.
29 Цымпилов Д.Р. Упражнения с малыми мячами для положительной динамики развития координационных способностей у детей младшего школь¬ного возраста: [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodi-cheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/fizicheskoe-vospitanie (дата обращения 05.02. 2020).
30 Шивринская С.Е. Упражнения с мячом как средство физической под¬готовки детей младшего школьного возраста: [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00682789_0.html (дата обращения 26.10.2022).