Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают люди, которые общаются друг с другом, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными коммуникативными навыками, чтобы научиться понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе общения. Поступая в школу, ребенок приходит со своим набором коммуникативных навыков, и их не всегда бывает достаточно, чтобы успешно влиться в коллектив сверстников и начать с ними взаимодействовать.
Происходят постоянные изменения в запросах общества, что расширяет возможности общения и повышает значимость коммуникативных навыков в условиях школьного обучения. Растет потребность в использовании в образовательном процессе различных форм обучения, которые помогают учащимся развивать умение работать вместе: сотрудничать, обмениваться идеями, принимать критику и понимать, что может быть несколько путей решения возникших проблем. возник.
Ситуация современного школьного образования требует от школьников быстрого решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничество, взаимодействие с преподавателями и одноклассниками в процессе освоения изучаемого материала.
ФГОС ориентируется на формирование личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на уровне общего начального образования является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях с учетом позиции других, умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из них. конфликтных ситуаций, умение слушать и вести диалог.
В связи с тем, что навыки межличностного общения недостаточно развиты в младшем школьном возрасте, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замыкаться в себе, чувствовать себя одиноким или использовать неудачные средства для построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно появляются трудности в общении по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в дальнейшем будут проявляться у ребенка в виде агрессии, негативизма, непослушания, неуверенности в себе и сниженной самооценки. Младшие школьники будут недовольны своим положением в коллективе, что также может внести отрицательный вклад в нравственное развитие личности.
Благоприятные межличностные отношения как внутри классного коллектива, так и вне стен школы, положительно сказываются на психическом состоянии ребенка, его интересе познавательном, успеваемости в школе и стремлении к контакту с окружающими.
Общение между детьми во многом определяется педагогом через организацию воспитательного процесса. Образовательная деятельность способствует созданию и сплочению коллектива с общими целями и интересами. Процесс включения студента в систему коллективных отношений сложен и неоднозначен. Младшие школьники отличаются друг от друга своими интересами, взглядами, навыками и способностями. Поэтому каждый из них по-разному входит в систему коллективных отношений.
Д.Б. Эльконни, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, И.П. Подласо, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, С. Д. Полякова, В.А. Сухомлинский, К.П. Зайцева, Э.И. Аюпова, О.А. Веселковая, Г.А. Ковалева, И.А. Королева, Г.А. Цукерман, Ж. Пиаже занимались изучением проблемы развития коммуникативных умений школьников.
Процессом формирования умений межличностного общения занимаются педагоги как на уроках, так и во внеурочных занятиях. Но не смотря на этот факт недостаточно внимания уделяется исследователями на внеурочную деятельность, на изучение методов, средств формирования коммуникативных умений школьников в процессе этой деятельности. У деляется не достаточно внимания на применение практико – ориентированных способов построения межличностных отношений. У детей развитие коммуникативных навыков проходит в пределах возрастных особенностей школьников и их познавательной сферы. Основная роль их развития приходиться на младший школьный возраст. Это является актуальным вопросом на данное время.
Актуальность проблемы привела к противоречию: между необходимостью развития коммуникативных умений у обучающихся и недостаточным использованием возможностей групповой работы во внеурочной деятельности.
Цель исследования: сформировать представления о коммуникативных умений как средстве социализации личности школьника.
Объект: процесс развития коммуникативных умений у школьников
Предмет: коммуникативные умения как средство социализации личности школьника.
Задачи:
1. Сформировать понятие «коммуникативные навыки»
2. Изучить методы и формы развития коммуникативных навыков школьников во внеурочной деятельности;
3. Эмпирическое исследование уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников;
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме;
- Эмпирические методы: методика Ж. Пиаже «Левая и правая стороны»: методика Г.А. Цукерман «Рукавички», беседа, наблюдение;
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Формирование коммуникативных умений как социально-педагогическая проблема
Современная педагогика ориентируется на гуманность процесса воспитания и обучения, в числе актуальных вопросов ведущее место занимает создание оптимальных условий при развитии личности каждого ребёнка, а также их личностного самоопределения. В последнее десятилетие процесс самоопределения и личностного развития у школьников, особенно начального звена, затруднено.
Это происходит в связи с незрелостью их эмоционально-волевой сферы, проблемами семейного воспитания, а также на фоне задержки в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации,
Сложившаяся ситуация в современном школьном образовании вынуждает ребенка к активному решению стоящих перед ним сложных коммуникативных задач, таких как: организации делового общения, по поводу изучаемого материала между учащимися друг, а также между педагогом и учащимися. Для этого важен процесс развития у детей высоких форм общения со взрослыми и сверстниками, что будет предпосылкой формирования нового типа отношений между педагогом и учеником и между школьниками. [7, с.127]
Актуальной проблемой в современном обществе становиться развитие коммуникативных умений. Развитие научных технологий привело к увеличению потребности общества в людях, способных ставить и решать проблемы, связанные не только с настоящим, но и с будущим.
Исходя из вышесказанного необходимо дать определения базовым понятиям: «коммуникативные умения», «общение», «коммуникация». [9, с.254]
Некоторые авторы объединяют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и получения информации, сознательного и неосознанного общения».
Однако большинство ученых, изучающих межличностные отношения, различают понятия «коммуникация» и «общение».
Психологический словарь определяет понятие «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Отсюда следует, что партнеры сообщают друг другу определенное количество новой информации и достаточная мотивация, необходимое условие осуществления акта общения. М.С. Каган понимает общение как информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает информацию (знания, идеи, коммерческие сообщения, фактические сведения, инструкции и т. д.), которую реципиент должен принять, понять, правильно усвоить и действовать соответственно. В общении информация циркулирует между партнерами, так как оба одинаково активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения состояние одного партнера меняется на состояние другого. [18, с.73]
И. А. Зимняя при изучении этого феномена, предложила использовать системный коммуникативно-информационный подход, который позволит определить условия, критерии, а также пути повышения эффективности общения в зависимости от специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации на канал связи. [15, с.132]
С точки зрения деятельностного подхода общение — это сложный и многогранный процесс проводимый для установления и развития контактов между людьми, исходящий из потребности в совместной деятельности с включением элементов обмена информацией, выработкой общей стратегии восприятие, взаимодействия и понимания других людей. [15, с.132]
Потребность в общении является одной из важных в жизни любого человека. Вступая во взаимоотношения с окружающим миром, мы предоставляем информацию о себе, а в ответ получаем интересующую нас информацию, анализируем ее и на основе этого анализа планируем свою деятельность в обществе. На сколько будет эффективна эта деятельности зависит от полученной информации, её качества, в свою очередь это будет опираться на наличие и коммуникативного опыта субъектов, вступающих в отношения. Чем раньше освоен этот опыт, чем богаче арсенал средств общения, тем успешнее осуществляется взаимодействие. Поэтому самореализация и самоактуализация личности в обществе напрямую зависит от уровня сформированности его коммуникативной культуры.
Начиная с возраста 6 лет дети все больше времени проводят со сверстниками, причем почти всегда одного пола. Уступчивость усиливается, достигая пика в 12 лет. Популярные дети, как правило, хорошо адаптируются, чувствуют себя комфортно со своими сверстниками и, как правило, идут на сотрудничество. [7, с.96]
Общение происходит при помощи основных средств:
1.Язык – это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. Слова и правила, применяемые в данном конкретном языке являются едиными для этого, что позволяет общаться на этом языке. Если один человек произносит «стул», то он уверен, что каждый из его собеседников понимает это слово под таким же понятием— это является объективным социальным значением слова и называется признаком языка. Но для каждого человека это объективное значение слова воспринимается по-разному в связи с этим мы не всегда можем правильно понять друг друга.
2. Интонация - совокупность характеристик предложения, отдельных слов: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики. Интонация вместе с ударением и тоном образует просодическую систему языка, способна придать разное значение одному и тому же предложению.
3. Мимика - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах. [17, с.112]
4.Жесты как средство общения часто передаваемая информация сопровождается мимикой, жестами, прикосновениями.
Расстояние при общении между людьми зависит от степени доверия к собеседнику культурных, национальных традиций.
Процесс коммуникации включает в себя следующие этапы:
Потребность в общении (необходимо сообщить или получить информацию, воздействовать на собеседника и т. д.) побуждает к контакту с другими людьми.
Ориентация на общение, в ситуации общения.
Ориентация в личности собеседника.
Планируйте содержание своего общения: человек представляет (как правило, бессознательно), что он собирается сказать. [12, с.156]
Каждый человека решает неосознанно, лично для себя определённые средства общения, речевые обороты, а также нормы поведения при общении как разговаривать и вести себя при разговоре. Восприятие и оценка реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка способов общения и стиля:
Общение - это сложный процесс при котором происходит взаимодействия между людьми, при котором идёт в обмен информацией, а также в восприятие и понимание между партнёрами. Субъектами общения могут быть только люди или живые существа. Общение свойственно всем живым существам, но только на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным через вербальные и невербальные акты. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, а человек, который ее получает, называется получателем. [7, с.74]
Общение является одним из важнейших факторов формирования характера. Отечественные психологи: Выготский Л.С., Ломов Б.Ф., Лурия А.Р., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Ананьев В.Г., Бодалев А.А., Леонтьева А.Н., в своих работах высказали идеи про поводу того, что важную роль в формировании личности играет общение.
В психолого-педагогической литературе в качестве некоторых разновидностей этого явления используются понятия «виды» и «виды» общения. В то же время у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что типом общения. [27, с.323]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). М., 1978.
2.Артюхова Т. П., Барышников Е. Н., Жукова Н. А., Шавринова Е. Н. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы. - СПб: СПб АППО, 2011. - 108 с.
3.Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c
4.Брудного А.А., Психологическая герменевтика. — М., 2005. — 336 с
5.Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности. - М., 1995. - С. 42
6. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 176 c.
7.Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.92.
8.Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2012. - 144 c.
9.Галакова О. В. Роль внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - №4. - С.177.
10.Гаспарян, Е. Б. Английский язык. Развитие коммуникативной компетенции. Учебное пособие к курсу "Upstream". Уровни А2-В1 / Е.Б. Гаспарян, О.О. Чертовских. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 130 c.
11.Гин, Светлана Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе / Светлана Гин. - М.: Вита-Пресс, 2018. - 524 c.
12.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2017. - 312 c.
13.Дискурс, №12-13, 2005. Коммуникативные стратегии и культуры образования. - М.: РГГУ, 2013. - 256 c.
14.Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М. : Изд-во Московского университета, 2017. – 104 с.
15.Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д., Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Москва 2020.- с. 400
16.Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности / [Текст] / И.Н. Зотова // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» Таганрог: 2016. №13. С.225-227.
17.Педагогическая риторика: учебное пособие / Под ред. д.п.н. Н.А. Ипполитовой. – М., 2001. – 387 с.
18.Каган М. С. К12 Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
19.Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. – 4-е изд. ... М.: Книга, 1986. – 304
20. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога / И.А. Колесникова. – Москва: Академия, 2011. – 329 с
21.Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика / Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2018. - 766 c.
22. Курцева, З.И. Речевой поступок в педагогическом общении / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2010. – 224 с. 15,8 п.л.
23. Курцева, З.И. Совершенствование речевой культуры учителя / Л.В. Костюков, А.А. Кунарёв, З.И. Курцева и др. // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Коллективная монография по материалам научно-методической конференции. – М.: МИОО, 2009. – С. 133-139. 0,5 п.л.
24. Курцева, З.И. Культурное ядро: трансформация в сфере современной коммуникации / З.И. Курцева. //Преподаватель ХХI в. – 2015. –№ 1 – С.171-178.
25. Минеева С.А. Риторика диалога: теоретические основания и модели / С.А. Минеева. – М.: Флинта, 2014. – 184 с.
26.А.П. Назаретян Е.П. Шеболкина. Личность в межкультурной коммуникации. Москва 2019
27.Парыгин Б. Д. социальная психология проблемы методологии, истории и ... Санкт-Петербург 1999
28.Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород [и др.]: Питер, 2012.
29. Сомова Л.А. Коммуникативные основы моделирования уроков литературы: – М., 2010.
30.Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». М.: Детство-Пресс, 2016. 208 с.
31.Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 832 c.
32.Теория и методика воспитательной работы / под ред. Байбородовой Л.В., МельниковаА.Э.- Ярославль, 2016.
33.Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
34.Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и средней школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 128 c.
35.Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
36.Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 488 c.
37. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия / Ю.В. Щербинина. – Изд. 2-е. - Москва: URSS, 2008. – 355 с.
38.Янко, Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т.Е. Янко. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 386 c.