Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа должна воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентно способным на рынке труда. В связи с этим в школьном образовании идет поиск новых методов работы. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать игровые технологии.
Проектный подход предлагает учителям способ развить глубокое мышление, вовлекая сердца и умы маленьких детей. Учителя берут на себя важную руководящую роль в процессе, в то время как дети изучают темы целенаправленно и гибко. Игровые технологии предоставляют множество возможностей для оценки идей маленьких детей, поощрения их творчества, развития их интересов и удовлетворения их потребностей в обучении.
В раннем детстве игровые технологии можно определить как открытые исследования повседневных тем, достойные включения в образовательную программу. Игровые технологии возникают из вопросов, которые дети поднимают и развивают в соответствии со своими особыми интересами. Вместо того, чтобы предлагать немедленные ответы на вопросы, которые задают дети, учителя предлагают опыт, с помощью которого дети могут сами найти ответы, проводя опросы на местах и беседуя с экспертами.
Игровые технологии в значительной мере могут обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
Следует отметить, что игровая технология, осуществляемая на уроках литературы в 5-6 классах, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Считаем, что этот перспективный метод найдет свое достойное место в практике преподавания литературы.
Актуальность проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Игровые технологии на уроках литературы в 5-6 классах».
Объект исследования: игровые технологии.
Предмет исследования: применение игровых технологий на уроках литературы в 5-6 классах.
Цель исследования: проанализировать содержание понятия «игровые технологии» и выявить возможности применения игровых технологий на уроках литературы в 5-6 классах.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть содержание игровых технологий.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Определить возможности применения игровых технологий на уроках литературы в 5-6 классах.
При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава I. Теоретико-методологические основы применения игровых технологий в 5-6 класса
1.1. Сущность и содержание игровых технологий
Использование игр восходит к глубокой древности. Была обнаружена самая древняя настольная игра в Китае – она датируется 3000 годом до нашей эры [8]. Некоторые этнографы убеждены, что причиной столь большого количества игр было образование. Их миссия состояла в том, чтобы воспроизвести нормальные условия жизни человека, поделиться знаниями со следующим поколением и подготовить их к правильному социальному функционированию. Хорошим примером могут служить шахматы, которые использовались 2000 лет назад в качестве стандартной имитационной игры. Его целью было обучить солдат воевать [9].
Использование всевозможных игр при проведении занятий помогает сочетать рациональную и эмоциональную составляющие обучения. Использование игр позволяет, помимо прочего, компенсировать информационную перегрузку, организовать для учащихся действует режим психологической разгрузки, который в конечном итоге способствует лучшему усвоению знаний и коммуникативных навыков. Игры, предъявляющие высокие требования к уровню квалификации преподавателя, позволяют создать оригинальную, непринужденную атмосферу, одновременно указывая пути решения проблем в конкретных ситуациях общения. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского и Ж.Пиаже игра является наиболее эффективной формой обучения культуре изучаемого языка [9, с.25 ].
Основоположник современной педагогики Ян Амос Коменский предложил подходы, которые преподавались игрой. Наибольшую зачетность он предложил имитационным и соревновательным играм [10, с.17]. Некоторые авторы утверждают, что каждая игра – это игра, но не каждая игра – это игра [10, с.17]. Поэтому понимание различий между ними важно. Важнейшими отличительными критериями игры и матча являются счет, правила, конкуренция и иллюзия [11, с.26].
Таким образом, игра представляет собой более высокий уровень игры, основанный на строгом соблюдении правил как минимум двумя учащимися [12, с.29]. Некоторые описания и классификации игр также включены в литературу, но большинство авторов специально используют слово дидактическая игра. В. Окон характеризует игру как режим игры, следующий установленным правилам. В данном случае достижение четко определенного балла является существенным аспектом игры. Он также подчеркивает воспитательные функции игры: поддержание ожиданий, умение играть, умение выигрывать и проигрывать. С другой стороны, образовательная игра – это игра с определенным дидактическим замыслом, средство обучения [12, с.28].
Иного отношения придерживается Ч Купишевич, который, выделяя игровые особенности в дидактической игре, классифицирует их как колодец, определяя следующие виды игр [13, с. 32].
Имитационные игры – цель состоит в том, чтобы изобразить определенный срез истины в упрощенном виде, упростив его интерпретацию или манипулирование;
Ситуационные игры – цель состоит в том, чтобы побудить детей и молодежь решать воображаемые задачи,
Постановочные игры – предполагают повторение событий прошлого или разработку новых планов на эти события.
Более того, по мнению автора учебного пособия, которое называется «Педагогическая психология» Зимней А.Н., игры по виду деятельности можно разделить следующим образом:
1. Физическая (мотивная);
2. Интеллектуальная;
3. Труд;
4. Социальная;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абдрахманова А.М. «Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты» [Электрон.ресурс]: режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii
2. Ахметова Р.Р. «Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях» [Электрон.ресурс]: режим доступа http://www.kazedu.kz/referat/128152
3. Атаманская М.С. Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе взаимных образно-логических связей. – Ростов-на-Дону, 2018. – 24 с. 20.
4. Байборода Л.В. внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Байборода Л.В – М.: Просвящение 2013. – 177с. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 2006. – 254 с. 21.
5. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе, – М.: Педагогика, 2006. – 646 с. 22.
6. Гурьев А.И. Развитие самостоятельности и творческой активности – Челябинск, 2017. – 21 с. 23.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика. 2009. – 240 с
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2018. – 23c.
9. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
10. Иванова Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия. – М.: издательство УЦ «Перспектива», 2013 – 80с.
11. Иванова Н.М. Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях. [Электрон.ресурс]: режим доступаhttp://www.kazedu.kz/referat/128152
12. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2016. - 288с.
13. Кашинская В.И. Статья «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов» [Электрон.ресурс]: режим доступа http://www.metodkopilka.ru/vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_dostizheniya_lichnostnyh_predmetnyh_i_metapredmetnyh-16633.htm
14. Лихачёва Е.А. Внеурочная деятельность: цели, задачи, принципы» [Электрон.ресурс]: Мошнина Р.Ш. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев. режим доступа http://doc4web.ru/pedagogika/vneurochnaya-deyatelnost-celi-zadachi-principi.html8.
15. Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-методическое пособие [Текст] М.П.Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива» 2019. – 104с.
16. Панчешникова Л.М. Методика обучения литературы в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб.заведений и учителей географии Л.М. Панчешникова., И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература 1997.
17. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников [Текст] / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 24-25.
18. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев.
19. Ракинцева В. И. Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы) [Текст] / В. И. Ракинцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 91-93
20. Седых М.П. Модель организации внеурочной деятельности МБОУ «Новогеоргиевская СОШ» в условиях перехода на ФГОС ООО // -2011.-15с.
21. Сухотеплова А.Ф., Хасенов М.М. Новый учебный предмет «Графика и проектирование» в 12-летней школе: возможности и проблемы. Электронный ресурс URL: http://group-global.org/ru/publication/60502-novyy-uchebnyy-predmet
22. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 2 - М.: Апрель Пресс, 1998.-67c.
23. Хлопова Т.П. «Методические рекомендации по организации внеурочных занятий в образовательных учреждениях. Содержательные и организационные особенности их проведения» // 2012. – 12с.
24. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. М., 2009.
25. Шевцова М. В. Развитие интереса к исследовательской деятельности с помощью опытов во внеурочной деятельности в начальной школе [Электрон.ресурс]: режим доступа http://infourok.ru/-34649.html
26. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.-67c.
27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2018.-31c.
28. Юнг К.Г. Психология переноса - М.: Рефл-бук, 1997.-94c.
29. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 239 с.