Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня перед образованием стоит задача воспитать не только творческую и всесторонне развитую личность, но и личность, ориентированную в постоянно меняющейся действительности, готовую к освоению принципиально новых направлений и видов деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной деятельности личности.
Формирование познавательной деятельности школьников - является актуальной проблемой на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, которое определяет то направление, в котором следует совершенствовать учебно воспитательный процесс. Задача, стоящая перед педагогами, состоит в том, чтобы найти пути развития познавательной активности у младших школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность.
Такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др. – изучали проблему развития познавательной деятельности. Они считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности Познавательная деятельность есть единица чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность - одна из основных форм деятельности ребенка, которая стимулирует обучение, основанное на познавательном интересе. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников является неотъемлемой частью совершенствования методики обучения.
Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста, поскольку от степени ее решения в данный возрастной период зависит эффективность подготовки к следующим ступеням обучения
Познавательная деятельность развивается из потребности в новых знаниях, присущей каждому человеку от рождения. В то же время у младших школьников эта деятельность может сильно варьироваться в зависимости от оценки успеваемости взрослыми, в первую очередь учителем.
Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе вообще, в начальных классах в частности неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском методов, форм и наиболее эффективных приемов работы с ученики. Актуальной задачей в современных условиях является осуществление максимальной познавательной активности в образовательном процессе.
Решение сложнейших задач обучения и воспитания в школе в целом, и в классе в частности, будет успешным, если неразрывно связать проблему интенсификации педагогического процесса поиском методов, наиболее эффективных форм и методов работы с ученики. Актуальной задачей в современных условиях является осуществление максимальной познавательной активности в образовательном процессе.
Объект исследования: познавательная интерес старших дошкольников
Предмет исследования: развития познавательного интереса старших дошкольников
Цель: Изучить особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по развитию познавательного интереса
2. Провести эмпирическое исследование по развитию уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников.
3. Подобрать игры и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса старших дошкольников
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у старших дошкольников будет происходить более эффективно при условии, если:
1) будут учтены возрастные особенности старших дошкольников;
2) будут использоваться специально разработанные игровые занятия на основе дидактических игр
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации данных о влиянии творчества на развитие познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость: разработка методических рекомендаций по развитию познавательной деятельности
Методологическая основа: теория личности, теория деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды ученых Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме); практический - (эмпирическое исследование, методика «Познавательная деятельность младшего школьника», Тест «Логические закономерности»).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие познавательная деятельность в психолого-педагогической литературе
Задачи современного образования заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение учащимися требований образовательных программ, но и опережать их в своем развитии. Особое значение в начальных классах имеет работа по развитию детей, являющаяся осн
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: моногр. / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2017. - 336 c.
2.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. - С.216.
3.Вахрушева, Людмила Николаевна Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. Методическое пособие / Вахрушева Людмила Николаевна. - М.: Сфера, 2021. - 120 c.
4.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986. - 228 с.
5.Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение. - М.: Академия развития, 2021. - 377 c.
6.Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
7.Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание. - 2008.- № 10. - С.22.
8.Гришечкина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2018. - 192 c.
9..Гаврина С.Е Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, дрю. - М.: Академия развития, 2019. - 279 c.
10.Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 421
11.Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2009. - С.32.
12.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982. - № 4.- С.18-35
13.Спиренкова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования / Н. Г. Спиренкова, М. С. Засурцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. – № 5. – С. 11–17. – ISSN 2223-7003.
14.Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2011. - №1.- 143 с.
15.Черкашина, Т. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашина. - М.: Учитель, 2017. - 602 c.
16.Четверткова, Е. Г. Приключения Буратино в Бумажной стране: Познавательное занятие для детей 5–6 лет / Е. Г. Четверткова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 11. – С. 36–47. – ISSN 2220-1459.