Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу необходима творческая личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, саморазвиваться, самообразовываться, максимально расширить границы собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно.
К сожалению, в школе обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению того, что даёт учитель и предлагают учебные пособия. В результате дети постепенно теряют способность к творчеству. Следовательно, задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и постараться развить творческие способности каждого ребёнка, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, решением сложных проблемных ситуаций.
Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных творческих форм, способов и приемов обучения, способствующих развитию творческой активности школьников.
Среди разнообразных средств развития творческой активности школьников особое место занимают уроки литературного чтения и литературы. Литература один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, он способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках литературного чтения и литературы различных творческих заданий. Все вышесказанное обусловило выбор темы данной работы: «Система творческих заданий при изучении литературного произведения».
Объект исследования– процесс изучения литературного произведения.
Предмет исследования– творческие задания, используемые при изучении литературного произведения.
Цель исследования– теоретически обосновать систему творческих заданий при изучении литературного произведения.
Цель, объект, предмет обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Выявить психолого-педагогическую сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие задания»;
3. Определить роль творческих заданий в изучении литературного произведения, сформулировать цели и задачи;
4. Систематизировать творческие задания, применяемые при изучении литературного произведения».
В исследовании используются теоретические методы исследования, используемые при изучении современных проблем методик изучения литературного произведения:
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метода педагогического проектирования.
Обоснование данного исследования можно найти в трудах таких психологов и педагогов, как: Л.С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, М.А. Холодная, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукина, В. Н. Дружинин, И. Ф. Харламов М.Е. Богоявленская и других.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что предложенная система заданий может быть использована учителями на уроках литературного чтения и литературы.
Курсовое исследование состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие задания»
Мнения ученых о том, что та
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Астафьева Е.А, Герус В.Л., Вахнина И.Ю.. Развитие творческих способностей младших школьников//Молодой ученый.-2017. Педагогика сегодня: проблемы и решения. Часть II.- с.79.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : СПГУТД, 2019. – 268 с.
3. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы, Москва: Академ-А, 2002. - 131 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – М. : Центр гуманитар. лит. «РОН» : Секачев, 2010. – 52 с.
6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Москва: Педагогический поиск, 2004. - 144 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. –Минск : Современное слово, 2002. – 479 с.
8. Детское Телевидение «Юная Планета». – URL: https://www.youtube.com/channel/UCrxpV_wZiBtEUiOrfgAmsTw (дата обращения: 01.11.2022).
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 368 с.
10. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2012. – 345 с.
11. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 170 с.
12. Кирсанова, М. А., Буктрейлер как жанр массовой медиакоммуникации / М. А. Кирсанова // Новые тенденции лингводидактики: слово молодым ученым : сборник статей магистрантов, аспирантов и соискателей кафедры французского языка и лингводидактики института иностранных языков МГПУ / редколлегия: Е. Г. Тарева, Л. Г. Викулова, И. В. Макарова. – Москва, 2019. – С. 43-46.
13. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников / Е.А. Корсунский. – Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – 90 с.
14. Кубасова, О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения / О.В. Кубасова // Начальная школа. – 1991. - №9. – С.14-16.
15. Мартынюк А.Я.- Диалог культур. Теория и практика преподавания, 2018 - elibrary.ru
16. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М. : Знание, 2012. – 155 с.
17. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 87-94.
18. Санжаева, Х.Т. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста / Х.Т. Санжаев // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2013. – №5. – С. 25-28.
19. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей : книга для учителей и воспитателей. М. Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 2001. – 144 с. 79
20. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 240 с.
21. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1985. – №5 – С. 38-46.
22. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников. Москва: Просвещение, 2002. - 130 с.
23. Черникова, Е. В. Новые технологии формирования творческих медиакомпетенций у школьников (на примере флешмобов Детского Телевидения «Юная Планета») / Е. В. Черникова. – URL: http://sdoinfo. tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/25112020_zhurnalistika/2/ Chernikova.pdf (дата обращения: 20.04.2022). – Текст : электронный.
24.Шариков, А. В. Детское телевидение. Взгляд социолога / А. В. Шариков, В. П. Чудинова // Дети и культура / отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. – М. : КомКнига, 2007. – С. 58-85.
25. Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants / M. Prensky. – Text : electronic // On the Horizon. – 2001. – URL: https://marcprensky.com/ writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20- %20Part1.pdf (mode of access: 12.07.2022).
26. Яцкова, О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века / О.Ю. Яцкова // Теория и практика образования в современном мире. – 2012. - №2 – С. 73-76.