Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История дошкольной педагогики говорит о том, что практически все этапы ее развития были связаны с темой сенсорного воспитания. Последнему принадлежит приоритетное место. Так, ребенок сталкивается и видит многообразие форм, красок и других характеристик предметов – это, как правило, игрушки, предметы быта. Ребенку интересны живопись, скульптура, музыка – это естественно для него. Природа, с ее сенсорными характеристиками – многообразием запахов, красок, цветов – также поражает воображение малыша. Каждый ребенок, даже без целенаправленного направления внимания на объекты природы, научается воспринимать эти предметы .
Ведущей формой сенсорного обучения и воспитания дошкольников становится непосредственно образовательная деятельность. Однако деятельность, основанная на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания, важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, предметно-пространственной среде, созданной в ДОО.
Ежегодно все больше детей рождается с нарушениями развития. В связи с этим, появляются современные технологии, которые позволяют оказывать комплексную коррекционную помощь в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с детским церебральным параличом уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, логопедов, психологов, клиницистов.
Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно – двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.
Распространенность данного заболевания, по данным разных авторов, составляет от 15 до более чем 40 на 10000 новорожденных, страдающих такой формой и тяжестью поражения опорно - двигательного аппарата, которые не позволяют этим детям посещать обычные дошкольные учреждения и обучаться в общеобразовательной школе.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Задачи:
- описать особенности развития детей дошкольного возраста с ДЦП;
- рассмотреть основные направления и принципы воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП;
- изучить сущность сенсорного воспитания;
- описать сенсорную комнату как пример сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП;
- изучить тестопластику как инструмент сенсорного развития детей дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – сенсорное воспитание. Предмет исследования – особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Глава 1 Теоретические особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое, серьезное заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом страдают особенно двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. В России детей с ДЦП около 561 тысячи, а в мире, по данным ООН, – более 200 млн. детей .
Анализ психолого-педагогических аспектов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом показал, что у таких воспитанников нарушено активное произвольное внимание; присутствует повышенная истощаемость, повышена инертность и замедленность всех психических процессов .
Следовательно, необходимым условием полноценного развития данного психического процесса является раннее начало коррекционно-педагогического воздействия, направленного на развитие моторики, речи, коммуникативных умений.
По результатам многочисленных исследований, одним из наиболее значимых дефектов двигательной системы детей с ДЦП является недоразвитие артикуляционных навыков.
Именно эти навыки являются важной основой для дальнейшего формирования правильной, красивой, четкой речи ребенка.
Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.
Чтобы человеческая речь была членораздельной, понятной, движения органов речи должны подчиняться принципам закономерности и точности. Движения органов речи должны быть атоматическими, то есть не нужно определенных усилий, чтобы их совершать. Важна и двигательная активность артикуляционных органов.
Двигательная активность артикуляционного аппарата определяется артикуляционной моторикой – совокупностью скоординированных движений органов речевого аппарата.
Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.
У детей с ДЦП из-за ограниченной функции артикуляционного аппарата нарушается развитие фонетической стороны речи, звукопроизношение. У детей отсутствует много звуков или же они произносятся искаженно или заменяется близкими по артикуляции звуками. Вследствие чего речь формируется невнятной, мало разборчивой, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми .
Для детей с ДЦП характерны наличие синкинезий (движение нижней
челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движениях языка); парезы и гиперсаливация, замедленный темп артикуляционных движений; трудность в переключении артикуляционных движений. Дошкольники данной категории слабо ощущают положение и движение органов артикуляции. Для большинства детей характерны напряженности и подергивания языка, непроизвольные, насильственные движения мышц языка. Именно поэтому дети нуждаются в проведении коррекционной работы по коррекции двигательной активности артикуляционного аппарата.
При формировании двигательной активности артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП проводится коррекционная работа по развитию правильного артикуляционного уклада, подвижности артикуляционного аппарата, динамической организации движений артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, продолжительности и силы выдоха.
Основным содержанием работы являются: артикуляционная и мимическая гимнастики, массаж мимической мускулатуры и дыхательные упражнения.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата и объединения речевых простых движений в сложные речевые движения, формирование воздушной струи для воспроизведения правильного речевого звука.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Афанасьева Р. А., Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения на этапе подготовки к школе // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 3. — С. 49-55.
2) Бадалова Э.Ю. Критерии готовности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) к обучению в рамках инклюзивного образования / Э.Ю. Бадалова //Глобальный научный потенциал. – 2019. – No5 (98). – С. 29-31
3) Бондаренко М.А. Значение сенсорного воспитания в жизни ребенка// РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ И УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 августа 2022 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч. 2 / - Уфа: Аэтерна, 2022. С. 37-40.
4) Бочарникова О.А. Психологические особенности личности детей с ДЦП/ Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики. Материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума О.А. Бочарникова / Под редакцией М.В.Шакуровой. – 2019. – С. 59-61.
5) Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников /С.М. Вайнерман А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. – М.: Владос, 2018. – 45 с.
6) Гончарова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с ДЦП посредством интерактивных технологий / Е.Ю. Гончарова // Современное педагогическое образование. 2021. – No2. – С. 135-139.
7) Грищенко Т. А., Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования : тематические индивидуальные занятия и игры : методическое пособие. — Москва : Владос, 2017. — 95 с.
8) Гусева И.В. Игрушки из солёного теста. -СПб.: Литера, 2020.
9) Загрудняк М. А., Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 10. — С. 62-67
10) Ионова А.Г. Современные тенденции обучения детей с ДЦП в образовательных организациях / А.Г. Ионова // Вопросы педагогики. – 2021. – No4–2. – С. 91-94.
11) Моисеева Е.А. Использование ресурсов темной сенсорной комнаты в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья//https://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/GovId_121/statjya_moiseevae.pdf (дата обращения 03.11.2022)
12) Петрова И.С. Анализ воображения у старших дошкольников с детским церебральным параличом в процессе работы со сказкой//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 3. С. 193-195
13) Рязанова Е.Н. Васильева В.С. Приемы развития двигательной активности артикуляционного аппарата дошкольников с детским церебральным параличом//ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Уфа, 2022. С. 67-70
14) Сентябрев Н. Н., Эффекты влияния аромамасел и музыки различного эмоционального характера на биоэлектрическую активность головного мозга // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 6. — С. 12.
15) Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО / Е. О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Юрайт, 2019. – 224 с.
16) Сухорокова Г.А. Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитально-образовательном процессе / Г.А. Сухорукова, А.А. Яицкая, И.Т. Гасанова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – No3 (40). – С. 13–15.
17) Тимургалеева Л. Г., Развитие сенсорных способностей и выявление внутреннего потенциала дошкольников на основе создания реабилитационно-развивающего пространства в деятельности социального приюта для детей и подростков // Социальное обслуживание. — 2019. — № 10. — С. 80-95
18) Файзуллаева Ш. Особенности сенсорного воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в семье//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей LVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 234-236
19) Чермашенцева Т. В., "Зонтик-познавайка": дидактическое пособие для детей 2-4 лет // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 7. — С. 69-72
20) Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 55.