Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………….………......3
Глава 1: Теоретические основы формирования
самостоятельности школьника в учебном процессе……….…….…5
1.1. Самостоятельность как личностное качество школьника………...5
1.2. Особенности формирования учебной
самостоятельности школьников…………………………………..…….10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
по формированию самостоятельности школьников
в процессе обучения………………………………………………..…..20
2.1. Организация исследования по формированию
самостоятельности школьников в процессе обучения…………..……20
2.2. Анализ результатов исследования по формированию
самостоятельности школьников в процессе обучения………….……22
2.3.Формирование самостоятельности школьников
в процессе обучения……………………………………………………..27
Заключение………...…………………………………………….………33
Список использованных источников………………………….….……34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современный образовательный процесс регламентируется требованиями федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС). В ФГОС указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности школьника, развитие его инициативы и ответственности как условия самоактуализации личности. Школьники всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям, без помощи взрослых.
Самостоятельная учебная деятельность современных школьников является обязательной. Чем старше становятся школьники, тем большее количество времени у них отводится на самостоятельную учебную работу. Далеко не у всех школьников одинаковым образом протекают подобного рода процессы и большую роль в развитии самостоятельности каждого школьника играют учителя и педагоги. Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого школьник должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Проблемами самостоятельной учебной деятельности занимались В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, М. Монтессори и др., что позволило выявить обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов. Актуальность данного исследования определилось противоречием между необходимостью формирования учебной самостоятельности школьников и недостаточностью методических и дидактических материалов по данной тематике. Проблемой исследования стала недостаточная разработанность методических документов, регламентирующих самостоятельную учебную работу школьников.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении эффективности формирования учебной деятельности школьников в образовательном процессе.
Объект исследования - учебная самостоятельная деятельность школьников в образовательном процессе.
Предмет исследования – развитие навыков учебной самостоятельной деятельности школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теорию вопроса – учебная самостоятельность школьников.
2. Изучить особенности формирования учебной самостоятельности школьников.
3. Провести исследование по формированию самостоятельности школьников в процессе обучения.
4. Обобщить результаты работы.
Методы исследования основаны на использовании методологии системного подхода, конкретизированы совокупностью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, группировка и др.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гилева, Н.С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Молодой ученый [Текст] / Н.С. Гилёва. - 2015. - No10. - С. 1128-1139.
2. Голикова, В. В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика [Текст] / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2015. - No 1 (2). С. 136-137.
3. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование [Текст] / Л.В. Жарова // М.: Просвещение. – 1993. - No6. - С. 23-35.
4. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] / Е.И. Изотова // Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - 2-е изд., стер. М.: Академия. - 2009. - 286 с.
5. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2008. - 77 с.
6. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья.- 2009. - No7. - С.96-100.
7. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 31.10.2022).
8. Коноводова, Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 31.10.2022).
9. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин // М. - 2010. - 720 с.
10. Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/ (дата обращения: 31.10.2022).
11. Монтессори, М. Полный курс воспитания [Текст] / М. Монтессори // М.: АСТ. - 2017. - 573 с.
12. Морозова, М. С. Психологическое состояние школьников при переходе из начальной школы в среднее звено [Текст] / М.С. Морозова, В. Д. Абросимова, И. В. Королева // Постулат. Биробиджан. - 2017. - No 6 (20). - С. 20.
13. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч [Текст] /Е.В. Оспенникова // Пермь. - 2003. - 301 с.
14. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Н.Н. Поддьяков // М: ТЦ Сфера. - 2009. - 407 с.
15. Рябцева, Е. В. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики / Е. В. Рябцева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10059/ (дата обращения: 31.10.2022).
16. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: НИИ шк. техн. - 2005. - 224 с.
17. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты [Текст] / сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9 нояб. 2018 г. Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; под общ. ред. Т. И. Когачевской. Могилев: МГОИРО. - 2018. - 567 с.
18. Сущность понятия «Самостоятельная работа» [Информационный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 31.10.2022).
19. Теплов, С. М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» / С. М. Теплов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42352/ (дата обращения: 31.10.2022).
20. Фомичёва, И. Б. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности / И. Б. Фомичёва, Н. Г. Турусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7700/ (дата обращения: 31.10.2022).