Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена поиском методов и приемов для улучшения познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочных мероприятиях, углубления содержания преподавания грамматики русского языка и развития идей ученых в области преподавания русского языка.
Теоретической основой данного исследования являются работы В.М. Маркова, Г.А. Николаева, Е.А. Балалыкиной, О.Ф. Жолобова.
Новизна данного исследования заключается в индивидуальном феномене взаимодействия лексических и грамматических факторов в указанном языке с учетом их возможности изучения на русском языке.
Следует обратить особое внимание на особую часть науки об истории русского языка - грамматику и лексикографию (термин В.М. Маркова), которые изучают историю отдельных слов и групп слов со сходными лингвистическими характеристиками.
Обучение грамматическим основам, а также отдельным возможностям семантической интерпретации в области определенных и неопределенных грамматических форм, производится на основе изучения грамматической лексической формы на школьных курсах русского языка.
Требования стандартов нового поколения к формированию познавательной деятельности школьников предполагают разработку мыслительных способностей учащихся, их умение работать со специализированной научной литературой, темами в журналах, словарях и справочниках.
Умение глубоко анализировать реальные материалы необходимо, главным образом, при изучении русской грамматики, особенно морфологии. В российской школьной программе систематическая часть морфологии занимает центральное место. Она изучается с пятого по седьмой класс, включая минимум информации, определенный образовательными стандартами. Расширение, углубление и укрепление знаний учащихся о системе русской грамматики позволит им обратиться к такому явлению, как грамматическая лексикография (термин В.М. Маркова).
Объект исследования: непродуктивные грамматические формы.
Предмет исследования: методы и приёмы изучения непродуктивных грамматических форм в школьном курсе русского языка.
Цель исследования: проанализировать, какие в настоящее время существуют современные методы и приёмы изучения непродуктивных грамматических форм в школьном курсе русского языка за 6 класс. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. раскрыть основные термины и содержание грамматических форм в школьном курсе русского языка;
2. изучить понятие непродуктивных грамматических форм в школьном курсе русского языка;
3. дать общую характеристику методов изучения грамматических форм;
4. привести разработку методических заданий на уроках русского языка на основе современных приемом и методов изучения непродуктивных грамматических форм.
Методы исследования: сравнительный метод, метод анализа.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты грамматических форм. Во второй главе проведен анализ методов и приемов исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Основные термины и содержание грамматических форм в школьном курсе русского языка
Грамматическая лексикография, как особая часть исторической науки о русском языке, изучает историю отдельных слов и групп слов со сходными лингвистическими характеристиками [5, с. 162-187].
Особенность грамматической лексики, отличной от исторической морфологии, заключается в том, что грамматическая история слова тесно связана с его лексической историей. Объектом исследования грамматической лексикологии является вариантная (синонимичная) форма изменяемых слов, первая - именная часть речи: сосед - соседи, ребенок - ребенокдети и т.д., а также противоречие между формой и содержанием слова.
При изучении основных тем русской школьной программы необходима информация о взаимодействии лексических и грамматических факторов в синхронизации и продолжительности. При изучении именных частей речи изучают возможность применения грамматических лексических элементов в школах.
При изучении темы «неодушевленные и неодушевленные существительные» рекомендуется обращать внимание на исключения: куклы, матрешки, смерть и т.д. Грамматическая одушевленность этих слов объясняется особенностями восприятия объектов носителями языка. Понимание объекта может быть разным: такие объекты, как дети, кошки, комары и т.д. рассматриваются как живые; умерший и т.д. как «бывшие живы»; эмбрион, зародыш как «живое будущее» и т.д.
При изучении падежной формы существительных обращают особое внимание на значимую форму в орфографии: форму родительного падежа существительных мужского рода единственного числа с окончаниями -a(я) и-y(ю). По пространственному или объектному значению форма существительных мужского рода с синонимическим суффиксом «-e» и нулевым окончанием [12, с. 142-164].
В книге А.Н.Радищевой «Путешествие из Петербурга в Москву» указывает на другой вид форм:
1. Л-форма множественного числа имеет потенциально негативную оценку, созданную контекстом (храбрые или наглые люди, злодеи), или имеет окраску делового письма (запрещено продавать людей рекрутам);
2. Н-форма множественного числа отражает видение, как творение Бога в человечестве, сама априори имеет высокие священные принципы: «мы послушны, мы миролюбивые граждане, но самое главное - мы люди»; в то же время, в этой форме автор стремится подчеркнуть священную природу человека, контраст между естественным равенством человека и социальной несправедливостью, чтобы усилить новостное влияние произведения.
При изучении полных и неполных форм рекомендуется обращать внимание на избыточные формы множественного числа существительного дерево и его полный вариант .
При изучении названий чисел грамматические исключения представляют в основном научный интерес. Группа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балалыкина, Э. А. К вопросу о грамматической лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплине // Ученые записки КГУ. - 2018. - Т. 1. - 68-76.
2. 14. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.Д. Ващенко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 272 c.
3. Влчек, Й. Русская грамматика / Й. Влчек. - М.: Русский язык, 2017. - 896 с.
4. Гойхман, О.Я. Русский язык и его структура: Учебник / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 304 c.
5. Жолобов, О. Ф. Лексико-семантические и грамматические факторы в истории русского слова / О. Ф. Жолобов. – СПб.: Вита, 2018. - 160 с.
6. Жолобов, О. Ф. Старославянский язык. Лекционный курс: учебное пособие / О. Ф. Жолобов. - Казань: Казан. федер. унт, 2016. - 100 с.
7. Колесов, В. В. Историческая грамматика русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / В. В. Колесов. - СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2021. - 512 с.
8. Корнеева, Т. А. Синтаксис и грамматика // Материалы международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казанского университета. – 2019. - № 2. – С. 15-26.
9. Корнеева, Т. А. Семантико-стилистические закономерности функционирования форм люди и челове-ки в произведениях А. Н. Радищева и А. С. Пушкина // Русская и сопоставительная филология: системно-функциональный аспект. – 2018. - № 2. – С. 57-88.
10. Малычева, Н.В. Современный русский язык и культура речи: Учебник для бакалавров / Н.В. Малычева. - М.: Дашков и К, 2016. - 248 c.
11. Марков, В. М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение / В. М. Марков. - М.: Высшая школа, 2017. - 143 с.
12. Николаев, Г. А. Из грамматической лексикологии русского субстантива // Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. – 2020. - № 3. – С. 117-125.
13. Орлова, Е.В. Русский язык и культура речи для средней школы / Е.В. Орлова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 150 c.
14. Петрякова, А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов / А.Г. Петрякова. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
15. Руденко, А.М. Культура речи и деловое общение / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 464 c.
16. Самойлова, Е.А. Обучение правилам русского языка / Е.А. Самойлова. - М.: Форум, 2021. - 288 c.
17. Самыгин, С.И. Деловое общение. культура речи (для бакалавров) / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. - М.: КноРус, 2016. - 143 c.
18. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. - М.: Прогресс, 2019. - 832 с.
19. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи (спо) / В.Д. Черняк; под ред. Е.В. Сергеева. - М.: КноРус, 2017. - 263 c.
20. Яцук, Н.Д. Обучение словообразованию: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2021. - 92 c.